Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2013 г. № Р-885/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О ветеранах», Закон Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества», а также дополнения в Закон Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь».
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47).
В статье 1 Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» определено, что Следственный комитет – единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2013 г. № 292, Государственный комитет судебных экспертиз – централизованная система государственных органов, осуществляющих в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности.
Указанными нормами установлено также, что Следственный комитет и Государственный комитет судебных экспертиз являются военизированными организациями.
С учетом статуса Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз пунктами 1, 2, 7 и 8 статьи 1 Закона вносятся изменения в статьи 1, 6, 7 и 21 и 22 Закона «О ветеранах», а статья 7 указанного Закона излагается в новой редакции, согласно которой ветеранами органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов прокуратуры, юстиции и судов являются, в частности, лица начальствующего и рядового состава Следственного комитета Республики Беларусь и Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, в том числе уволенные в запас (отставку) из указанных органов, имеющие общую продолжительность службы (выслугу лет) в этих органах 25 лет и более в календарном исчислении (пункт 3 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование способствует обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз.
2. Статьей 2 Закона вносятся изменения в Закон «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» в части возложения на лиц, поступающих на службу в Государственный комитет судебных экспертиз, обязанности представлять декларацию о доходах и имуществе (статья 8), установления категорий сотрудников Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз, обязанных при назначении на определенные должности в этих органах представлять декларацию о доходах и имуществе (статья 9), уточнения порядка ежегодного декларирования доходов и имущества сотрудниками Следственного комитета, их супругом (супругой) и совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство, а также закрепления аналогичной обязанности сотрудников Государственного комитета судебных экспертиз, их супругов (супруг) и совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство (статья 10).
В частности, пунктом 2 статьи 2 Закона устанавливается, что декларацию о доходах и имуществе обязаны представлять в соответствующий государственный орган (организацию) сотрудники Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз – при назначении на должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз, руководителей и заместителей руководителей управлений Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз по областям и городу Минску, руководителей районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета, а также руководителей районных (межрайонных), городских, районных в городе Минске отделов Государственного комитета судебных экспертиз.
Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).
В Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» Конституционным Судом указано, что реализация в нормотворчестве принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности предполагает создание правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечивают ясность, точность, непротиворечивость и согласованность правовых норм.
Конституционный Суд констатирует, что указанные положения Закона имеют целью обеспечение реализации конституционного принципа верховенства права.
3. Вносимыми статьей 3 Закона дополнениями в Закон «О государственных наградах Республики Беларусь» (статьи 8, 14, 16, 20 и 65) предусматривается награждение лиц начальствующего и рядового состава Государственного комитета судебных экспертиз орденом «За службу Родине», медалями «За отвагу», «За отличие в охране общественного порядка» и «За безупречную службу», устанавливаются основания награждения лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз медалью «За безупречную службу», а также определяется, что государственные награды по поручению Президента Республики Беларусь от его имени могут вручать в том числе Председатель Следственного комитета и Председатель Государственного комитета судебных экспертиз.
Конституционный Суд отмечает, что законодатель, реализуя свои конституционные полномочия по принятию законов, в том числе об установлении государственных наград (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), вправе и обязан определять субъектов и основания награждения государственными наградами, а также порядок их вручения.
Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на обеспечение конституционного принципа верховенства права и вытекающих из него принципов правовой определенности, системности и комплексности законодательного регулирования.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |