Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 декабря 2014 г. № Р-966/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом определяются источники образования, порядок формирования и объемы доходов бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), предусматриваются направления расходов данного бюджета и их объемы, порядок увеличения или уменьшения доходов и расходов, уточнения других показателей бюджета фонда в процессе его исполнения.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В Конституции установлено, что финансово-кредитная система Республики Беларусь включает в том числе финансовые средства внебюджетных фондов (часть первая статьи 132); в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (часть четвертая статьи 133); порядок составления, утверждения и исполнения государственных внебюджетных фондов определяется законом (статья 134). Таким законом является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, положениями которого предусмотрено создание государственных внебюджетных фондов, а также регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов данных фондов (статьи 20–233). В соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь (пункт 1); создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (пункт 2).
Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 373 «Об образовании государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел» был образован государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел и утверждено Положение о порядке формирования и использования средств данного фонда.
Согласно статье 1 Закона бюджет фонда на 2015 год утверждается по расходам в сумме 15 000 000 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 15 000 000 тыс. рублей (часть первая); предельный размер дефицита бюджета фонда на 2015 год устанавливается в сумме 0 (ноль) рублей (часть вторая).
Конституционный Суд отмечает, что данное правовое регулирование основывается на положении Бюджетного кодекса, согласно которому размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами (пункт 5 статьи 22).
Из анализа приложения 1 к Закону (пункт 1 статьи 2) следует, что доходная часть бюджета фонда в 2015 году формируется за счет неналоговых доходов в виде доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Данный подход согласуется с пунктом 1 статьи 22 Бюджетного кодекса, предусматривающим, что доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов в соответствии со статьей 24 данного Кодекса. В свою очередь, статьей 24 Бюджетного кодекса установлено, что к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (подпункт 4.1 пункта 4).
Направления расходов бюджета фонда в 2015 году определяются согласно приложению 2 к Закону (пункт 2 статьи 2). За счет средств бюджета фонда предусматривается осуществление расходов республиканскими унитарными производственными предприятиями, исправительными учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями, подчиненными Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, на пополнение оборотных средств; осуществление закупок технологического оборудования и транспортных средств; организацию и проведение семинаров, совещаний, ярмарок, выставок, приобретение нормативной и методической литературы, подписку периодических изданий, возмещение затрат на изготовление рекламных буклетов и каталогов, а также на размещение рекламной информации о продукции, выпускаемой указанными предприятиями.
Нормы Закона, которыми утверждаются расходы бюджета фонда, основываются также на предписании Бюджетного кодекса, в силу которого средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах (пункт 3 статьи 22). Данные цели определены пунктом 5 Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 373.
При анализе норм Закона Конституционный Суд руководствуется положениями статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая).
С учетом конституционного принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности при оценке положений пункта 1 статьи 3 Закона, которыми устанавливается, что нормативные правовые акты, влекущие увеличение или уменьшение объема доходов и (или) расходов, предусмотренных в бюджете фонда на 2015 год, издаются (принимаются) Президентом Республики Беларусь либо с его согласия, Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную в решении от 27 декабря 2013 г. по аналогичному правовому регулированию. Суть правовой позиции заключается в том, что под нормативными правовыми актами, о которых идет речь в пункте 1 статьи 3 Закона, следует понимать законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, что в полной мере отвечает норме пункта 1 статьи 232 Бюджетного кодекса и положениям частей первой и второй статьи 7, а также части второй статьи 99 Конституции.
Таким образом, Закон направлен на развитие производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения полной и эффективной трудовой занятости осужденных и лиц, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, что согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); о создании государством условий для полной занятости населения (часть вторая статьи 41); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2015 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |