Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 мая 2007 г. № 244

О криминологической экспертизе

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 600 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 265, 1/10193);

Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 230 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 65, 1/12584);

Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 621 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 1/13223);

Указ Президента Республики Беларусь от 24 января 2014 г. № 49 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2014, 1/14788);

Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 2021 г. № 112 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.03.2021, 1/19583);

Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2024 г. № 96 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.03.2024, 1/21275)

 

В целях дальнейшего совершенствования системы мер по предупреждению преступности и создания надлежащих условий для прогнозирования возможных криминогенных последствий принятия (издания) нормативных правовых актов постановляю:

1. Утвердить Положение о порядке проведения криминологической экспертизы (прилагается).

2. Переименовать государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь» в государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь».

3. Внести изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

3.1. утратил силу;

3.2. в абзаце седьмом подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О создании государственного учреждения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 125, 1/7793) слова «обязательную криминологическую экспертизу проектов декретов и указов Президента Республики Беларусь» заменить словами «криминологическую экспертизу проектов законов Республики Беларусь».

4. Генеральному прокурору Республики Беларусь:

в четырехмесячный срок утвердить методические рекомендации по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь;

по результатам проведения криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь до 1 января 2010 г. внести Президенту Республики Беларусь предложения о возможности проведения данной экспертизы в отношении проектов иных нормативных правовых актов Республики Беларусь.

5. Совету Министров Республики Беларусь в четырехмесячный срок:

принять меры по включению в программы курсов «Криминология» и «Социология права», преподаваемых в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования по группе специальностей «Право» (правоведение, экономическое право, политология), изучение методологии криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

совместно с Генеральной прокуратурой обеспечить принятие иных мер по реализации данного Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1 и 3, вступающих в силу через четыре месяца после официального опубликования Указа.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
29.05.2007 № 244
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
18.03.2021 № 112)

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения криминологической экспертизы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяются правовые и организационные основы проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) (далее, если не указано иное, – криминологическая экспертиза).

2. Криминологическая экспертиза – исследование содержания проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) в целях выявления в нем норм права, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение негативных последствий в различных сферах общественных отношений в связи с наличием рисков криминогенного характера (далее – возникновение рисков криминогенного характера).

3. Основными задачами криминологической экспертизы являются:

объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения нормативных правовых актов, соответствующее современному развитию криминологической науки;

подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов (нормативных правовых актах) недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера;

формирование предусмотренного в нормативных правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера.

ГЛАВА 2
ПРОВЕДЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

4. Криминологическая экспертиза проводится государственным учреждением «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» (далее – Научно-практический центр).

5. Криминологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законопроекты, проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, если иное не предусмотрено в пункте 6 настоящего Положения.

Криминологической экспертизе подлежат также:

законопроекты, в которые в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь внесены изменения (за исключением изменений, обусловленных требованиями нормотворческой техники, не влияющих на содержание предписаний нормативного правового акта) и которые подготовлены для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтениях;

проекты нормативных правовых актов, принимаемых несколькими нормотворческими органами, в случае, если первым в числе принимающих этот акт указан Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Управление делами Президента Республики Беларусь, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз.

6. Не подлежат криминологической экспертизе проекты нормативных правовых актов:

подготовленные в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия или прекращением международных договоров Республики Беларусь;

относящиеся к техническим нормативным правовым актам;

содержащие государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

Национального банка о выпуске в обращение банкнот и монет, в том числе памятных банкнот, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, и их изъятии из обращения, об установлении ставки рефинансирования Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервных требований), о минимальном размере уставного фонда банка, небанковской кредитно-финансовой организации, о размере (квоте) участия иностранного капитала в банковской системе;

о регулировании цен (тарифов) на товары, работы (услуги), за исключением нормативных правовых актов, определяющих порядок установления и применения цен (тарифов);

по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь.

7. Проект нормативного правового акта, в отношении которого не предусмотрено проведение криминологической экспертизы, может быть направлен для проведения криминологической экспертизы по решению подготовившего его государственного органа (организации).

Криминологическая экспертиза нормативного правового акта, принятого (изданного) до введения криминологической экспертизы, проводится по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры. Заключение криминологической экспертизы направляется субъекту, принявшему такое решение, и нормотворческому органу, принявшему (издавшему) нормативный правовой акт.

8. Проведение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь осуществляется перед их внесением в установленном порядке на рассмотрение Главы государства после их согласования с заинтересованными государственными органами и иными организациями и до проведения обязательной юридической экспертизы.

Проведение криминологической экспертизы законопроектов, проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь осуществляется после проведения их обязательной юридической экспертизы (в отношении законопроектов – Национальным центром законодательства и правовой информации, уполномоченным структурным подразделением Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, в отношении проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь – Министерством юстиции).

Проведение криминологической экспертизы проектов постановлений Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз осуществляется после их обязательной юридической экспертизы, осуществляемой юридическими службами названных государственных органов.

9. Направление для проведения криминологической экспертизы осуществляется:

проекта нормативного правового акта Президента Республики Беларусь – государственным органом (организацией), вносящим данный проект на рассмотрение Главы государства;

законопроекта, вносимого в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, – соответствующим субъектом права законодательной инициативы (законопроекта, по которому субъектом права законодательной инициативы является Президент Республики Беларусь, – государственным органом (организацией), вносящим данный законопроект на рассмотрение Главы государства);

законопроекта с изменениями, внесенными в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, подготовленного для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтениях, – головной постоянной комиссией Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющей предварительное рассмотрение законопроекта и подготовку его к рассмотрению Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь;

проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь – государственным органом (организацией), вносящим данный проект на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь;

проектов постановлений Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз – соответствующим нормотворческим органом;

проекта нормативного правового акта, принимаемого несколькими нормотворческими органами, – нормотворческим органом, который указан первым в числе принимающих этот акт, проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка – государственным органом, подготовившим данный проект;

нормативного правового акта, принятого (изданного) до введения криминологической экспертизы, – Советом Министров Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой, другим государственным органом (организацией), определенным Администрацией Президента Республики Беларусь.

10. К направляемому для проведения криминологической экспертизы проекту нормативного правового акта, за исключением законопроекта, подготовленного для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтениях, прилагаются:

сопроводительное письмо (за исключением случаев направления проектов нормативных правовых актов посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (далее – АИС НРПА);

обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта;

финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта;

справка о согласовании проекта нормативного правового акта (при наличии);

таблица неучтенных замечаний и (или) предложений по проекту нормативного правового акта с мотивированным обоснованием по каждому из них (при наличии);

заключение обязательной юридической экспертизы (в случае, предусмотренном в части второй пункта 8 настоящего Положения) или информация о результатах рассмотрения юридической службой проектов нормативных правовых актов, указанных в части третьей пункта 8 настоящего Положения.

При направлении для проведения криминологической экспертизы законопроекта, подготовленного для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтениях, к законопроекту прилагаются сопроводительное письмо (за исключением случаев направления законопроекта посредством АИС НРПА) и заключение обязательной юридической экспертизы.

11. Научно-практический центр вправе запрашивать у государственных органов и иных организаций дополнительную информацию, необходимую для проведения криминологической экспертизы, а также при необходимости привлекать к проведению данной экспертизы специалистов государственных органов и иных организаций по согласованию с руководителями этих органов и организаций.

При проведении криминологической экспертизы нормативного правового акта, принятого (изданного) до введения обязательной криминологической экспертизы, Научно-практический центр вправе запрашивать информацию об анализе практики применения этого акта у нормотворческих органов, принявших (издавших) этот акт либо вносивших проект данного нормативного правового акта в нормотворческий орган.

Информация, указанная в части первой настоящего пункта, представляется в течение трех рабочих дней со дня получения запроса Научно-практического центра, а указанная в части второй настоящего пункта, – в течение десяти рабочих дней со дня его получения.

12. Содержание проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) на предмет наличия в нем рисков криминогенного характера подвергается криминологической экспертизе на основе общих принципов нормотворческой деятельности, а также специальных принципов и критериев оценки криминологической экспертизы (приложение).

13. Криминологическая экспертиза проводится в течение семи рабочих дней, за исключением случаев, указанных в частях третьей–восьмой настоящего пункта, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь.

В случае, если объем проекта нормативного правового акта превышает 100 страниц, срок проведения криминологической экспертизы, указанный в части первой настоящего пункта, может быть продлен руководителем Научно-практического центра (лицом, исполняющим его обязанности) по согласованию с субъектом, направившим проект нормативного правового акта на криминологическую экспертизу, но не более чем на десять рабочих дней.

Криминологическая экспертиза срочного проекта нормативного правового акта проводится не позднее рабочего дня, следующего за днем получения проекта.

Криминологическая экспертиза законопроекта с изменениями, внесенными в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, проводится в течение пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено в части пятой настоящего пункта.

Криминологическая экспертиза законопроекта, рассмотрение которого в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь предполагается объявить срочным (объявлено срочным), проводится в течение трех рабочих дней.

Криминологическая экспертиза повторно направленного проекта нормативного правового акта проводится в течение трех рабочих дней.

Криминологическая экспертиза нормативного правового акта, принятого (изданного) до введения криминологической экспертизы, проводится в месячный срок.

Криминологическая экспертиза проекта нормативного правового акта, указанного в части первой пункта 7 настоящего Положения, проводится в месячный срок.

14. Течение срока проведения криминологической экспертизы начинается на следующий день после получения Научно-практическим центром проекта нормативного правового акта с необходимыми прилагаемыми материалами (нормативного правового акта).

15. При выявлении в проекте нормативного правового акта недостатков, влекущих возникновение рисков криминогенного характера, устранение которых не требует существенной переработки положений проекта и последующего согласования с заинтересованными государственными органами и иными организациями, Научно-практический центр может не позднее последнего дня срока проведения криминологической экспертизы внести субъекту, направившему проект нормативного правового акта на криминологическую экспертизу, предложение о необходимости доработки проекта посредством внесения в рабочем порядке соответствующих изменений.

При согласии с устранением имеющихся замечаний субъект, направивший проект нормативного правового акта на криминологическую экспертизу, осуществляет доработку проекта в течение пяти рабочих дней. Течение срока доработки начинается с рабочего дня, следующего за днем внесения Научно-практическим центром предложения о необходимости доработки проекта нормативного правового акта.

Заключение криминологической экспертизы по доработанному проекту нормативного правового акта должно быть представлено не позднее трех рабочих дней со дня получения доработанного проекта Научно-практическим центром.

16. В случаях, когда в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов», а также установленных Советом Министров Республики Беларусь, осуществляется внесение изменений в тексты постановлений Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз после их принятия и до их направления Министерством юстиции для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, криминологическая экспертиза данных нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном настоящим Положением для соответствующих проектов нормативных правовых актов.

Направление нормативных правовых актов, указанных в части первой настоящего пункта, для проведения криминологической экспертизы осуществляется соответствующим нормотворческим органом с приложением сопроводительных документов, перечисленных в части первой пункта 10 настоящего Положения, за исключением заключения обязательной юридической экспертизы.

17. Криминологическая экспертиза не проводится в следующих случаях:

проект нормативного правового акта (нормативный правовой акт) направлен для проведения криминологической экспертизы субъектом, не указанным в пункте 9 настоящего Положения;

проект нормативного правового акта не подлежит криминологической экспертизе, за исключением случая, предусмотренного в части первой пункта 7 настоящего Положения;

не представлена информация, указанная в пункте 10 настоящего Положения;

проект нормативного правового акта отзывается по инициативе субъекта, представившего его на криминологическую экспертизу.

В случаях, предусмотренных в абзацах втором–четвертом части первой настоящего пункта, субъекту, направившему проект нормативного правового акта (нормативный правовой акт) для проведения криминологической экспертизы, в течение двух рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) сообщается об отказе в проведении криминологической экспертизы с указанием причин такого отказа.

18. В случае установления нарушения нормотворческим органом требований настоящего Положения о направлении проекта нормативного правового акта для проведения криминологической экспертизы Генеральная прокуратура информирует об этом нормотворческий орган.

В течение пяти рабочих дней после получения информации, указанной в части первой настоящего пункта, нормотворческий орган сообщает в Генеральную прокуратуру о принятых мерах по устранению выявленного нарушения.

ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

19. По результатам криминологической экспертизы составляется заключение, в котором должны содержаться:

информация о том, когда и кем проект нормативного правового акта представлен для проведения криминологической экспертизы (когда и кем нормативный правовой акт принят (издан) и представлен для проведения криминологической экспертизы);

информация об участии в проведении криминологической экспертизы специалистов государственных органов и иных организаций (в случае их привлечения Научно-практическим центром);

общая криминологическая оценка проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта);

указание на наличие в проекте нормативного правового акта (нормативном правовом акте) норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера, с обоснованием соответствующего вывода либо на отсутствие таких норм;

обоснованные предложения об устранении выявленных в проекте нормативного правового акта (нормативном правовом акте) недостатков правового регулирования общественных отношений (при наличии норм права, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера).

Заключение криминологической экспертизы может содержать иную информацию, связанную с проведением криминологической экспертизы.

20. Заключение криминологической экспертизы подписывается руководителем Научно-практического центра (лицом, исполняющим его обязанности).

21. Заключение криминологической экспертизы по проекту нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению субъектом, направившим проект нормативного правового акта для проведения криминологической экспертизы.

Заключение криминологической экспертизы по нормативному правовому акту, принятому (изданному) до введения криминологической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению соответствующими субъектами, указанными в части второй пункта 7 настоящего Положения.

22. В случае, если по результатам криминологической экспертизы установлено наличие в проекте нормативного правового акта норм права, применение которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, субъект, направивший проект нормативного правового акта для проведения криминологической экспертизы, осуществляет анализ заключения криминологической экспертизы и принимает решение об учете (неучете) выводов (их части), содержащихся в данном заключении.

При согласии с выводами (их частью), содержащимися в заключении криминологической экспертизы, субъектом, направившим проект нормативного правового акта для проведения криминологической экспертизы, осуществляется доработка проекта нормативного правового акта.

При несогласии с выводами (их частью), содержащимися в заключении криминологической экспертизы, замечания и (или) предложения отражаются в таблице неучтенных замечаний и (или) предложений по проекту нормативного правового акта с мотивированным обоснованием по каждому из них, что не препятствует дальнейшему рассмотрению проекта нормативного правового акта нормотворческим органом (должностным лицом).

23. В случае, если в заключении криминологической экспертизы по нормативному правовому акту, принятому (изданному) до введения криминологической экспертизы, указано на наличие в таком акте норм права, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера, соответствующий нормотворческий орган (в отношении нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь – Администрация Президента Республики Беларусь, в отношении законов – Совет Министров Республики Беларусь) при согласии с выводами (их частью) в двухмесячный срок организует подготовку в установленном порядке предложений об изменении либо прекращении действия этого нормативного правового акта либо предусматривает такие изменения в рамках очередной корректировки данного нормативного правового акта.

 

 

Приложение

к Положению о порядке проведения
криминологической экспертизы

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
криминологической экспертизы

1. К специальным принципам криминологической экспертизы относятся:

принцип комплексного предупреждения, который обеспечивается воздействием результатов криминологической экспертизы на причины и условия противоправного поведения или злоупотребления правом, заключенные в дефектных нормах проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта);

принцип целенаправленности, который обеспечивается криминологическим прогнозом в отношении тех норм проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), которые могут повлиять (влияют) на формирование причин и условий противоправного поведения или злоупотребления правом;

принцип объективности, который обеспечивается криминологическим анализом соответствующей сферы правового регулирования во взаимосвязи с явлениями и процессами социальной действительности, сложившимися особенностями и современными направлениями развития общества и государства;

принцип адекватности, который обеспечивается соотносимостью выводов заключения криминологической экспертизы с закономерностями и тенденциями распространения различных форм отклоняющегося от социальных норм поведения, а также достоверностью и полнотой используемой при проведении криминологической экспертизы информации;

принцип независимости экспертной оценки, который обеспечивается самостоятельностью выводов лица, проводящего криминологическую экспертизу, без учета позиции государственных органов и иных организаций, участвующих в подготовке проектов нормативных правовых актов, а также других организаций.

2. Критериями оценки проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) при проведении криминологической экспертизы являются:

дискреционность (свобода усмотрения) полномочий государственных органов и иных организаций (должностных лиц), которая выражается в возможности злоупотребления правом ввиду предоставления необоснованно широких либо нормативно не регламентированных полномочий при принятии (осуществлении) значимых для субъектов правоотношений решений (действий);

определенность правовых предписаний, которая обеспечивается соответствием методов и способов правового регулирования сфере и предмету правового регулирования, его целям и принципам, наличием компетенции нормотворческого органа, установлением четких пределов реализации нормотворческих полномочий, в том числе для ведомственного и локального нормотворчества, обоснованным использованием бланкетных, отсылочных норм и оценочных понятий, выступающих в качестве оснований или условий возникновения или прекращения правоотношений, а также отсутствием пробелов и иных предпосылок, снижающих возможность применения норм согласно целям правового регулирования;

обоснованность установления исключений из общего порядка правового регулирования, которая обеспечивается отсутствием правовых предпосылок для конфликта интересов субъектов правоотношений, создания препятствий в реализации права либо условий злоупотребления правом отдельными субъектами правоотношений;

определенность и сбалансированность интересов, прав и обязанностей субъектов правоотношений, а также порядка их реализации и исполнения, которые обеспечиваются возможностью идентификации участников правоотношений и предъявляемых к ним требований, соблюдением баланса их законных интересов, в том числе посредством исключения взаимопротиворечащих норм, установления конкурсных процедур;

обеспеченность норм права механизмами реализации и контроля за выполнением, которая выражается в наличии экономических, организационных, технических и иных условий, требуемых для реализации норм, в том числе связанных со сроком их вступления в силу, способами и порядком принудительного исполнения (контроля), механизмами восстановления и защиты нарушенного права и правоохраняемых интересов;

определенность условий, оснований и порядка применения ответственности, которая обеспечивается ее установлением за существенное нарушение требований, определенностью признаков правонарушений, наличием действенного механизма (полномочий и порядка) реализации ответственности, соответствием ее вида и размера целям правового регулирования, формам эффективного предупреждения нарушений, их характеру и степени тяжести, обоснованным разрывом между верхним и нижним пределами мер ответственности, определенностью оснований и (или) условий для освобождения от ответственности либо ее смягчения.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.