Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 октября 2013 г. № Р-849/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях».
Заслушав судью-докладчика Марыскина А.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 октября 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 октября 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» путем изложения его в новой редакции в целях регулирования общественных отношений, связанных с подготовкой и проведением республиканских и местных собраний в Республике Беларусь, с учетом практики проведения таких собраний.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с частью первой статьи 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Согласно статье 37 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (часть первая); непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами (часть вторая); в порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях (часть третья).
На конституционном уровне предусматривается также осуществление местного управления и самоуправления гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах (статья 117 Конституции).
С учетом указанных конституционных положений в Законе «О республиканских и местных собраниях» (далее – Закон о собраниях) определяются цели, принципы проведения республиканских и местных собраний, их общая компетенция, порядок финансирования, права и обязанности участников республиканских и местных собраний, особенности подготовки и проведения как республиканских, так и местных собраний, а также особенности их компетенции.
1. Статьей 3 Закона о собраниях устанавливается, что республиканские и местные собрания как основная форма непосредственного участия граждан Республики Беларусь в управлении делами общества и государства созываются в целях обсуждения вопросов государственной и общественной жизни республиканского или местного значения. По мнению Конституционного Суда, данные цели проведения республиканских и местных собраний согласуются со статьями 3 и 37 Конституции и способствуют более полной реализации конституционного права граждан на участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни.
Законом о собраниях обеспечивается регулирование общественных отношений, связанных с подготовкой и проведением республиканских и местных собраний в Республике Беларусь (статья 2).
Одновременно законодателем определяются общественные отношения, связанные с проведением собраний, на которые действие Закона о собраниях не распространяется (собрания коллективов работников организаций, членов (участников) политических партий, профессиональных союзов и др.).
В Законе о собраниях в том числе закрепляется, что порядок подготовки и проведения республиканских и местных собраний не распространяется на собрания, проводимые в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях. Конституционный Суд считает, что в отличие от статьи 35 Конституции, гарантирующей свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в качестве политических прав граждан, в части третьей статьи 37 Конституции содержится норма, согласно которой граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни в порядке, определяемом законодательством. Таким образом, указанными статьями Конституции регулируются разные виды собраний, цели которых не совпадают. По мнению Конституционного Суда, положения Закона о собраниях о нераспространении его норм на собрания, проводимые в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях, согласуются с Конституцией.
2. В статье 4 Закона о собраниях установлены такие принципы участия граждан в республиканских и местных собраниях, как свобода и добровольность, открытость и гласность, участие в собраниях на равных основаниях. Конституционный Суд считает, что соблюдение указанных принципов подготовки и проведения собраний будет способствовать более полной реализации права непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства, обсуждении вопросов государственной и общественной жизни.
При этом Конституционный Суд отмечает, что наряду с положениями, направленными на реализацию права граждан на участие в республиканских и местных собраниях, в статье 4 Закона о собраниях предусматривается, что в таких собраниях не могут принимать участие лица, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, находящиеся по решению суда в лечебно-трудовых профилакториях, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, применена мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста. Данные ограничения предопределены правовой природой республиканских и местных собраний и вводятся с целью обеспечения законности и должного правопорядка при их проведении, они не посягают на конституционные права и свободы граждан и не ведут к утрате их реального содержания, поскольку носят временный характер.
3. В Законе о собраниях устанавливаются также иные ограничения и обязанности для участников республиканских и местных собраний и лиц, приглашенных на республиканские или местные собрания. Так, во время проведения республиканских и местных собраний их участникам и приглашенным лицам запрещается создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций; иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб участникам республиканского или местного собрания, другим лицам или организациям; осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность; совершать действия, нарушающие установленный порядок подготовки и проведения республиканского или местного собрания, а также подстрекать к таким действиям любыми методами и др. (статья 8 Закона о собраниях). В статье 15 Закона о собраниях определяется, что проведение местных собраний не допускается, если целью местного собрания является осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности либо нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; это представляет угрозу национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам участников местного собрания или других лиц и др.
Конституционный Суд считает, что ограничения, устанавливаемые законодателем в статьях 8, 15 Закона о собраниях в интересах защиты конституционных ценностей, обеспечивают баланс между конституционными правами граждан и публичными интересами общества и государства, отвечают принципу пропорциональности, положениям статьи 23 Конституции, предусматривающим возможность ограничения прав и свобод личности в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц, а также согласуются со статьями 3 и 5 Конституции, запрещающими, в частности, насильственное изменение конституционного строя и пропаганду войны.
В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» отмечено, что суть принципа пропорциональности заключается в том, что ограничения, какими бы ни были основания для их установления, должны обеспечивать должный баланс интересов граждан и государства, быть юридически допустимыми, социально оправданными, отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты других конституционно значимых ценностей.
Порядок принятия Закона соответствует Конституции, согласно которой проекты законов рассматриваются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98). Таким образом, палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.
На основании изложенного, руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |