Официальная правовая информация |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июня 1996 г. № З-38/96
О соответствии Конституции статьи 70 Жилищного кодекса Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., заместителя Председателя Суда Фадеева В.А., судей Василевича Г.А., Вашкевича А.Е., Пастухова М.И., Подгруши В.В., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Филипчик Р.И., Чудакова М.Ф.
с участием представителей Верховного Совета Республики Беларусь, принявшего закон:
Хрола В.П. – секретаря Комиссии Верховного Совета по промышленности, транспорту, строительству, энергетике, торговле и другим услугам населению, связи и информатике;
Свитина В.В. – главного специалиста Экспертно-правового управления Секретариата Верховного Совета;
эксперта Чигира В.Ф. – профессора кафедры гражданского права Белорусского государственного университета, доктора юридических наук;
специалиста Добровольского Г.Г. – заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь
рассмотрел в открытом заседании дело «О соответствии Конституции статьи 70 Жилищного кодекса Республики Беларусь».
В судебном заседании приняли участие:
Каменков В.С. – заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
Сащеко И.Ф. – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь;
Бочкова Г.В. – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом по своему усмотрению на основании части второй статьи 127 Конституции и части второй статьи 5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
Статьей 70 Жилищного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев.
Если наниматель или члены его семьи отсутствовали по уважительным причинам свыше шести месяцев, этот срок по заявлению отсутствующего может быть продлен наймодателем, а в случае спора – судом.
Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующим нанимателем или членами его семьи на более длительный срок в случаях:
1) призыва на действительную срочную военную службу, а также призыва офицеров из запаса на действительную военную службу на срок до трех лет – в течение всего времени прохождения указанной военной службы; пребывания на действительной военной службе в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы – в течение первых пяти лет пребывания на действительной военной службе;
2) временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и т.п.) либо в связи с обучением (студенты, аспиранты и т.п.) – в течение всего времени выполнения данной работы или обучения;
3) помещения детей на воспитание в детское учреждение, к родственникам, опекуну или попечителю – в течение всего времени пребывания их в этом учреждении, у родственников, опекуна или попечителя, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи;
4) выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна или попечителя – в течение всего времени выполнения этих обязанностей;
5) выезда для лечения в лечебно-профилактическом учреждении – в течение всего времени пребывания в нем;
6) помещения в лечебно-трудовой профилакторий – в течение всего времени нахождения в нем;
7) заключения под стражу – в течение всего времени нахождения под следствием или судом.
В случаях, предусмотренных пунктами 1–7 настоящей статьи, жилое помещение сохраняется за отсутствующим в течение шести месяцев со дня окончания срока, указанного в соответствующем пункте.
Законодательством могут быть установлены и другие условия и случаи сохранения жилого помещения за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок.
Заслушав объяснения представителей Верховного Совета Республики Беларусь, заключение эксперта, мнение специалиста, изучив материалы дела, проанализировав нормы Конституции, законов и иных нормативных актов, Конституционный Суд пришел к следующим выводам.
Статьей 22 Конституции провозглашено равенство всех перед законом и право на равную защиту прав и законных интересов без всякой дискриминации.
Согласно статье 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьей 30 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.
Статья 48 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь на жилище.
Положения статьи 70 Жилищного кодекса Республики Беларусь, устанавливающие возможность сохранения жилого помещения за временно отсутствующими гражданами в течение определенных сроков, не соответствуют этим нормам Конституции.
Суд считает, что законодатель вправе предусмотреть ограничения права пользования жилым помещением, однако эти ограничения должны быть сопряжены с невыполнением условий договора найма жилого помещения. Временное отсутствие нанимателя или членов его семьи в жилом помещении само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении этими лицами своих жилищных прав и обязанностей по договору найма и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Жилищным законодательством допускается возможность вселения в это жилое помещение временных жильцов, поднанимателей на условиях и в порядке, предусмотренных законом. Наниматель может также поручить осуществление своих прав и исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения другому лицу на основании доверенности.
По мнению Суда, временное отсутствие нанимателя или членов его семьи не изменяет предназначение жилого помещения и не нарушает права и законные интересы других лиц, если при этом выполняются условия договора найма жилого помещения.
Суд не может согласиться с доводами представителей Верховного Совета о том, что нормы статьи 70 Жилищного кодекса направлены на защиту прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания, по которым гражданин может быть признан утратившим право на жилое помещение, должны вытекать из условий договора найма жилого помещения. Недопустимым является улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в жилье, за счет лишения права на жилище других граждан.
В связи с этим Суд считает, что нормы Жилищного кодекса, предусматривающие сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами в течение определенных сроков, нарушают конституционное право граждан на жилище.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 127, 128, 129 Конституции, статьями 5, 36, 38, 40, 43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд РЕШИЛ:
1. Признать не соответствующей Конституции статью 70 Жилищного кодекса Республики Беларусь и считать ее утратившей силу с момента принятия настоящего Заключения.
2. Предложить Верховному Совету, Кабинету Министров привести Жилищный кодекс и другие нормативные акты в соответствие с настоящим Заключением.
3. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в «Народнай газеце», «Звяздзе», а также в «Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь» и в тех изданиях, где был опубликован Жилищный кодекс Республики Беларусь.
4. Настоящее Заключение вступает в силу со дня принятия, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий – |
В.Г.Тихиня |