Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 05.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 октября 2014 г. № Р-949/2014

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты информации»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты информации».

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты информации» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты информации» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 октября 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 9 октября 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и «О государственных секретах» (далее – соответственно Закон об электронном документе и Закон о государственных секретах).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику; обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1).

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции). В Конституции установлено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации; пользование информацией может быть ограничено законодательством (части первая и третья статьи 34); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Положения Закона направлены на реализацию указанных конституционных принципов и норм.

1. С учетом приведенных выше конституционных положений Законом уточняются полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (далее – ОАЦ) в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи (пункт 3 статьи 1), полномочия Совета Министров Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь, ОАЦ в сфере государственных секретов (пункты 2–4 статьи 2). Так, в соответствии с Законом к компетенции ОАЦ, в частности, относятся: определение порядка технической защиты государственных секретов; координация и контроль за технической защитой государственных секретов в государственных органах и иных организациях, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов (абзацы четвертый–шестой пункта 4 статьи 2); разработка проектов актов законодательства Республики Беларусь, в том числе технических нормативных правовых актов, и принятие (издание) в пределах своей компетенции актов законодательства Республики Беларусь по вопросам технической защиты государственных секретов (абзац седьмой пункта 4 статьи 2).

Кроме того, вносятся изменения в определения используемых в Законе об электронном документе терминов «карточка открытого ключа проверки электронной цифровой подписи» и «средство электронной цифровой подписи», а также излагается в новой редакции статья 14 «Лицензирование и подтверждение соответствия» применительно к сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи (пункты 1 и 4 статьи 1 Закона). Статья 1 Закона о государственных секретах дополняется терминами «средства шифрованной, других видов специальной связи», «техническая защита государственных секретов» и их определениями (пункт 1 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что вносимые Законом изменения и дополнения направлены на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с информацией, нуждающейся в особой защите государства, в том числе информацией, которая составляет государственные секреты, посредством определения организационно-технических методов и средств защиты такой информации и предотвращения несанкционированного доступа к ней. Рассматривая информационную безопасность как состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере и как одну из составляющих национальной безопасности, в силу части третьей статьи 1 Конституции государство действует в интересах защиты своей независимости, территориальной целостности, конституционного строя, обеспечения законности и правопорядка.

2. Статья 33 Закона о государственных секретах дополняется частью шестой, предусматривающей, что установленные этим Законом условия предоставления гражданам допуска к государственным секретам не распространяются на участников уголовного, гражданского, хозяйственного или административного процесса (их представителей), которым допуск к государственным секретам предоставляется в период их участия в процессе после отобрания подписки о необходимости соблюдения ими требований законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, а также о предупреждении об ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты (пункт 5 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что данное дополнение в части допуска к сведениям, отнесенным в установленном порядке к государственным секретам, защищаемым государством в соответствии с Законом о государственных секретах и другими актами законодательства, участников уголовного, гражданского, хозяйственного или административного процесса (их представителей), не имеющих допуска к государственным секретам, направлено на создание условий, при которых органы, ведущие уголовный, гражданский, хозяйственный или административный процесс, принимают решение о допуске к государственным секретам таких участников в целях надлежащей реализации ими своих процессуальных прав и обязанностей с использованием государственных секретов, что согласуется с конституционной обязанностью государственных органов, должностных лиц предоставить гражданину возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (часть вторая статьи 34 Конституции).

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты информации» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.