Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
8 октября 2010 г. № Р-492/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 сентября 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 4 октября 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
При осуществлении предварительного контроля конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (статья 2); Республика Беларусь провозглашена социальным правовым государством (статья 1); каждый имеет право на достойный уровень жизни (статья 21).
1. В статье 133 Конституции предусмотрено, что бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты (часть первая); доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (часть вторая); общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья).
Согласно статье 1 Закона республиканский бюджет на 2011 год утвержден по расходам в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год установлен в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей.
Из содержания абзаца второго статьи 5 Закона и приложения 2 к Закону следует, что основное место среди доходов республиканского бюджета занимают налоговые доходы.
В соответствии с абзацами третьим–седьмым статьи 5 Закона утверждены: расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов согласно приложению 3; распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета согласно приложению 4; перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы), согласно приложению 5; расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь), в том числе средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития; расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам, видам расходов, направлениям использования и заказчикам, распорядителям средств согласно приложению 6.
На основе общего анализа норм Закона Конституционный Суд приходит к выводу о его социальной направленности, что отвечает характеру социального государства, каким является Республика Беларусь.
Так, в силу положений статьи 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. В соответствии с частью третьей этой статьи право граждан на охрану здоровья обеспечивается в том числе развитием физической культуры и спорта. Законом предусмотрены расходы республиканского бюджета на здравоохранение (приложение 3), на физкультуру и спорт (приложение 6). На обеспечение конституционных гарантий в сфере здравоохранения направлена также статья 29 Закона, устанавливающая на 2011 год минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь и по местным бюджетам.
Согласно статье 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Образование и включение в республиканский бюджет в 2011 году республиканского фонда охраны природы (статьи 2, 9 Закона), являющегося государственным целевым бюджетным фондом, имеет целью финансовое обеспечение выполнения государством своих задач и функций в области охраны и восстановления окружающей среды. Для улучшения экологической ситуации и повышения эффективности сбора и использования отходов образован и включен в республиканский бюджет также фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья (статьи 3, 11 Закона).
В Конституции предусмотрено положение о том, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 15). В статье 51 Конституции закреплено право каждого на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (часть первая); государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая). Законом устанавливаются расходы республиканского бюджета на культуру и средства массовой информации. В нем содержатся также специальные положения, регламентирующие расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (приложение 6).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на образование, доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования; каждый может на конкурсной основе бесплатно получить среднее специальное и высшее образование в государственных учебных заведениях (статья 49 Конституции). Гарантиями реализации данных прав выступают положения Закона, предусматривающие расходы республиканского бюджета на образование.
2. В части первой статьи 26 Закона установлено, что в 2011 году плательщики отчислений в фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), государственный целевой бюджетный фонд национального развития, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, обязанные перечислить в бюджет часть прибыли (дохода), в случае неуплаты, неполной уплаты указанных отчислений и платежей уплачивают пени, начисляемые в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь, несут ответственность за неуплату, неполную уплату указанных отчислений и платежей, установленную законодательством для плательщиков налогов, сборов (пошлин).
В решении Конституционного Суда от 31 октября 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» была выражена правовая позиция относительно пункта 1 статьи 37 указанного Закона, в котором предусматривались почти аналогичные положения. Данная позиция заключалась в том, что обязательные отчисления и соответствующие платежи в государственный целевой бюджетный фонд национального развития по своей правовой природе не относятся к налоговым платежам.
В развитие указанной правовой позиции Конституционный Суд считает необходимым отметить следующее. Несмотря на правомерное определение в части первой статьи 26 Закона противоправности деяния (действия или бездействия) в виде неуплаты или неполной уплаты соответствующих неналоговых платежей, в части определения санкции за совершенное правонарушение законодатель предоставил правоприменителю право использовать аналогию закона, указав, что в случае неуплаты, неполной уплаты указанных отчислений и платежей субъекты правонарушения уплачивают пени, начисляемые в порядке, установленном Налоговым кодексом, несут ответственность, установленную законодательством для плательщиков налогов, сборов (пошлин).
Конституционный Суд полагает, что правовое регулирование указанных отношений осуществлено законодателем без учета следующих положений законодательных актов.
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается. В пункте 1 статьи 52 этого Кодекса предусмотрено, что пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Конституционный Суд отмечает, что плательщики отчислений в фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), государственный целевой бюджетный фонд национального развития, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, обязанные перечислить в бюджет часть прибыли (дохода), в данном случае исполняют не налоговое обязательство, а обязанность по перечислению неналоговых платежей.
В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» под аналогией закона понимается применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения (статья 1). Вместе с тем согласно части третьей статьи 72 данного Закона применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.
В связи с указанным Конституционный Суд обращает внимание также на статью 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в которой установлена ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа. Согласно пункту 1 данной статьи неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налогов, сборов (пошлин), но не менее десяти базовых величин.
Из содержания статьи 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях следует, что в ней отсутствует указание на неналоговые платежи. Более того, размер санкции непосредственно увязан с суммой неуплаченных налогов, сборов (пошлин), к которым неналоговые платежи не относятся.
По мнению Конституционного Суда, в целях обеспечения единообразного понимания и применения нормы части первой статьи 26 Закона и положений Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в части привлечения к ответственности за неуплату, неполную уплату вышеуказанных неналоговых платежей, а также надлежащей защиты прав и законных интересов плательщиков данных отчислений и платежей необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Конституционный Суд полагает, что изложенная правовая позиция может быть реализована законодателем при совершенствовании положений соответствующих законодательных актов.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |