Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 05.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 декабря 2015 г. № Р-1027/2015

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания».

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 15 декабря 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с использованием товарных знаков и знаков обслуживания, с учетом правоприменительной практики и международных обязательств Республики Беларусь. Изменения и дополнения вносятся в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» и Гражданский кодекс Республики Беларусь.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. В соответствии с частью третьей статьи 51 Конституции интеллектуальная собственность охраняется законом.

Из данной конституционной нормы вытекает обязанность государства по законодательному регулированию общественных отношений в целях обеспечения эффективной правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. К объектам интеллектуальной собственности в силу статьи 980 Гражданского кодекса относятся в том числе товарные знаки и знаки обслуживания (далее – товарные знаки) как средства индивидуализации товаров, работ, услуг.

Частью первой статьи 8 Конституции установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Приведенное конституционное положение обусловливает для законодателя необходимость согласования правовой охраны товарных знаков с нормами международных договоров Республики Беларусь в этой области.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции).

Положениями статьи 1 Закона уточняются отдельные основания для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков, содержание заявки на регистрацию товарного знака и условия проведения предварительной экспертизы заявки (абзац пятый пункта 4, пункты 5, 6, 9); предусматривается публикация сведений о заявке, прошедшей предварительную экспертизу и принятой к рассмотрению, на официальном сайте патентного органа в глобальной компьютерной сети Интернет (пункт 10); устанавливается срок проведения экспертизы заявленного обозначения, проводимой по завершении предварительной экспертизы, не превышающий двух лет с даты принятия решения о принятии заявки к рассмотрению (абзац третий пункта 11).

Исходя из положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Сингапурского договора о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 года (вступил в силу для Республики Беларусь 13 мая 2014 г.), статьей 1 Закона не признается нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств – членов Евразийского экономического союза непосредственно владельцем или другим лицом с согласия владельца такого знака (пункт 3); определяется случай ведения дел по заявке и регистрации товарного знака только через патентных поверенных (пункт 6); предусматривается восстановление сроков, пропущенных заявителем при регистрации товарного знака (пункт 15); устанавливается порядок международной регистрации товарных знаков, ее преобразования в национальную заявку, замены национальной регистрации международной регистрацией (пункты 17 и 18).

Указанные и иные нормы Закона свидетельствуют, по мнению Конституционного Суда, о развитии правовой охраны товарных знаков, основанном на конституционных положениях и учитывающем международные обязательства государства, направленном на законодательное обеспечение реализации исключительных прав лиц на использование товарных знаков и распоряжение ими.

2. Товарный знак, будучи средством индивидуализации товаров (работ, услуг), несет определенную информацию, которая позволяет покупателю отождествлять товар (работу, услугу) с конкретным производителем и формирует соответствующее представление о качестве товара (работы, услуги). Кроме того, законодателем устанавливается, что после публикации сведений о заявке на регистрацию товарного знака на официальном сайте патентного органа в глобальной компьютерной сети Интернет согласно требованиям Закона (пункт 10 статьи 1) любое лицо вправе ознакомиться с этой заявкой и прилагаемыми к ней документами.

Таким образом, Законом создаются условия для реализации в области правовой охраны товарных знаков конституционного права граждан на получение информации и обязанности государственного органа предоставить гражданину такую возможность (части первая и вторая статьи 34 Конституции). Доступ к этой информации позволит владельцам конкурирующих товарных знаков, иных средств индивидуализации и другим заинтересованным лицам принимать своевременно предусмотренные законом согласно части третьей статьи 51 Конституции меры по защите своих прав на объекты интеллектуальной собственности.

3. Законом определены случаи отказа в регистрации в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначений, тождественных или сходных до степени смешения: с промышленным образцом, право на который в Республике Беларусь принадлежит другому лицу; с наименованием охраняемого в Республике Беларусь селекционного достижения; с охраняемым в Республике Беларусь фирменным наименованием (пункт 5 статьи 1).

Конституционный Суд отмечает, что данные положения Закона, как и положения о договорах уступки исключительного права на товарный знак, залога имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, лицензионного договора (пункт 23 статьи 1, пункт 6 статьи 2), устанавливают дополнительные правовые механизмы защиты прав авторов изобретений и селекционных достижений, обладателей фирменных наименований, участников иных гражданско-правовых отношений, возникающих в этой области, и развивают конституционную норму о регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13 Конституции).

4. В соответствии с изменениями, вносимыми пунктом 12 статьи 1 Закона в пункт 1 статьи 11 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания», решения патентного органа, связанные с отказом в принятии заявки на регистрацию товарного знака к рассмотрению, либо решения об отказе в регистрации товарного знака, либо решения, принятые по результатам повторной экспертизы заявленного обозначения, могут быть обжалованы заявителем в Апелляционный совет при патентном органе или в суд.

По мнению Конституционного Суда, данная норма согласуется с конституционным положением о гарантированности каждому защиты его прав компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60 Конституции). В ряде решений Конституционного Суда отмечалось, что каждый субъект правоотношений в случае нарушения его прав и свобод может обратиться в суд для их защиты; приведенная конституционная норма не содержит указания о допустимости судебной защиты только после досудебного урегулирования спора. Возможность использования досудебного урегулирования спора в целях защиты прав, свобод и законных интересов служит дополнительным средством правовой защиты и не является ограничением конституционного права на судебную защиту, а также ограничением юрисдикции суда.

Конституционный Суд считает, что основанные на ряде положений Конституции и международных договоров Республики Беларусь в области права промышленной собственности нормы Закона призваны способствовать более системному и комплексному регулированию общественных отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков и знаков обслуживания.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.