Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 05.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 апреля 2014 г. № Р-918/2014

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 апреля 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 11 апреля 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, вытекающего из международных обязательств Республики Беларусь.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

В Конституции установлено также, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Пунктом 2 статьи 1 Закона предусматривается право банков и небанковских кредитно-финансовых организаций отказывать участникам финансовой операции в ее осуществлении либо приостанавливать осуществление финансовой операции (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств), если финансовая операция соответствует критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций.

Данное правовое регулирование направлено на реализацию решения Пленарного заседания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, состоявшегося в мае 2013 г. в Минске, а также учитывает рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) – межправительственного органа, разрабатывающего международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и иным угрозам целостности международной финансовой системы. Так, согласно Рекомендации 10 ФАТФ в тех случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования по надлежащей проверке клиентов и мониторингу деловых отношений, оно обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку; или оно обязано прекратить деловые отношения; и ему следует рассмотреть вопрос о направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в отношении этого клиента.

Конституционный Суд полагает, что указанное положение пункта 2 статьи 1 Закона в определенной мере ограничивает конституционное право собственности (статьи 13, 44 Конституции).

Так, согласно статье 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая); гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая).

В соответствии со статьей 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению (часть первая); собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, а неприкосновенность собственности охраняется законом (часть вторая).

Вместе с тем, исходя из содержания нормы части первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности, во взаимосвязи с положением части шестой статьи 44 Конституции, предусматривающим, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, Конституционный Суд считает, что право собственности может быть ограничено законодателем в соответствии с общеправовым принципом пропорциональности в той мере, в какой это необходимо для достижения конституционно значимых целей.

В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году», в частности, отмечалось, что именно в интересах защиты конституционных ценностей и соблюдения баланса прав и обязанностей, взаимной ответственности граждан и государства при необходимости допускается соразмерное ограничение прав и свобод граждан. Конституция предусматривает возможность не умаления или отрицания прав и свобод, а их ограничения, то есть определения на уровне закона допустимых пределов осуществления прав и свобод в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. При этом установление ограничений должно осуществляться не произвольно, а с учетом таких основополагающих принципов, как равенство, справедливость, гуманизм и разумность.

По мнению Конституционного Суда, как отказ участникам финансовой операции в ее осуществлении, так и приостановление ее осуществления в случае соответствия критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций затрагивают конституционное право собственности участников финансовой операции, однако являются правомерными, поскольку предусмотрены законом и соответствуют требованиям соразмерности и допустимости. Устанавливая подобные ограничения, законодатель создает правовой механизм для предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, что отвечает интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц.

2. Пунктом 2 статьи 1 Закона предусматривается также, что вышеуказанные критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций будут разрабатываться банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями самостоятельно с учетом особенностей своей деятельности и требований, установленных Национальным банком Республики Беларусь, и закрепляться в правилах внутреннего контроля, а дополнительные критерии и признаки могут определяться банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с предварительным уведомлением Национального банка не позднее чем за один месяц до их введения в действие.

В свою очередь, Национальный банк в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления вправе направить банку, небанковской кредитно-финансовой организации свои мотивированные возражения. В этом случае критерии и признаки, в отношении которых высказаны возражения, в действие не вводятся.

Конституционный Суд считает, что данное право Национального банка основывается на положении статьи 136 Конституции, согласно которому Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов, а также вытекает из иных полномочий, предусмотренных банковским законодательством Республики Беларусь.

В частности, в соответствии со статьей 18 Банковского кодекса Республики Беларусь государственное регулирование банковской деятельности осуществляется Национальным банком в том числе посредством установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; банковского надзора; применения мер надзорного реагирования, установленных данным Кодексом; принятия (издания) нормативных правовых актов; выполнения иных функций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Конституционный Суд полагает, что предусматриваемый законодателем механизм контроля со стороны Национального банка за вводимыми банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями дополнительными требованиями направлен на недопущение произвольного установления необоснованных ограничений, противоречащих принципам банковской деятельности и основам денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также является действенной гарантией соблюдения прав и законных интересов добросовестных клиентов.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон не противоречит Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.