Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 05.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

8 июля 2016 г. № Р-1059/2016

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с коррупцией»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с коррупцией».

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с коррупцией» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с коррупцией» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон принят в соответствии с абзацем вторым статьи 49 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией», предусматривающим приведение законодательных актов в соответствие с данным Законом.

Законом вносятся изменения и дополнения в нормы законов Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», «О статусе военнослужащих», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «О Следственном комитете Республики Беларусь», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь», регулирующие прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел, работниками органов финансовых расследований, военнослужащими, военнослужащими органов государственной безопасности, сотрудниками Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз, а также лицами гражданского персонала из числа судебных экспертов в части уточнения ограничений, связанных со службой (работой) в указанных государственных органах.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части первая и третья статьи 21).

Наряду с указанными нормами в соответствии с частью первой статьи 23 Конституции допускается ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году» отмечено, что введение ограничений и запретов для выполнения государством конституционных обязанностей не должно осуществляться законодателем произвольно, быть несправедливым и необоснованным. Соблюдение принципа пропорциональности при установлении запретов и ограничений позволяет достичь баланса между конституционными правами и свободами граждан и публичными интересами государства и общества. Любые ограничения конституционных прав и свобод должны не только быть юридически допустимыми, необходимыми и социально оправданными, но и отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно признаваемым целям таких ограничений.

При оценке конституционности норм Закона «О борьбе с коррупцией» (статьи 17–20), устанавливающих ограничения, принятие обязательства по соблюдению которых является одним из условий занятия должности государственного должностного лица, Конституционный Суд в решении от 8 июля 2015 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» указал, что норма данного Закона, которой вводится запрет работы по внешнему совместительству лишь для отдельных категорий государственных должностных лиц, учитывает практику применения законодательства в сфере борьбы с коррупцией и направлена на обеспечение баланса частных и публичных интересов, установление на основе принципов справедливости, равенства и пропорциональности только необходимых мер, обусловленных конституционно значимыми интересами, чтобы не допустить несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Данные правовые позиции применимы и к оценке положений Закона, уточняющих ограничения, связанные со службой (работой) в государственных органах.

2. Конституцией установлено, что граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (статья 39); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41).

Конституционный Суд полагает, что граждане, которые избрали такой вид деятельности, как служба в государственных органах, тем самым сделали добровольный выбор в пользу особого рода служения для блага всего общества. В связи с этим они должны соотносить свои личные права, в том числе конституционное право на труд, с государственными и общественными интересами, чем обуславливается право законодателя устанавливать определенные ограничения в отношении лиц, наделенных публичной властью.

Законом предусматривается согласование положений ряда законов с нормой части второй статьи 17 Закона «О борьбе с коррупцией», согласно которой государственные служащие, сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией и иными законодательными актами.

В соответствии со статьями 1–6 Закона по сравнению с действующими нормами законов, в которые вносятся изменения, сотрудники органов внутренних дел, работники органов финансовых расследований, военнослужащие, военнослужащие органов государственной безопасности, сотрудники Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз, а также лица гражданского персонала из числа судебных экспертов не вправе выполнять иную оплачиваемую работу только в том случае, если она не связана с исполнением служебных обязанностей по месту основной службы.

Конституционный Суд считает, что данные нормы Закона, направленные на реализацию конституционного права граждан на труд (часть первая статьи 41 Конституции), учитывают также положения части первой статьи 23 Конституции, поскольку допущение выполнения иной оплачиваемой работы по месту основной службы не противоречит закрепленным в данной статье конституционно значимым интересам. Тем самым обеспечивается достижение баланса частных и публичных интересов.

3. Согласно части первой статьи 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году» отмечено, что соблюдение конституционного принципа верховенства права в законотворческом процессе предполагает создание единой внутренне согласованной правовой системы, при которой нормативные правовые акты согласуются между собой, в них отсутствуют пробелы и коллизии.

Конституционным Судом в ряде решений указывалось на значение принципа правовой определенности для эффективной реализации конституционных принципов и норм в принимаемых законах, обеспечения конституционности правоприменительной практики. Будучи одним из необходимых элементов конституционного принципа верховенства права, он предполагает системность и комплексность правового регулирования общественных отношений, ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм законов, обеспечивающих возможность их единообразного применения на практике.

Конституционный Суд отмечает, что предусматриваемое законодательное регулирование, имеющее целью обеспечение согласования норм ряда законов и положений Закона «О борьбе с коррупцией», осуществлено в соответствии с указанным конституционным принципом верховенства права и основанным на нем принципом правовой определенности.

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на совершенствование законодательного регулирования общественных отношений в сфере борьбы с коррупцией с учетом современного уровня развития общества и государства.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий и в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с коррупцией» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.