Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 05.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Практика применения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 года)

Размер ущерба, подлежащего возмещению при повреждении части перевозимого груза, не может превышать суммы, которая причиталась бы при потере той части груза, которая оказалась обесцененной.

Заказчик перевозки обратился в хозяйственный суд с иском к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного несохранной перевозкой груза.

Истец указал, что им в рамках договора на организацию перевозок грузов в международном дорожном сообщении в адрес ответчика направлен транспортный заказ.

После доставки груза получателю было обнаружено его частичное повреждение.

Согласно экспертному заключению повреждение произошло вследствие смещения при перевозке поддонов, которые не были зафиксированы должным образом.

Размер ущерба определен истцом в размере стоимости поврежденного груза, включая суммы уплаченных за него таможенных пошлин.

Ответчик иск не признал, указав, что в соответствии со статьей 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ) перевозчик освобождается от ответственности за полную или частичную потерю груза, если его повреждение связано с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя.

По мнению ответчика, повреждение груза произошло вследствие ненадлежащего исполнения грузоотправителем своих обязанностей по его погрузке и креплению.

Так, пунктом 73 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 года № 20 (далее – Правила) установлено, что погрузка груза на автотранспортное средство, а также его закрепление должны производиться грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором. Перевозчик обязан контролировать процесс погрузки и крепления груза в кузове автотранспортного средства, закрытия бортов (люков), осуществляемых грузоотправителем.

При принятии решения суд исходил из следующих обстоятельств.

Статьей 17 КДПГ установлено, что перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей.

В силу статьи 25 КДПГ в случае повреждения груза перевозчик оплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза, рассчитываемую по стоимости груза. Размер возмещения в случае, если обесцениванию подверглась лишь часть перевозимого груза, не должен превышать суммы, которая причиталась бы при потере той части груза, которая оказалась обесцененной.

Ссылка ответчика на наличие вины грузоотправителя в повреждении груза не принята судом во внимание.

Согласно статье 67 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», пункту 82 Правил перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза. В случае обнаружения несоответствия укладки и крепления груза на автотранспортном средстве требованиям безопасности или обеспечения сохранности груза перевозчик должен поставить в известность заказчика и прекратить выполнение перевозки.

Доводы ответчика о том, что контроль крепления груза осуществляется водителем в рамках его профессиональных знаний, также не приняты судом во внимание.

В соответствии с Правилами организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2002 года № 22, физическое лицо может быть принято на работу в качестве водителя транспортного средства при условии соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретных видов перевозок.

Таким образом, исковые требования в части взыскания стоимости поврежденного груза признаны судом обоснованными.

В удовлетворении иска в части взыскания сумм таможенных пошлин суд отказал, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 23 КДПГ возмещение таможенных сборов и пошлин возможно только в случае полной или частичной потери груза. При повреждении груза основания для их возмещения отсутствуют, т.к. вышеуказанные расходы включаются в стоимость груза, исходя из которой определяется размер его обесценивания (дело № 331-12/06, хозяйственного суда города Минска).

 

Подготовлено

управлением обеспечения надзора

и обобщения судебной практики

Высшего Хозяйственного Суда

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.