Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 ноября 2009 г. № 18
О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве»
В связи с изменением законодательства и в целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел с участием прокурора Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 193, 6/461) следующие изменения и дополнения:
1. В преамбуле:
слова «статьями 14–16 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1998 года «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., № 2, ст. 32)» заменить словами «статьями 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей»;
слово «постановляет:» заменить словами «постановляет дать следующие разъяснения:».
2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. В соответствии со статьей 125 Конституции Республики Беларусь, статьями 1, 4, 32, 33 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 2/1317; 2009 г., № 16, 2/1559) (далее – Закон о прокуратуре), статьей 349 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, за соответствием закону судебных постановлений хозяйственных судов, а также за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений и иных актов осуществляется органами прокуратуры Республики Беларусь.
На основании статьи 33 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении прокурор имеет полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством, в частности абзацем пятым статьи 7, статьями 301, 307, 320, 346, 349 и 353 ХПК.».
3. Дополнить постановление пунктами 11, 12 следующего содержания:
«11. Согласно статье 27 Закона о прокуратуре, статьям 6 и 66 ХПК прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции, руководствуясь установленными ХПК правилами подсудности и подведомственности:
предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов;
вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц (в том числе – государственных либо с долей государства в уставном фонде), индивидуальных предпринимателей, организаций, не являющихся юридическими лицами (в том числе – коллективов работников), граждан, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, если подлежащие защите интересы указанных лиц связаны с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и указанные лица дали свое согласие на предъявление прокурором в хозяйственный суд соответствующего иска (заявления).
12. В соответствии со статьей 265 ХПК, статьями 6, 18, 28, 30, 176, 211, 226, 234, 236 и 250 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 73, 2/198; 2009 г., № 171, 2/1593) (далее – Закон о банкротстве) прокурор вправе подать в хозяйственный суд по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве), заявление о банкротстве должника (крестьянского (фермерского) хозяйства, банка, страховой организации, организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, индивидуального предпринимателя, отсутствующего должника и др.):
когда им выявлены признаки преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства;
когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
в связи с неисполнением должником денежных обязательств;
в интересах кредиторов – Республики Беларусь, административно-территориальной единицы Республики Беларусь – по денежным обязательствам;
в других случаях, предусмотренных Законом о банкротстве и иными законодательными актами.
Согласно части двадцать первой статьи 130 Закона о банкротстве прокурор вправе предъявить в хозяйственный суд иск о признании недействительной сделки по продаже предприятия, если имеются основания для недействительности сделки, предусмотренные этой нормой, или иные основания для недействительности сделки, предусмотренные законодательными актами.
В соответствии с частью четвертой подпункта 1.35 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003 г., № 127, 1/5085; 2009 г., № 92, 1/10599) прокурору предоставлено право предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение десяти лет с момента возбуждения дела о банкротстве в хозяйственный суд, рассматривавший дело о банкротстве.
На основании пункта 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 1/10418), при обнаружении оснований для признания государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной органы прокуратуры обращаются в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет.
Согласно пункту 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, при обнаружении оснований для ликвидации юридического лица органы прокуратуры обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено законодательными актами.
При установлении нарушений законодательства прокурор в пределах своей компетенции обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в хозяйственный суд и с иными заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов (пункт 4 статьи 27 Закона о прокуратуре).».
4. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. ХПК предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в следующих формах:
искового заявления по хозяйственным (экономическим) спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
заявления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
ходатайства об обеспечении иска;
ходатайства об урегулировании спора между сторонами в порядке посредничества (в целях реализации задач, предусмотренных статьей 153 ХПК);
заявления (ходатайства) по вопросам, связанным с разбирательством дела;
заявления о возбуждении приказного производства;
ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда;
жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении;
апелляционного протеста на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу;
кассационного протеста на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции;
протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление;
представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
протеста на постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда;
в иных формах, предусмотренных законодательными актами.
Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе также вносить на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложения о даче хозяйственным судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений (статья 13 Закона о прокуратуре).».
5. В пункте 3:
слова «к статье 12 Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 года «О прокуратуре Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 10, ст. 95; 1994 г., № 30, ст. 513) (далее – Закон)» заменить словами «к статье 16 Закона о прокуратуре»;
после слова «заявлений» дополнить словом «, ходатайств»;
дополнить словами «, установленными ХПК.».
6. В пункте 4:
в части первой слово «соответствующей» исключить;
часть вторую исключить.
7. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. В соответствии с частью третьей статьи 66 ХПК, главой 3 Закона о прокуратуре с иском (заявлением, ходатайством) в защиту государственных и общественных интересов, в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц полномочны обратиться:
в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь – Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители, прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные Белорусский транспортный и Белорусский военный прокуроры и их заместители;
в хозяйственный суд области (города Минска) – Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители, прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные Белорусский транспортный и Белорусский военный прокуроры и их заместители, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуроры и их заместители.
Согласно статье 45 Закона о прокуратуре прокурор, обратившийся в хозяйственный суд с иском (заявлением, ходатайством) и обязанный принять участие в рассмотрении дела по первой инстанции Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь или хозяйственным судом области (города Минска), вправе дать нижестоящему прокурору письменное поручение принять участие в рассмотрении данного дела.
В силу статьи 11 Закона о прокуратуре в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие только Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители.
Исходя из норм статей 3, 45 Закона о прокуратуре обратившегося в хозяйственный суд с иском (заявлением, ходатайством) прокурора (его заместителей) в ходе рассмотрения дела вправе представлять нижестоящий прокурор, в том числе помощник, советник, начальник структурного подразделения органов прокуратуры и его заместители, старший прокурор и прокурор структурного подразделения органов прокуратуры.».
8. В пункте 7:
часть первую изложить в следующей редакции:
«Согласно абзацу седьмому пункта 4 статьи 27 Закона о прокуратуре обращение прокурора в хозяйственный суд с иском (заявлением, ходатайством) в защиту прав и законных интересов гражданина, индивидуального предпринимателя или организации не обусловлено наличием либо отсутствием у названных лиц возможности самостоятельного обращения с соответствующим иском (заявлением, ходатайством) в хозяйственный суд. Закон о прокуратуре не предусматривает особый порядок обращения прокурора в хозяйственный суд с иском (заявлением, ходатайством) в защиту интересов организаций государственной формы собственности либо организаций, имеющих в своем уставном фонде долю государственной собственности.»;
в части второй слова «При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии» заменить словами «В соответствии».
9. Пункт 11 исключить.
10. Пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. Предъявление прокурором иска (заявления, ходатайства) является мерой прокурорского реагирования на выявленные нарушения законодательства в процессе осуществления надзора за его исполнением. Полномочие на предъявление иска (заявления, ходатайства) непосредственно вытекает из части третьей статьи 66 ХПК, пункта 4 статьи 27 Закона о прокуратуре.
Полномочия участвующего в деле прокурора подтверждаются предъявлением служебного удостоверения, оформленного в установленном законодательством порядке.
В соответствии со статьей 45 Закона о прокуратуре полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении подведомственного хозяйственному суду дела, устанавливаются хозяйственным процессуальным законодательством.
Согласно статье 54 ХПК прокурор является лицом, участвующим в деле, поэтому на него распространяются все права и обязанности, предусмотренные статьей 55 ХПК.
При передаче полномочий на участие в рассмотрении дела прокурору нижестоящей либо вышестоящей прокуратуры, другой территориальной либо специализированной прокуратуры прокурор, предъявивший иск (заявление, ходатайство), письменно уведомляет об этом хозяйственный суд.».
11. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. При подготовке дела к судебному разбирательству хозяйственный суд, руководствуясь статьей 170 ХПК, вправе предложить прокурору уточнить предмет или основание иска (заявления, ходатайства), проверить расчет цены иска, представить дополнительные доказательства и т.п.
Участие прокурора при решении вопроса об утверждении мирового соглашения в посредничестве не требуется.
Участие прокурора в подготовительном судебном заседании обязательно, поскольку согласно статье 173 ХПК, если в ходе подготовительного судебного заседания будут собраны доказательства, достаточные для принятия хозяйственным судом первой инстанции решения по рассматриваемому делу, хозяйственный суд имеет право закончить подготовительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу, если присутствующие в подготовительном судебном заседании стороны согласны начать рассмотрение дела по существу в судебном заседании.».
12. Пункт 17 исключить.
13. В пункте 18:
в части первой слово «также» исключить;
часть вторую исключить.
14. Пункт 19 исключить.
15. В пункте 20:
часть первую изложить в следующей редакции:
«20. Прокурор, обратившийся в хозяйственный суд с иском (заявлением, ходатайством) в порядке статьи 6 ХПК, является процессуальным истцом и не подменяет собой истца, имеющего материально-правовой интерес в исходе дела. При этом прокурор пользуется процессуальными правами истца, в том числе на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, а также несет процессуальные обязанности истца, в том числе по соблюдению требований ХПК, предъявляемых к форме и содержанию иска (заявления, ходатайства), к обоснованию расчета цены иска, к порядку представления доказательств по делу.»;
в части второй слова «по просьбе» заменить словами «с согласия».
16. В пункте 21:
часть первую после слова «истца» дополнить словом «(заявителя)»;
часть третью изложить в следующей редакции:
«Принятый хозяйственным судом отказ истца (заявителя) от иска (заявления), который предъявлен прокурором, влечет прекращение производства по делу.».
17. В части первой пункта 22:
слова «обращении к прокурору с просьбой о предъявлении иска или» исключить.
18. В пункте 23:
в части первой слова «на то» исключить;
часть третью после слов «иска» и «истца» дополнить соответственно словами «(заявления)» и «(заявителя)».
19. Часть первую пункта 26 изложить в следующей редакции:
«26. Согласно части второй статьи 267 ХПК правом апелляционного опротестования решения хозяйственного суда первой инстанции обладает прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, и их согласия на принесение протеста.».
20. В части второй пункта 27 слова «абзаце 1» заменить словами «части первой».
21. Дополнить постановление пунктами 291 и 292 следующего содержания:
«291. В соответствии со статьей 271 ХПК прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, при получении копии апелляционной жалобы обязан направить в хозяйственный суд отзыв на нее в срок, обеспечивающий поступление отзыва в суд до дня рассмотрения апелляционной жалобы, и доказательства отсылки копий отзыва другим лицам, участвующим в деле. К отзыву на апелляционную жалобу могут быть приложены документы, подтверждающие возражения по жалобе.
292. В соответствии с частью восьмой статьи 66 и частью первой статьи 276 ХПК участие прокурора в рассмотрении хозяйственным судом апелляционной инстанции дела, возбужденного по его иску (заявлению, ходатайству), обязательно.».
22. Из пункта 30 части вторую и третью исключить.
23. В части первой пункта 33 слова «в Республике» заменить словом «Республики».
24. В пункте 35 слова «заявления (представления)» заменить словом «представления».
25. В пункте 36:
в части первой слова «по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда независимо от того, принимал ли он участие в рассмотрении дела, судебное постановление по которому подлежит исполнению» заменить словами «на стадии исполнительного производства»;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«Исходя из территориальной компетенции прокурора право принесения протеста на постановление судебного исполнителя, на его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям, прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам и их заместителям.».
Председатель |
В.С.Каменков |
|
|
Судья, секретарь Пленума |
Л.А.Колесникова |