Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 23.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

8 декабря 2022 г.

 

8 декабря 2022 года

город Минск

 

Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:

председательствующего судьи – докладчика Чайки К.Л.,

судей Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Федорцова А.А., Туманяна А.Э.,

при секретаре судебного заседания Чеченевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Польские машины» о признании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» в части включения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе, Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и нарушающим права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Польские машины» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,

с участием:

представителей истца Егорова П.А., Шалыгина В.А.,

представителей ответчика Варламова С.Н., Жихаревой А.В., Киризлеева Р.О., Юрлова И.А.,

заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Обстоятельства дела

Общество с ограниченной ответственностью «Польские машины» (далее – ООО «Польские машины», истец) является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществляет поставки горно-шахтного оборудования зарубежного производства на территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз).

Как следует из материалов дела, в 2021–2022 годах ООО «Польские машины» ввезло на таможенную территорию Союза очистные комбайны «EICKHOFF SL 300» и «Famur FS 400/1,0» и осуществило их декларирование на основе таможенных деклараций № № 10009100/050421/0044853, 10009100/100122/3001882, 10009100/140722/3077549 с указанием классификационного кода 8430 50 000 2 единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС, Товарная номенклатура) «машины очистные узкозахватные», которому соответствует ставка таможенной пошлины 5 %.

Выбор истцом данного классификационного кода основан на применении решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК, Комиссия) от 10 сентября 2015 года № 113 «О внесении изменений в Товарную номенклатуру и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов проходческих и очистных машин» (далее – решение Коллегии № 113), решения Совета Комиссии от 18 октября 2016 года № 101 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенных тариф Евразийского экономического союза» (далее – решение Совета № 101), утративших силу с 1 января 2022 года, и решения Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 года № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» (далее – решение Совета № 80), вступившего в силу с 1 января 2022 года.

Согласно решению Коллегии № 113 и решению Совета № 101, действовавшим до 1 января 2022 года, в Товарную номенклатуру включена подсубпозиция 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные». В новую редакцию Товарной номенклатуры, которая утверждена решением Совета № 80, также включен классификационный код 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные».

Решением Коллегии Суда (далее – Коллегия Суда) от 14 апреля 2021 года по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС» (далее – решение Коллегии Суда по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС») с учетом изменений, внесенных в него решением Апелляционной палаты от 17 июля 2021 года (далее – решение Апелляционной палаты по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС»), решение Коллегии № 113 и решение Совета № 101 в части включения в Товарную номенклатуру подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» признано не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс).

Решения Суда Евразийского экономического союза (далее – Суд) по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС» послужили основанием для корректировки ООО «Польские машины» таможенной декларации от 18 марта 2022 года № 10009100/050421/0044853 с изменением ранее заявленной товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 на классификационный код 8430 31 0000 Товарной номенклатуры «врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие; самоходные». Таможенными органами Российской Федерации принято решение об отказе во внесении изменений в таможенную декларацию, которое являлось предметом оспаривания в арбитражных судах Российской Федерации. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 августа 2022 года по делу № А40-104624/2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2022 года, в удовлетворении заявления истца отказано.

ООО «Польские машины», считая решение Совета № 80 в части включения в ТН ВЭД ЕАЭС товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 не соответствующим Договору и международным договорам в рамках Союза, обратилось в Суд.

 

2. Процедура в Суде

Постановлением Коллегии Суда от 3 октября 2022 года заявление ООО «Польские машины» принято к производству.

По запросу Суда истцом направлены документы, подтверждающие ввоз принадлежащих ему на праве собственности товаров, в отношении которых он являлся декларантом.

Комиссия представила возражения на заявление ООО «Польские машины», дополнительные пояснения по вопросу о правилах детализации Товарной номенклатуры, а также подготовительные материалы, касающиеся включения на основании решения Совета № 80 в ТН ВЭД ЕАЭС товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные», и документы, связанные с исполнением решений Суда по делу АО «СУЭК-КУЗБАС».

ООО «Польские машины» заявило ходатайство о приостановлении действия решения Совета № 80 в оспариваемой части с даты вступления в силу решения Суда по настоящему делу, а также ходатайство о разъяснении в решении Суда по настоящему делу правовых последствий признания решения Совета № 80 не соответствующим праву Союза; момента, с которого решение Совета № 80 в случае признания его частично не соответствующим Договору и международным договорам в рамках ЕАЭС не подлежит применению при регулировании правоотношений с участием истца; допустимости признания решения Суда по настоящему делу основанием для пересмотра судебных актов судов Российской Федерации с участием ООО «Польские машины». Постановлением Коллегии Суда от 15 ноября 2022 года в удовлетворении ходатайства истца о разъяснении решения Суда по настоящему делу отказано. Ходатайство истца о приостановлении действия решения Совета № 80 в обжалуемой части рассмотрено в рамках проверки соответствия оспариваемого решения праву Союза.

 

3. Доводы истца

3.1. ООО «Польские машины» обосновало довод о неправомерном включении решением Совета № 80 подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» в Товарную номенклатуру ссылкой на то, что функциональное назначение указанных машин соответствует описанию товара, подлежащего классификации в товарных субпозициях 8430 31 или 8430 39 ТН ВЭД ЕАЭС.

3.2. По мнению истца, создание отдельного кода Товарной номенклатуры «машины очистные узкозахватные» привело к сужению охвата товарных субпозиций 8430 31 и 8430 39 в ТН ВЭД ЕАЭС по сравнению с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее – Гармонизированная система). Выделение в ТН ВЭД ЕАЭС отдельной подсубпозиции 8430 50 000 2 также послужило причиной нарушения ЕЭК описания товаров, примечаний и пояснений к товарной группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части», а также принципа последовательности при формулировании и определении места оспариваемой подсубпозиции в Товарной номенклатуре.

3.3. ООО «Польские машины» указало, что, вопреки вступившим в силу решениям Суда по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС», согласно которым решение Коллегии № 113 и решение Совета № 101 в части включения в Товарную номенклатуру подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» признаны Судом не соответствующими Договору и Таможенному кодексу, Советом Комиссии принято решение № 80, содержащее идентичную подсубпозицию ТН ВЭД ЕАЭС.

3.4. В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования.

 

4. Доводы ответчика

В возражениях и в ходе судебного заседания ответчик просил Суд отказать в удовлетворении требований истца и указал на следующие обстоятельства.

4.1. По мнению Комиссии, с учетом положений Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее – Конвенция о Гармонизированной системе), оценка точности и полноты терминов, используемых в текстах товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы и пояснений к ней, а также разрешение спорных вопросов, связанных с классификацией отдельного вида товара в позициях Гармонизированной системы находится в исключительной компетенции Комитета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации (далее – Комитет по Гармонизированной системе). По инициативе Республики Армения в Секретариате Всемирной таможенной организации рассмотрен вопрос о возможном несоответствии между текстом субпозиции 8430 3 Гармонизированной системы и пояснениями к ней. Как указывает ЕЭК, Секретариат Всемирной таможенной организации согласился с мнением Республики Армения, согласно которому англоязычное наименование субпозиции 8430 3 Гармонизированной системы включает два типа машин:

(1) «машины врубовые для добычи угля или горных пород» и (2) «машины туннелепроходческие», в то время как пояснения к данной товарной позиции описывают три типа машин и включают также «струги и вскрышные экскаваторы». Для преодоления возникшей коллизии Секретариат Всемирной таможенной организации предложил привести англоязычный текст субпозиции 8430 3 Гармонизированной системы, в котором поименованы два типа машин, в соответствии с его франкоязычной версией, содержащей три типа машин.

Комиссия также аргументировала свою позицию тем, что Секретариатом Всемирной таможенной организации и Комитетом по Гармонизированной системе исчерпывающе установлен охват субпозиции 8430 3 Гармонизированной системы, в который очистные комбайны не включены.

4.2. ЕЭК указала, что в целях исполнения решений Суда по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС» ей предприняты следующие действия:

– решение Коллегии № 113 и решение Совета № 101 признаны утратившими силу с 1 января 2022 года;

– в уполномоченные органы государств – членов Союза направлены проекты актов о внесении изменений в ТН ВЭД ЕАЭС;

– разработан проект решения Комиссии, в котором предлагалось коды 8430 50 000 2 и 8430 50 000 3 объединить в одну подсубпозицию 8430 50 000 1 Товарной номенклатуры и установить ставку ввозной таможенной пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости. Проект решения ЕЭК на заседании Коллегии Комиссии не принят.

 

5. Выводы Суда

5.1. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 45 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент), при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений Суд, независимо от вопросов, поставленных в заявлении, осуществляет проверку полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения.

Из содержания данной правовой нормы следует, что проверка полномочий ЕЭК является вопросом публичного порядка, который оценивается Судом ex officio в силу прямого указания права Союза и независимо от доводов истца.

5.1.1. Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 8 Договора Комиссия, как орган Союза, действует в пределах полномочий, которые предоставлены ей Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС, и на основе принципов функционирования Союза. Исходя из пункта 3 статьи 18 Договора и пункта 3 Положения о ЕЭК, являющегося приложением № 1 к Договору (далее – Положение о ЕЭК), объем полномочий Комиссии исчерпывающе определяется в Договоре и международных договорах в рамках ЕАЭС. Из пунктов 4 и 13 Положения о ЕЭК следует, что Комиссия, обеспечивая в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, входящих в право Союза, принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер, распоряжения организационно-распорядительного характера и рекомендации, которые не носят обязательной силы.

На основании взаимосвязанного уяснения статьи 3, пунктов 1, 2 и 3 статьи 8, пункта 3 статьи 18 Договора, а также пунктов 3 и 4 Положения о ЕЭК Коллегия Суда приходит к выводу, что реализация Комиссией полномочий ограничена Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС.

5.1.2. Пункт 2 Статута определяет в качестве цели деятельности Суда обеспечение единообразного применения права Союза государствами-членами и органами ЕАЭС, в том числе посредством разрешения споров, к числу которых на основании подпункта 2 пункта 39 Статута относится обжалование решения Комиссии по иску хозяйствующего субъекта.

Как следует из пунктов 100 и 108 Статута Суда, являющегося приложением № 2 к Договору (далее – Статут), результатом разрешения спора, отнесенного к полномочиям Суда подпунктом 2 пункта 39 Статута, является принятие решения, обязательного для исполнения Комиссией, о признании оспариваемого решения ЕЭК соответствующим Договору и международным договорам в рамках Союза или не соответствующим им. Следовательно, проверка соответствия решения Комиссии праву Союза относится к компетенции Суда, а ее результаты, в силу статьи 83 Регламента, с момента вступления решения Суда в законную силу носят окончательный характер.

Статьей 6 Договора определен перечень источников, составляющих право ЕАЭС, и их иерархия. Задачей Суда при проверке соответствия решения Комиссии Договору и международным договорам в рамках Союза является обеспечение его непротиворечия актам, которые в силу пункта 3 статьи 6 Договора имеют приоритет.

5.1.3. Пункт 1 статьи 42, пункт 1 статьи 45 Договора, подпункт 1 пункта 3 Положения о ЕЭК и подпункт 3 пункта 5 статьи 19 Таможенного кодекса наделяют Комиссию полномочиями в сфере таможенно-тарифного регулирования, к числу которых относится ведение Товарной номенклатуры.

Статьей 25 Договора и пунктом 2 статьи 19 Таможенного кодекса установлено, что Товарная номенклатура основывается на Гармонизированной системе и Товарной номенклатуре СНГ.

Понятие «ведение Товарной номенклатуры», содержащееся в статье 45 Договора и пункте 5 статьи 19 Таможенного кодекса, предусматривает выполнение Комиссией следующих функций:

– мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры и пояснений по ее толкованию;

– приведение Товарной номенклатуры и пояснений к ней в соответствие с ее международной основой;

– внесение по предложениям государств-членов изменений в Товарную номенклатуру и пояснения к ней.

Из толкования пункта 1 статьи 42 и пункта 1 статьи 45 Договора, а также пункта 5 статьи 19 Таможенного кодекса следует, что полномочия ЕЭК по ведению Товарной номенклатуры ограничены обеспечением ее соответствия Гармонизированной системе. Данный вывод соответствует позиции Суда об обязательности для Союза норм универсальных международных договоров, при условии, что (1) все государства – члены Союза являются участниками международного договора; (2) сфера действия международного договора относится к области единой политики в рамках Союза, который изложен в решении Апелляционной палаты от 21 июня 2016 года по делу ЗАО «Дженерал Фрейт» (абзац 11 пункта 5.1.1 решения) и в решении Апелляционной палаты от 31 октября 2019 года по делу ООО «Шиптрейд» (абзац 8 пункта 5.1 решения).

Решением Коллегии Суда по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС» с учетом изменений, внесенных в него решением Апелляционной палаты от 17 июля 2021 года, решение Коллегии № 113 и решение Совета № 101 в части выделения из бескодовой товарной субпозиции Товарной номенклатуры 8430 3* товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» признано не соответствующим статье 25 Договора и статье 19 Таможенного кодекса.

В силу пункта 3 статьи 18 Договора, а также пунктов 3, 4 и 14 Положения о ЕЭК полномочия Комиссии исчерпывающе определены Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС, и только при их соблюдении решение ЕЭК соответствует праву Союза. Вынесение решения Совета № 80 в части классификационного кода 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС, аналогичного тому, который признан Судом противоречащим статье 25 Договора и статье 19 Таможенного кодекса при рассмотрении дела АО «СУЭК-КУЗБАСС» при тех же фактических обстоятельствах, означает, что оспариваемое решение не соответствует праву Союза. Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Апелляционной палаты от 18 октября 2021 года по делу ЗАО «Дельрус» и ТОО «Дельрус РК», согласно которой признание Судом решения Комиссии не соответствующим праву Союза исключает замену этого решения на новое аналогичного содержания (абзац 4 пункта 5.1).

5.2. Учитывая взаимосвязь доводов ООО «Польские машины» о неправомерности включения «машин очистных узкозахватных» в подсубпозицию 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС и о сужении содержания бескодовой товарной субпозиции «врубовые машины для добычи угля и горных пород» и подчиненных ей товарных субпозиций 8430 31 и 8430 39 Товарной номенклатуры по сравнению с положениями Гармонизированной системы, Коллегия Суда рассматривает их совместно.

5.2.1. Коллегия Суда признает обоснованным довод истца, согласно которому сужение охвата товарных субпозиций ТН ВЭД ЕАЭС по сравнению с аналогичными субпозициями Гармонизированной системы не соответствует праву Союза.

Пункт 1 статьи 3 Конвенции о Гармонизированной системе возлагает на каждую Договаривающуюся Сторону обязательства: (1) обеспечить соответствие ее таможенно-тарифной номенклатуры Гармонизированной системе, включая использование всех ее товарных позиций и субпозиций, относящихся к ним цифровых кодов без каких-либо дополнений или изменений; (2) не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы; (3) применять Основные правила интерпретации Гармонизированной системы и соблюдать порядок кодирования. Пункт 3 указанной статьи предоставляет участникам Конвенции о Гармонизированной системе право создавать в своих таможенно-тарифных номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода и в соответствии с содержанием товарных позиций, субпозиций, Основными правилами интерпретации Гармонизированной системы, а также с соблюдением порядка кодирования, принятого Гармонизированной системой.

Уяснение статьи 3 Конвенции о Гармонизированной системе во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 25, пунктом 1 статьи 42 и пунктом 1 статьи 45 Договора, а также статьей 19 Таможенного кодекса свидетельствует, что дискреция Комиссии по ведению Товарной номенклатуры с учетом приоритета Конвенции о Гармонизированной системе как ее международной основы ограничена запретом изменения объема и содержания товарных позиций, установленных Гармонизированной системой.

5.2.2. Как следует из текстов Гармонизированной системы и Товарной номенклатуры, классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации, которыми установлено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования Гармонизированной системы и Товарной номенклатуры. Для юридических целей классификация товаров в Гармонизированной системе и Товарной номенклатуре осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Основных правил интерпретации 2–6.

Классификация на уровне субпозиций производится на основании Основного правила интерпретации 6, согласно которому для юридических целей отнесение товаров к субпозициям должно осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Основных правил интерпретации при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.

Согласно правовой позиции Суда, сформулированной в решениях Коллегии Суда от 4 апреля 2016 года по делу ЗАО «Дженерал Фрейт», решениях Коллегии Суда и Апелляционной палаты от 7 апреля и 2 июня 2016 года по делу ООО «Севлад», а также в решениях Коллегии Суда от 18 июня 2019 года по делу ООО «Шиптрейд», от 14 апреля 2021 года по делу АО «СУЭК-Кузбасс» и от 19 мая 2021 года по делу ОДО «ДОМИНАНТАФАРМ», для целей классификации правовое значение имеют объективные характеристики и свойства, функциональное назначение товара, описанное в наименовании товарных позиций, и примечания к разделам и группам, уточняющие понятия и определения, содержащиеся в TH ВЭД ЕАЭС.

Классификационный код 8430 50 и относящиеся к бескодовой товарной позиции «врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие» товарные подсубпозиции 8430 31 000 0 и 8430 39 000 0 Товарной номенклатуры включаются в товарную позицию 8430 «Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные:» группы 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части».

Оспариваемая истцом товарная подсубпозиция 8430 50 000 2 Товарной номенклатуры отнесена к коду 8430 50 000 «машины и механизмы самоходные прочие» и к бескодовой товарной подсубпозиции «специально разработанные для подземных работ» ТН ВЭД ЕАЭС.

Взаимосвязанное уяснение наименований товарной позиции 8430 и бескодовой товарной позиции Товарной номенклатуры «врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие» означает, что классификационным критерием для отнесения товаров к данным позициям являются их объективные характеристики и основное функциональное назначение – «добыча угля или горных пород».

Согласно примечанию 5 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС термин «машина» означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарную позицию группы 84 Товарной номенклатуры.

В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8430 Товарной номенклатуры включаются машины, предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля; выемки грунта, бурения). Многие машины в дополнение к функциям, описанным в товарной позиции 8429 или 8430 Товарной номенклатуры (землеройные, выравнивание, и т.д.), могут также выполнять функции, поименованные в товарных позициях 8425, 8426, 8427 или 8428 ТН ВЭД ЕАЭС (подъем, погрузка и т.д.). Данные машины классифицируются в соответствии с примечанием 3 к разделу XVI или Правилом 3(в) Основных правил интерпретации. Примерами подобных машин являются комбинированные угольные врубовые и погрузочные машины, комбинированные траншеекопатели-трубоукладчики и т.д.

Исходя из содержания текстов позиции 8430, бескодовой субпозиции «врубовая машина для добычи угля и горных пород» ТН ВЭД ЕАЭС, части III тома 4 Пояснений к товарной позиции 8430 Товарной номенклатуры Коллегия суда считает, что упомянутая бескодовая товарная субпозиция включает любые машины, предназначенные для добычи угля или горных пород, осуществляемой путем их резания или разрушения.

Согласно части (III) «Машины и оборудование для выемки, резания или бурения грунта» тома 4 Пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС данные машины применяются главным образом для работы в шахтах, бурения скважин, проходки туннелей, для открытых способов разработки, бурения мягких пород и т.п.

Частью (III)(A) тома 4 Пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрено, что врубовые машины предназначены для резания или разрушения угля, руды и т.п. Они имеют штыковой или дисковый рабочий орган, снабженный режущими зубьями (резцами); чаще на них установлена бесконечная режущая цепь, движущаяся вокруг металлической направляющей рамы, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона (универсальные машины). Подобные машины могут быть смонтированы на самоходном колесном или гусеничном шасси, а некоторые из них (комбайны) могут иметь большие габариты, содержать несколько режущих цепей и встроенный конвейер для погрузки добытого материала на забойный конвейер, в шахтные вагонетки и т.п.

В соответствии с пояснением к субпозициям 8430 31 и 8430 39 Товарной номенклатуры в указанные субпозиции включаются машины, описанные в пунктах (III) (А), (Б) и (Ж) пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно данной норме в субпозиции 8430 31 и 8430 39 Товарной номенклатуры включаются не только врубовые машины, имеющие «штыковой или дисковый рабочий орган, снабженный режущими зубьями (резцами); чаще бесконечную режущую цепь, движущуюся вокруг металлической направляющей рамы» (пункт (А)), но и проходческие щиты, которые «имеют гладкие наружные поверхности и оснащены острыми режущими передними элементами, которые внедряются в грунт под действием гидроцилиндров» (пункт (Б)), а также струги и тому подобные машины, которые «оснащены режущими ножами, лемехами, зубьями, плоскими резцами, клиньями и т.п., которые вдоль передней части установки срезают тонким слоем уголь, глину и т.п. и грузят непосредственно на забойный конвейер и т.п.» (пункт (Ж)).

Следовательно, к субпозиции 8430 3* ТН ВЭД ЕАЭС относятся не только собственно врубовые машины с цепным устройством рабочего органа, но и иные машины, предназначенные «для добычи угля или горных пород», имеющие рабочие органы различных видов. Коллегия Суда учитывает, что Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС включают в субпозиции 8430 31 и 8430 39 ТН ВЭД ЕАЭС машины для выемки, резания или разрушения угля исходя из их объективных характеристик и функций.

Систематическое толкование текста товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС и относящихся к ней классификационных кодов совместно с частью III тома 4 Пояснений к указанной товарной позиции дает Коллегии Суда основание заключить, что исходя из их основного назначения машины очистные узкозахватные соответствуют описанию товара, подлежащего классификации в товарных субпозициях 8430 31 или 8430 39 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем они не могут относиться к подсубпозиции 8430 50 000 2 Товарной номенклатуры.

Аналогичный вывод содержится в решениях Суда по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС».

5.2.3. Из решения Коллегии Суда по делу АО «СУЭК-КУЗБАСС» следует, что под изменением содержания и объема товарной позиции и субпозиции TH ВЭД ЕАЭС, а также Гармонизированной системы при ее детализации в Товарной номенклатуре на уровне подсубпозиции понимается такая классификация, в результате которой товары, подлежащие отнесению к установленным позициям и субпозициям, включаются в иные товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС.

С учетом изложенного Коллегия Суда полагает, что выделение товара «очистные узкозахватные машины» в самостоятельную «корзиночную» подсубпозицию 8430 50 000 2 TH ВЭД ЕАЭС приводит к исключению указанного товара из бескодовой товарной субпозиции Товарной номенклатуры «врубовые машины для добычи угля и горных пород» и субпозиций 8430 31 и 8430 39, а, следовательно, к изменению их содержания. Изложенное свидетельствует о нарушении Комиссией описания товаров, примечаний и пояснений к товарной группе в решении Совета № 80, соблюдения принципа последовательности при формулировании и определении места оспариваемой подсубпозиции в TH ВЭД ЕАЭС.

При таких обстоятельствах Коллегия Суда признает обоснованными доводы истца о нарушении Комиссией при принятии решения Совета № 80 содержания товарных позиций 8430 3* и 8430 5* Товарной номенклатуры, а также принципов однозначного отнесения товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС и последовательности при формулировании и определении места оспариваемой подсубпозиции в Товарной номенклатуре.

Коллегия Суда отклоняет как противоречащий обстоятельствам дела довод Комиссии, согласно которому из решений 60-й сессии Подкомитета по пересмотру Гармонизированной системы от 6 апреля 2022 года, а также 69-й и 70-й сессий Комитета по Гармонизированной системе от 26 января и 7 сентября 2022 года следует, что очистные комбайны не включаются в товарную субпозицию 8430.3 Гармонизированной системы. Коллегия Суда, оценивая данный довод ЕЭК, учитывает, что согласно материалам 69-й сессии Комитета по Гармонизированной системе от 26 января 2022 года пояснения к товарной позиции 8430 Гармонизированной системы содержат открытый перечень машин, что позволяет включить в их число «машины очистные узкозахватные».

5.3. Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, Коллегия Суда считает, что решение Совета № 80 в части включения в Товарную номенклатуру подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» не соответствует статьям 8, 25, 42 и 45 Договора, статье 19 Таможенного кодекса, и в этой связи нарушает права и законные интересы ООО «Польские машины».

5.4. Согласно пункту 112 Статута при наличии обоснованного ходатайства стороны спора действие решения Комиссии или его отдельных положений, признанных Судом не соответствующими Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, может приостанавливаться по решению Суда с даты его вступления в силу.

На основании пояснений сторон и анализа материалов дела Коллегия Суда находит обоснованным ходатайство истца о приостановлении действия решения Совета № 80 в оспариваемой части, поступившее в Суд 14 ноября 2022 года, и считает необходимым приостановить действие указанного решения в части включения в ТН ВЭД ЕАЭС товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» с даты вступления в силу настоящего решения.

6. В соответствии с пунктом 64 Статута возврат пошлины, уплаченной хозяйствующим субъектом при обращении в Суд, осуществляется в случае удовлетворения его требований. Следовательно, пошлина, уплаченная ООО «Польские машины», подлежит возврату истцу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 108 и 112 Статута, статьями 77, 78, 80 и 82 Регламента, Коллегия Суда

 

РЕШИЛА:

 

Признать решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» в части включения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе и Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, нарушающим права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Польские машины» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приостановить действие решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» в части включения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 «машины очистные узкозахватные» с даты вступления в силу настоящего решения Суда.

Уплаченную обществом с ограниченной ответственностью «Польские машины» пошлину возвратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Апелляционную палату Суда Евразийского экономического союза в течение пятнадцати календарных дней с даты его вынесения. Решение направить сторонам.

 

Председательствующий

К.Л.Чайка

 

 

Судьи:

В.Х.Сейтимова

 

 

 

Г.А.Скрипкина

 

 

 

А.Э.Туманян

 

 

 

А.А.Федорцов

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.