Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 06.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

28 февраля 2022 года

город Минск

 

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе председательствующего Айриян Э.В., судей Ажибраимовой А.М., Баишева Ж.Н., Колоса Д.Г., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,

при секретаре судебного заседания Афанасьеве А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» о разъяснении положений технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 года № 19,

 

УСТАНОВИЛА:

 

I. Вопрос заявителя

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – Национальная палата предпринимателей) обратилась в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о разъяснении отдельных положений технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017) (далее – Технический регламент), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 года № 19 (далее – Решение № 19).

 

II. Выводы Большой коллегии Суда

Согласно пункту 2 статьи 19 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) компетенция Суда определяется Статутом Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору; далее – Статут Суда).

В соответствии с пунктом 46 Статута Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Евразийского экономического союза (далее – Союз, ЕАЭС) и решений органов Союза.

Согласно пункту 68 Статута Суда порядок рассмотрения дел о разъяснении определяется Регламентом Суда Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент Суда).

В соответствии со статьей 72 Регламента Суда судопроизводство по заявлениям о разъяснении включает подачу заявления о разъяснении, иных документов и материалов, относящихся к обозначенному в заявлении о разъяснении вопросу, либо заверенных копий таких документов и материалов, а также подготовку Судом консультативного заключения.

Требования, предъявляемые к заявлению органа Союза о разъяснении, содержатся в статье 10 Регламента Суда.

В соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 10 Регламента Суда в заявлении государства-члена или органа Союза о разъяснении указываются положения Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, по которым требуется разъяснение.

Таким образом, в компетенцию Суда входит разъяснение исключительно норм права Союза.

Согласно статье 6 Договора право Союза составляют: настоящий Договор; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия), принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Национальная палата предпринимателей просит дать разъяснение отдельных положений Технического регламента, некоторых его терминов и определений и возможности ввоза новых химических веществ на территорию ЕАЭС для целей нотификации.

Технический регламент ЕАЭС «О безопасности химической продукции» принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 года № 19, которое в соответствии с пунктом 16 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору; далее – Положение о Комиссии) вступило в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования.

Решение № 19 является действующим актом права Союза, и из его содержания следует, что оно регулирует процедурные вопросы в отношении конкретных субъектов (Комиссия и правительства государств-членов) по совершению ими действий, направленных на разработку и утверждение порядка формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза, порядка нотификации новых химических веществ, и не оказывает регулирующего воздействия на соответствующую сферу общественных отношений.

Пунктом 4 Решения № 19 предусмотрено условие о вступлении в силу Технического регламента. Установлено, что Технический регламент вступает в силу со 2 июня 2021 года при условии исполнения пункта 2 данного решения за исключением требований к препаративным формам пестицидов и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (переработки).

Пунктом 2 Решения № 19 установлено, что Комиссия совместно с правительствами государств-членов должна разработать и утвердить порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей ЕАЭС и порядок нотификации новых химических веществ, обеспечив их вступление в силу до 1 декабря 2018 года.

По состоянию на момент подачи в Суд рассматриваемого заявления о разъяснении и по настоящее время порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза и порядок нотификации новых химических веществ не утверждены, проект решения Совета Комиссии «О формировании и ведении реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза, нотификации новых химических веществ» находится на стадии разработки.

Предусмотренное пунктом 4 Решения № 19 условие, определяющее вступление в силу Технического регламента, – «разработка и утверждение порядка формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза и порядка нотификации новых химических веществ», не наступило, следовательно, Технический регламент не вступил в силу, является недействующим.

Как отметила Большая коллегия Суда в консультативном заключении от 31 октября 2019 года, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Договора, пунктом 13 Положения о Комиссии утверждаемые решением Комиссии технические регламенты Союза входят в право Союза, имеют нормативно–правовой характер, обязательны для государств-членов и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов (абзац 3 пункта 3 раздела «Выводы Суда»).

Соответственно, не вступивший в силу технический регламент ЕАЭС «О безопасности химической продукции» не является актом права Союза, не оказывает регулирующего воздействия на соответствующую сферу общественных отношений.

В этой связи разъяснение положений Технического регламента не входит в предметную компетенцию Суда по рассмотрению заявления о разъяснении права Союза и не соответствует требованиям права Союза, предъявляемым к содержанию заявления (подпункт в) пункта 1 статьи 10 Регламента Суда).

Согласно подпункту а) статьи 73 Регламента Суд отказывает в принятии к производству заявления о разъяснении в случаях, если заявление не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 10 Регламента.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 46 Статута Суда, статьей 10, подпунктом а) статьи 73, статьей 84 Регламента Суда, Большая коллегия Суда

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Отказать в принятии к производству заявления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» о разъяснении положений технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 года № 19.

Копию постановления направить Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Председательствующий

Э.В.Айриян

Судьи:

А.М.Ажибраимова

 

Ж.Н.Баишев

 

Д.Г.Колос

 

Т.Н.Нешатаева

 

В.Х.Сейтимова

 

Г.А.Скрипкина

 

А.Э.Туманян

 

А.А.Федорцов

 

К.Л.Чайка

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.