Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 06.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 мая 2011 г. Р-593/2011

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Марыскина А.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 мая 2011 г., одобрен Советом Республики 20 мая 2011 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом предусматривается внесение изменений в законы Республики Беларусь «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» и «О республиканских и местных собраниях» в целях согласования норм этих законов с нормами законов Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. № 441 «Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь и некоторых мерах по совершенствованию порядка учреждения и государственной регистрации орденов, медалей и официальных геральдических символов» и других законодательных актов Республики Беларусь.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

В соответствии с частью первой статьи 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

В статье 37 Конституции установлено, что граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей; непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами; в порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Указанные конституционные положения нашли реализацию в нормах Закона, конкретизирующих статус города Минска и порядок учреждения его символов, уточняющих компетенцию Минского городского Совета депутатов и Минского городского исполнительного комитета (статья 1), а также компетенцию местных собраний граждан (статья 2).

1. В статье 20 Конституции установлено, что столицей Республики Беларусь является город Минск; статус города Минска определяется законом.

Изменениями, вносимыми в соответствии со статьей 1 Закона в Закон «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска», конкретизируется статус города Минска; устанавливается, что официальные геральдические символы столицы Республики Беларусь – герб, флаг и знамя учреждаются Президентом Республики Беларусь; уточняются полномочия Минского городского исполнительного комитета в области градостроительных проектов специального и детального планирования города Минска и в части порядка внесения предложений об утверждении его генерального плана, а также полномочия Минского городского Совета депутатов и особенности статуса председателя Минского городского исполнительного комитета.

При этом Конституционный Суд отмечает, что исключение из компетенции Минского городского Совета депутатов, предусмотренной Законом «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска», полномочий по:

установлению порядка приглашения организациями и индивидуальными предпринимателями граждан для работы и жительства в городе Минске и установлению с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города размера платы за каждого приглашенного (абзац третий статьи 10) обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу передвижения и выбор места жительства (статья 30 Конституции) и права на труд (статья 41 Конституции);

определению особенностей приобретения и обмена жилых помещений в городе Минске в домах государственного и частного жилищного фонда гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, не проживающими постоянно в городе Минске (абзац четвертый статьи 10), способствует реализации конституционных права собственности (статья 44 Конституции) и права на жилище (статья 48 Конституции);

утверждению порядка согласования органами опеки и попечительства города Минска сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений отдельных категорий граждан (абзац шестой статьи 10) направлено на реализацию конституционного права собственности, включая право распоряжения имуществом (части первая и вторая статьи 44 Конституции).

2. Изменения, вносимые в Закон «О республиканских и местных собраниях», связаны в основном с уточнением компетенции местных собраний.

Положения указанного Закона, касающиеся компетенции местных собраний, приводятся в соответствие с нормами Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», что способствует достижению их согласованности и более полной реализации конституционного права граждан на участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на местных собраниях (статьи 37 и 117 Конституции).

Однако при этом Конституционный Суд отмечает, что при уточнении компетенции местных собраний законодателем допущена некоторая несогласованность Закона «О республиканских и местных собраниях» с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», которая может повлечь правовую неопределенность. Так, содержание изложенной в новой редакции статьи 14 Закона «О республиканских и местных собраниях» не в полной мере согласуется со статьей 36 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», устанавливающей возможность принятия не только органами территориального общественного самоуправления, но и местными собраниями решений о проведении сбора средств на финансирование и (или) возмещение расходов соответствующего местного бюджета на цели, определенные местным собранием (средства самообложения), что не входит в компетенцию местных собраний, предусмотренную в статье 14 Закона «О республиканских и местных собраниях».

Вместе с тем принцип верховенства права в правовом государстве (статья 7 Конституции) и вытекающий из него принцип правовой определенности предполагают создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласованы между собой и не противоречат друг другу. Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом, принцип правовой определенности предполагает ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм. В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» предусмотрена обязательность приведения нормативных правовых актов в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью (статьи 5 и 9).

Указанное не влияет на общий вывод Конституционного Суда о конституционности Закона и может быть учтено при дальнейшем совершенствовании законодательства.

Порядок принятия Закона соответствует Конституции, согласно которой проекты законов рассматриваются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98). Таким образом, палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

С учетом изложенного, руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.