Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 13.07.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 июня 2025 г. № 6

О судебной практике рассмотрения земельных споров

Обсудив результаты обобщения судебной практики рассмотрения земельных споров, в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что правильное и своевременное рассмотрение земельных споров является важным средством защиты прав и законных интересов землепользователей, направлено на обеспечение соблюдения основных принципов земельных отношений, способствует реализации государственной политики в области использования и охраны земель.

2. При рассмотрении земельных споров судам надлежит руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле), Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон № 133-З), указами Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», от 30 мая 2023 г. № 155 «О садоводческих товариществах», Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, Положением о порядке деления, слияния и изменения целевого назначения земельных участков, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2023 г. № 32, а также иными актами законодательства.

Следует иметь в виду, что нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

В случаях, когда международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе о земле, применяются правила международного договора.

3. Необходимо учитывать, что в соответствии с абзацем третьим статьи 108 Кодекса о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, наследованием земельных участков, возмещением убытков, а также между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности. Законодательными актами к исключительной компетенции судов могут быть отнесены и другие земельные споры.

Споры, связанные с границами земельных участков независимо от вида права на эти земельные участки, в отношении которых либо в отношении одного из которых фиксированная граница не устанавливалась, судам не подведомственны и подлежат разрешению Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами.

Земельные споры, не отнесенные законодательными актами к исключительной компетенции судов либо Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, могут рассматриваться указанными исполнительными комитетами и (или) судами.

Заинтересованные стороны и лица, участвующие в земельном споре, рассматриваемом Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом, вправе обжаловать решение по земельному спору в судебном порядке.

4. Рассматривая дела об обжаловании решений Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета по земельным спорам, судам надлежит руководствоваться требованиями статей 109 и 110 Кодекса о земле, Положением о порядке рассмотрения земельных споров Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами и образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2023 г. № 32.

При рассмотрении таких дел суду следует выяснять, образована ли соответствующим исполнительным комитетом комиссия по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров (далее – комиссия), а в случае, если она образована, – истребовать сведения о персональном составе комиссии и утвержденный в установленном порядке регламент ее работы. При этом необходимо обращать внимание на правомочность состава комиссии и наличие кворума на ее заседаниях, правильность оформления результатов работы комиссии, исследовать вопрос о надлежащем уведомлении заинтересованных сторон и лиц, участвующих в земельном споре, о времени и месте его рассмотрения.

Разрешая заявленное требование, суд наряду с проверкой соблюдения предусмотренного законодательством порядка рассмотрения земельного спора обязан проверить и правильность обжалуемого решения с учетом сложившегося порядка землепользования, соблюдения прав землепользователей на существующие постройки и других заслуживающих внимания обстоятельств.

5. Следует иметь в виду, что вопрос об отнесении подведомственных судам земельных споров к подсудности районных (городских) судов или экономических судов подлежит разрешению в соответствии с правилами подсудности, установленными процессуальным законодательством, исходя из субъектного состава участников спора и характера возникшего спорного правоотношения.

При этом необходимо учитывать, что иски о правах на земельные участки, в том числе об устранении нарушений прав собственника или иного землепользователя, не связанных с лишением права владения земельным участком, предъявляются в суд по месту нахождения земельного участка.

6. Разъяснить судам, что дела по спорам, связанным с возникновением, осуществлением, переходом или прекращением прав на земельные участки, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. К числу таких споров относятся споры о признании права на земельный участок, о недействительности сделок с земельными участками, об устранении препятствий в осуществлении права на земельный участок, споры, возникающие из договоров аренды земельного участка, об установлении земельного сервитута, о прекращении права частной собственности на земельный участок и другие споры о праве, возникающие из земельных отношений.

7. Обратить внимание, что в силу пункта 3 статьи 86 Кодекса о земле решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы как в вышестоящие государственные органы, так и непосредственно в суд. Обжалование решений, действий (бездействия) этих органов в вышестоящие государственные органы не лишает заинтересованных лиц права на обращение в суд.

Порядок обжалования решений государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, устанавливается законодательными актами (например, статьей 99 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).

Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляется государственными органами, указанными в статье 25 Кодекса о земле. Перечень государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, содержится в пункте 2 статьи 107 Кодекса о земле.

8. С целью своевременного и правильного разрешения земельных споров судам надлежит проводить тщательную подготовку дел к судебному разбирательству. С учетом характера спорных правоотношений необходимо уточнять предмет и основания заявленных требований, определять состав юридически заинтересованных в исходе дела лиц, принимать меры к получению доказательств о фактах, подлежащих доказыванию по делу.

В каждом конкретном случае следует проверять, предоставлен ли земельный участок в установленном порядке, произведена ли государственная регистрация создания земельного участка и возникновения прав на него, имеются ли у сторон правоудостоверяющие документы на земельный участок. Соответствующие сведения о земельном участке, включая его кадастровый номер, данные о правообладателях, виде права, могут быть получены судом из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. 

Для полного и всестороннего исследования всех обстоятельств земельного спора суду надлежит разрешить вопросы о необходимости истребования землеустроительного и регистрационного дел на земельный участок, осмотра земельного участка, в том числе с участием специалиста, назначения экспертизы.

9. Судам следует иметь в виду, что по делам о земельных спорах экспертиза назначается в случае возникновения вопросов, требующих специальных познаний в землеустройстве, строительстве и других областях (например, строительно-техническая экспертиза проводится для решения вопросов о возможных вариантах раздела земельного участка или установления порядка пользования земельным участком, определения площади и границ земельного сервитута). При этом вопросы права и правовой оценки исследуемых обстоятельств не могут быть поставлены перед экспертом, поскольку их разрешение относится к компетенции суда.

Проведение экспертизы по земельному спору может быть поручено государственной судебно-экспертной организации (ее подразделению), иной организации или индивидуальному предпринимателю, имеющим лицензию на осуществление деятельности по проведению соответствующих судебных экспертиз.

Заключение эксперта подлежит тщательной проверке и оценке судом с учетом объяснений сторон и других доказательств по делу.

При недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта, которые не могут быть восполнены путем допроса эксперта, суд вправе назначить дополнительную экспертизу. Нарушение правил проведения экспертизы, наличие в заключении противоречий либо возникшие у суда сомнения в правильности или обоснованности заключения могут служить основанием для назначения повторной экспертизы.

10. Обратить внимание судов, что основаниями приобретения прав на земельные участки являются предоставление земельного участка, сделки с земельными участками, их наследование, владение земельным участком в течение длительного времени, решение суда о признании права на земельный участок, а также иные установленные законодательными актами основания. Самовольное занятие земельного участка (части земельного участка) не влечет возникновения права на него.

Право на земельный участок возникает, переходит с момента государственной регистрации возникновения, перехода права, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Документом, удостоверяющим право на земельный участок, является свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, выдаваемое организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации).

Документы, удостоверяющие права на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (пункт 3 статьи 23 Кодекса о земле).

11. Судам необходимо учитывать, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в порядке и с соблюдением требований, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель. Порядок предоставления земельных участков независимо от цели их предоставления и вида права на них регулируется Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков.

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Кодекса о земле земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукционов. Без проведения аукционов земельные участки могут предоставляться лишь в случаях, устанавливаемых Кодексом о земле.

Земельный участок может быть предоставлен другому лицу только после его изъятия компетентным органом у прежнего землепользователя.

Изъятие и предоставление земельных участков осуществляется областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, а также иными компетентными органами в соответствии с их полномочиями. При этом суд не наделен правом предоставления земельного участка, в том числе и в случае признания неправомерным решения компетентного органа об отказе в таком предоставлении.

12. Обратить внимание судов, что земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, аренды и других) при соблюдении условий, установленных Кодексом о земле и иными актами законодательства. В качестве таких условий могут предусматриваться, в частности, согласие собственника земельного участка на совершение сделки, сохранение целевого назначения земельного участка, принятие государственным органом, осуществляющим регулирование и управление в области охраны и использования земель, решения о разрешении сделки с земельным участком.

Следует иметь в виду, что нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) в части, касающейся сделок с земельными участками, применяются в той мере, в какой их оборот допускается законодательством об охране и использовании земель (статья 1150 ГК).

Сделки с земельными участками, находящимися в частной собственности, а также перечисленные в статье 63 Кодекса о земле иные сделки должны быть совершены в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации.

Сделки с земельными участками могут быть признаны недействительными не только по основаниям, установленным законодательством об охране и использовании земель, но и по основаниям недействительности сделок, предусмотренным гражданским законодательством.

13. С учетом принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац четвертый статьи 5 Кодекса о земле) при переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на эти объекты к их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены.

В случае раздела между супругами (бывшими супругами) приобретенных ими в период брака в общую совместную собственность жилого дома, дачи, в том числе не завершенных строительством и законсервированных в установленном законодательством порядке, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, садового домика либо долей в праве собственности на эти объекты, расположенных на земельном участке, являющемся собственностью одного из супругов (бывших супругов), супруг (бывший супруг), не являющийся собственником земельного участка, в силу пункта 4 статьи 70 Кодекса о земле вправе требовать от другого супруга (бывшего супруга) отчуждения ему доли в праве собственности на земельный участок.

Следует учитывать, что отчуждаемая доля в праве собственности на земельный участок должна соответствовать доле в праве собственности на указанные объекты недвижимого имущества, перешедшей в результате раздела имущества к супругу (бывшему супругу), не являющемуся собственником земельного участка, в том числе когда раздел имущества произведен с отступлением от равенства долей супругов в общей собственности.

При недостижении соглашения об условиях отчуждения доли в праве на земельный участок либо уклонении собственника земельного участка от ее отчуждения супруг (бывший супруг), к которому перешла доля в капитальном строении (изолированном помещении), вправе требовать отчуждения ему доли в праве собственности на земельный участок в судебном порядке.

Разрешая такой спор, суду необходимо учитывать, что стоимость отчуждаемой доли в праве собственности на земельный участок может быть определена с учетом рыночной стоимости земельного участка, но не ниже стоимости этой доли, определенной исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

14. Разъяснить судам, что земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан либо в их пожизненном наследуемом владении, могут наследоваться по закону или по завещанию с учетом требований законодательства об охране и использовании земель.

В силу пункта 1 статьи 67 и пункта 2 статьи 68 Кодекса о земле наследники земельных участков обязаны обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по истечении установленного гражданским законодательством срока для принятия наследства, но не позднее 18 месяцев со времени открытия наследства.

Срок обращения за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок или права пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть продлен по заявлению наследника соответственно судом либо местным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией, но не более чем на 6 месяцев, если у наследника имелась уважительная причина, препятствовавшая ему обратиться за государственной регистрацией перехода соответствующего права на земельный участок (например, болезнь, отсутствие в Республике Беларусь).

Указанный шестимесячный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

15. Обратить внимание судов, что согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса о земле граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение 15 и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) установленном законом размере. Вопрос о предоставлении земельного участка в таких случаях разрешается компетентным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель.

Владение является добросовестным при отсутствии противоправности в завладении земельным участком. Об открытости владения земельным участком свидетельствует очевидность этого факта для окружающих. Непрерывным признается владение земельным участком, если оно не прекращалось в течение всего срока владения.

Добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком могут подтверждаться сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, строительным паспортом и (или) паспортом домовладения, документами об уплате земельного налога, а также иными доказательствами.

Исходя из положений пункта 3 статьи 113 Кодекса о земле, в срок владения включается и период, когда добросовестное и открытое владение земельным участком (в том числе лицом, чьим правопреемником является гражданин, владеющий земельным участком) началось до 1 января 2009 г. и продолжалось после вступления в силу Кодекса о земле 2008 года.

16. Разъяснить судам, что раздел земельного участка может быть произведен в случае, если земельный участок является делимым. Делимым признается земельный участок, который может быть разделен на части при условии, что каждая из них после раздела образует новый земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных и иных норм и правил (пункт 1 статьи 10 Кодекса о земле). При этом целевое назначение каждого из образованных в результате раздела земельных участков должно соответствовать целевому назначению земельного участка до его раздела.

Вопрос о том, возможен ли раздел земельного участка и будут ли при этом соблюдены установленные законодательством нормы и правила, суду следует решать с учетом мнения соответствующих компетентных органов (их подразделений), служб.

Создание вновь образованных в результате раздела земельных участков, возникновение и ограничение (обременение) прав на них подлежат государственной регистрации.

17. Судам необходимо учитывать, что раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, за исключением случаев, связанных с разделом этих домов, а также раздел земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) иных капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства допускается на основании решения о разрешении раздела земельного участка, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель.

Решение о разрешении раздела земельного участка требуется и при разделе земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для строительства (строительства и обслуживания) жилого дома, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилых домов, возведенных на этих земельных участках.

Раздел земельных участков в указанных случаях возможен лишь при соблюдении предусмотренных пунктами 2–4 статьи 10 Кодекса о земле условий, которые подлежат проверке государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, при принятии им решения о разрешении раздела земельного участка. Отсутствие такого решения не препятствует возбуждению дела в суде по иску о разделе земельного участка, но может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования.

Следует иметь в виду, что не требуется решение о разрешении раздела земельного участка при разделе земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (кроме указанных в части второй настоящего пункта), в случае раздела этих домов. При этом раздел земельных участков может иметь место как одновременно с разделом жилых домов, так и после их раздела. Решение о разрешении раздела земельного участка не требуется и при разделе земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) иных капитальных строений (зданий, сооружений), после завершения их строительства.

18. Разъяснить судам, что в отличие от раздела земельного участка порядок пользования может быть установлен как в отношении делимого, так и неделимого земельного участка. Установленный судом порядок пользования земельным участком государственной регистрации не подлежит.

Порядок пользования земельным участком определяется исходя из размера долей землепользователей в праве на него.

В тех случаях, когда не определены доли в праве на земельный участок, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в общей долевой собственности землепользователей, порядок пользования земельным участком устанавливается с учетом долей в праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения) либо долей в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения.

Отсутствие правоудостоверяющих документов на земельный участок не препятствует возбуждению дела и не исключает возможности определения порядка пользования земельным участком, если осуществлена государственная регистрация создания земельного участка.

Порядок пользования земельным участком может быть определен также в случае невозможности раздела находящегося на нем капитального строения (здания, сооружения).

19. Следует иметь в виду, что изменение капитального строения (здания, сооружения) либо его части в результате реконструкции не влечет изменения размера долей землепользователей в праве на земельный участок и не является безусловным основанием для изменения ранее установленного порядка пользования земельным участком.

Если в результате реконструкции (например, возведения пристройки, надстройки) капитального строения (здания, сооружения), произведенной одним из его собственников, другому собственнику созданы препятствия в пользовании земельным участком, последний вправе требовать изменения порядка пользования земельным участком с сохранением прежнего размера его части участка. В этом случае препятствия могут быть устранены путем организации проходов, проездов или общего двора за счет земель собственника, осуществившего реконструкцию.

При смене собственников капитального строения (здания, сооружения) установленный порядок пользования земельным участком по их требованию может быть изменен.

20. Раздел земельного участка или определение порядка пользования земельным участком, как правило, осуществляется с учетом заключения эксперта. При наличии в заключении нескольких вариантов суд избирает вариант наиболее приемлемый с учетом интересов каждого землепользователя.

Исходя из принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), при разделе земельного участка собственнику капитального строения (здания, сооружения) следует выделять часть земельного участка, на которой расположено это строение (здание, сооружение). При определении порядка пользования земельным участком выделяемая землепользователю часть земельного участка должна, как правило, прилегать к его части капитального строения (здания, сооружения).

В случае, когда в результате раздела земельного участка или определения порядка пользования земельным участком хозяйственные постройки, сооружения и насаждения, принадлежащие одному землепользователю, остаются на части земельного участка, выделяемой другому землепользователю, суду необходимо выяснить вопрос о возможности переноса этих построек, сооружений и насаждений. Если такой перенос технически невозможен либо является экономически нецелесообразным, следует решить вопрос об их сносе и (или) выплате собственнику денежной компенсации.

При установлении порядка пользования земельным участком допускается выделение в общее пользование собственников строений части земельного участка, если возможность устройства отдельных проходов (проездов) к принадлежащим каждому из собственников строениям отсутствует.

21. Обратить внимание судов, что землепользователь вправе требовать установления земельного сервитута. При этом такое требование может быть им заявлено к землепользователю соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и к землепользователю иного земельного участка независимо от вида права на земельный участок (пункт 1 статьи 21 Кодекса о земле).

Если между лицом, требующим установления земельного сервитута, и землепользователем обременяемого им земельного участка не достигнуто соглашение об установлении и (или) условиях земельного сервитута, спор подлежит разрешению в судебном порядке.

При рассмотрении таких споров судам следует проверять, соответствует ли установление земельного сервитута его целям, указанным в подпункте 1.19 пункта 1 статьи 1 Кодекса о земле, выяснять вопросы о возможных вариантах установления земельного сервитута, его границах и площади.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены без обременения чужого земельного участка земельным сервитутом, требование об установлении земельного сервитута удовлетворению не подлежит.

22. В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Кодекса о земле землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе, если иное не установлено законодательными актами, требовать от лица, в интересах которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которой определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – судом.

Требование об установлении (взыскании) платы за пользование земельным участком может быть заявлено землепользователем обременяемого земельного участка путем подачи соответствующего искового заявления как при разрешении спора об установлении земельного сервитута, так и после установления земельного сервитута.

При определении размера платы за пользование земельным участком, обремененным земельным сервитутом, суду необходимо учитывать вид права на земельный участок, срок действия земельного сервитута, цели его установления и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

23. Обратить внимание судов, что землепользователь может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения земельным участком.

Разрешая требования об устранении препятствий в пользовании земельным участком, судам надлежит проверять правомерность пользования земельным участком лицом, обратившимся с иском о защите своих прав, соответствие фактической границы его земельного участка границе, указанной в правоудостоверяющем документе, выяснять, имеются ли нарушения прав землепользователя, в чем конкретно они состоят и какие имеются способы их устранения. С этой целью необходимо исследовать, в частности, документы, содержащие сведения о предоставлении земельного участка, государственной регистрации права на него, виде права на земельный участок, площади и границах земельного участка со смежными землепользователями, схемы связи с объектами и контурами точек поворота границ земельного участка.

Если в ходе рассмотрения дела об устранении препятствий в пользовании земельным участком возник спор о правильности установления на местности границ земельного участка, в отношении которого произведена государственная регистрация его создания, суд разъясняет сторонам право на заявление требований о признании такой регистрации недействительной.

24. Разъяснить судам, что прекращение права частной собственности на земельные участки по судебному постановлению допускается в случаях, предусмотренных подпунктами 1.3, 1.5–1.7 пункта 1 статьи 75 Кодекса о земле, а также при принудительном изъятии земельных участков по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 75 Кодекса о земле.

В силу пункта 3 статьи 75 Кодекса о земле законодательными актами могут предусматриваться и иные случаи прекращения права частной собственности на земельные участки, в том числе на основании судебного постановления (например, часть вторая подпункта 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач»).

При удовлетворении судом требований о прекращении права частной собственности на земельный участок решение вопроса о его дальнейшем использовании относится к компетенции государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель.

25. Обратить внимание судов, что принудительное изъятие земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется на основании судебного постановления при нарушении землепользователем законодательства об охране и использовании земель, невыполнении им условий отвода земельного участка в установленные сроки, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

За нарушение законодательства об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательными актами, находящийся в частной собственности земельный участок может быть изъят, когда собственник земельного участка после получения предписания от государственного органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.12 и 2.13 пункта 2 статьи 75 Кодекса о земле), не принял мер к устранению допущенных нарушений в срок, установленный в предписании.

Прекращение права собственности на земельный участок в связи с невыполнением условий отвода этого участка допускается в силу статьи 83 Кодекса о земле, если землепользователем не исполнено предписание местного исполнительного комитета, содержащее требование о выполнении условий отвода земельного участка в конкретный срок.

По каждому делу суду необходимо проверять, было ли получено землепользователем соответствующее предписание, исполнено ли оно, выяснять причины его неисполнения.

Отсутствие данных о направлении землепользователю предписания об устранении нарушений законодательства об охране и использовании земель либо предписания о необходимости выполнения условий отвода земельного участка не является препятствием для возбуждения судом дела о прекращении права частной собственности на земельный участок и его принудительном изъятии, но может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

26. Судам следует иметь в виду, что прекращение права пожизненного наследуемого владения, пользования (постоянного, временного) земельным участком, аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по предусмотренным в статьях 77–79 Кодекса о земле основаниям производится по решению государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принявшего в соответствии с его компетенцией решение о предоставлении земельного участка, если иное не установлено Кодексом о земле и иными законодательными актами.

В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, указанные права на земельные участки могут быть прекращены на основании решения суда (например, часть вторая статьи 7 Закона Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 240-З «Об изъятии имущества»).

27. Обратить внимание судов, что государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, а также государственная регистрация сделки с земельным участком могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.

Основаниями для признания недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельный участок могут являться, в частности, нарушение порядка установления и закрепления границы земельного участка на местности, ошибки технического характера, допущенные при разработке проекта отвода земельного участка и (или) выполнении работ по установлению его границы, обозначенной в правоудостоверяющем документе (подпункт 1.45 пункта 1 статьи 1 Кодекса о земле), либо нарушение прав других землепользователей в результате отвода земельного участка и (или) осуществления оспариваемой государственной регистрации.

Следует учитывать, что технические ошибки в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, например описки в словах, пропуск слов, цифр, ошибки в арифметических расчетах (подпункт 1.20 пункта 1 статьи 1 Закона № 133-З), не влекут недействительность государственной регистрации, а подлежат исправлению регистратором в установленном законодательством порядке.

28. В резолютивной части решения суда по земельному спору должны содержаться выводы по всем заявленным требованиям. При этом необходимо указывать кадастровый номер земельного участка, его местонахождение и площадь, вид права на земельный участок.

По делам о разделе земельного участка или об определении порядка пользования земельным участком должны быть указаны выделяемые каждой из сторон части земельного участка, их размеры, сведения о подлежащих сносу (переносу) постройках, сооружениях, насаждениях и (или) взыскиваемой в связи с этим компенсации, а при определении порядка пользования земельным участком в случае необходимости – и часть земельного участка, оставляемая в общем пользовании сторон.

При установлении земельного сервитута указываются вид земельного сервитута (срочный или постоянный), цели его установления, границы и площадь, а также условия земельного сервитута и размер платы за пользование земельным участком (если они определялись судом).

В резолютивной части решения об устранении препятствий в пользовании земельным участком должны содержаться сведения о том, кто, какие действия и в чью пользу должен совершить для восстановления нарушенного права. При этом суд вправе установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

По делам об обжаловании решения, действий (бездействия) государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, или государственного органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, либо их должностных лиц резолютивная часть решения суда об удовлетворении заявленного требования должна содержать указание, какие решение, действия (бездействие), какого государственного органа (должностного лица) признаются неправомерными и какие действия должны быть совершены для устранения допущенного нарушения.

29. В случае выявления при рассмотрении земельных споров нарушений законодательства об охране и использовании земель в деятельности государственных органов, других организаций или их должностных лиц судам необходимо реагировать на них путем вынесения частных определений.

Судебным коллегиям по гражданским и экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска) обобщать и анализировать практику рассмотрения судами земельных споров, принимать меры по предупреждению судебных ошибок.

30. Признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 9 «О практике рассмотрения судами земельных споров»;

пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2013 г. № 9 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь»;

подпункт 1.20 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 11 «Об изменении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь»;

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2023 г. № 2 «Об изменении постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 9»;

пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2023 г. № 10 «Об изменении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь».

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

В.О.Сукало

 

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь

И.В.Тылец

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.