Официальная правовая информация |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 апреля 1996 г. № З-32/96
О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1995 г. № 406 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 января 1995 г. № 7» и абзаца второго пункта 7 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 707 «О повышении размера минимальной заработной платы и усилении стимулирования труда»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., заместителя Председателя Суда Фадеева В.А., судей Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И., Подгруши В.В., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Филипчик Р.И.
с участием
представителей сторон:
Комиссии по законодательству Верховного Совета Республики Беларусь, внесшей предложение о проверке конституционности актов, – Новака В.А. – секретаря комиссии;
Кабинета Министров Республики Беларусь –
Соснова А.В. – Министра труда Республики Беларусь,
Сукало В.О. – Министра юстиции Республики Беларусь;
специалиста Щербацевич Е.П. – заместителя заведующего отделом законодательства о социальном развитии Белорусского института государственного строительства и законодательства;
свидетелей: Котенко Н.Ф. и Шпакова С.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1995 г. № 406 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 января 1995 г. № 7» (не для печати) и абзаца второго пункта 7 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 707 «О повышении размера минимальной заработной платы и усилении стимулирования труда» (Збор указаў Прэзідэнта і пастаноў Кабінета Міністраў Рэспублікі Беларусь. 1995. № 36. Ст. 897).
В судебном заседании принял участие Сащеко И.Ф. – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь.
Производство по делу «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1995 г. № 406 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 января 1995 г. № 7» возбуждено 22 декабря 1995 г. по предложению Комиссии по законодательству Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва. В предложении указывалось, что постановление Кабинета Министров противоречит Конституции и законам Республики Беларусь, т.к. нарушает права военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел на социальное обеспечение. Отмечалось также, что постановление не было опубликовано в печати, что противоречит статьям 7, 34 и 52 Конституции Республики Беларусь.
После издания 30 декабря 1995 г. Кабинетом Министров постановления № 707 «О повышении размера минимальной заработной платы и усилении стимулирования труда» Комиссия по законодательству Верховного Совета 5 января 1996 г. обратилась в Конституционный Суд с предложением о проверке абзаца второго пункта 7 указанного постановления на предмет соответствия Конституции и законам Республики Беларусь.
Комиссия по законодательству Верховного Совета тринадцатого созыва поддержала внесенные в Конституционный Суд предложения.
19 марта 1996 г. Конституционный Суд возбудил производство по делу «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь абзаца второго пункта 7 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 707 «О повышении размера минимальной заработной платы и усилении стимулирования труда» и объединил его в одно производство с делом «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1995 г. № 406 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 января 1995 г. № 7».
Выслушав представителей сторон, специалиста, свидетелей, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, законов и иных нормативных актов, Конституционный Суд установил следующее.
Статья 47 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Согласно статье 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Статья 146 Конституции устанавливает, что в случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон.
Статьей 12 Закона «О Верховном Совете Республики Беларусь» предусмотрено, что любой закон не может быть изменен или отменен иначе, как путем принятия нового закона или внесения изменений и дополнений в действующий.
В соответствии со статьей 2 Закона «О пенсионном обеспечении» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей регулируются законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Специальным законом, решающим указанные вопросы, является Закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», принятый Верховным Советом 17 декабря 1992 года. В нем закрепляются условия назначения пенсий этим категориям лиц, размеры пенсий, а также порядок их исчисления с учетом особенностей военной службы и службы в органах внутренних дел. Статьей 13 Закона к ведению Кабинета Министров отнесены вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления выслуги лет отдельных категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел с соблюдением гарантий, предусмотренных этим Законом. В то же время Кабинету Министров не предоставлено право изменять установленные Законом размеры пенсий.
Согласно части третьей статьи 42 данного Закона пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. Для исчисления им пенсий учитываются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Беларусь, соответствующие оклады по штатной или последней занимаемой должности, оклады по воинскому или специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную службу или работу), денежная компенсация взамен продовольственного пайка, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие в части, не превышающей 10-кратного размера минимальной заработной платы, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50 процентов.
Постановлением Кабинета Министров от 31 июля 1995 г. № 406 было установлено, что с 1 августа 1995 года для военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел применяется коэффициент 0,9 к должностному окладу. Этим же постановлением предусматривалось, что при исчислении пенсий оклады за воинские (специальные) звания и должностные оклады учитываются с применением коэффициента 0,8.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 707 «О повышении размера минимальной заработной платы и усилении стимулирования труда» признано утратившим силу постановление от 31 июля 1995 г. № 406. Одновременно абзацем вторым пункта 7 этого постановления предусмотрено, что при исчислении пенсии оклады за воинские (специальные) звания и должностные оклады военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел учитываются с применением коэффициента 0,8.
Конституционный Суд пришел к выводу, что Кабинет Министров, установив норму о том, что для расчета пенсий оклады за воинские (специальные) звания и должностные оклады военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел учитываются с применением коэффициента 0,8, фактически изменил нормы пенсионного обеспечения, гарантированные Законом «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел». Тем самым Кабинет Министров превысил свои полномочия и нарушил статьи 21, 23 и 146 Конституции, статью 12 Закона «О Верховном Совете Республики Беларусь», а также часть третью статьи 42 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел».
Конституционный Суд обращает также внимание Кабинета Министров на недопустимость введения в действие нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, без их официального опубликования, что, в частности, имело место в отношении постановления Кабинета Министров от 31 июля 1995 г. № 406. Это не соответствует статье 34 Закона «О Кабинете Министров Республики Беларусь», пункту 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 15 августа 1994 г. № 49 «О некоторых вопросах организации работы Кабинета Министров Республики Беларусь», а также не согласуется с решением Конституционного Суда от 9 ноября 1994 года «О применении в Республике Беларусь неопубликованных либо не доведенных до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных органов».
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 127, 128, 129 Конституции, статьями 5, 6, 11, 36, 38, 40, 43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать не соответствующими Конституции и законам Республики Беларусь постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1995 г. № 406 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 января 1995 г. № 7», а также абзац второй пункта 7 постановления Кабинета Министров от 30 декабря 1995 г. № 707 «О повышении размера минимальной заработной платы и усилении стимулирования труда». Считать их не имеющими юридической силы с момента издания.
2. Предложить Кабинету Министров Республики Беларусь привести решения Правительства в соответствие с настоящим Заключением.
3. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в «Народнай газеце», «Звяздзе», а также в «Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь» и тех изданиях, где было опубликовано постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 707 «О повышении размера минимальной заработной платы и усилении стимулирования труда».
4. Настоящее Заключение вступает в силу со дня принятия, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий – |
В.Г.Тихиня |