Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 09.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Согласно пункту 2.6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода. Топливно-энергетические ресурсы (далее – ТЭР), израсходованные сверх установленных норм или лимитов, оплачиваются за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий

Общество обратилось в хозяйственный суд с иском о признании частично недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам о применении экономических санкций и возврате из бюджета денежных средств.

Хозяйственный суд удовлетворил требования истца, признал решение ИМНС о применении экономических санкций к обществу недействительным и вернул из бюджета денежные средства.

Решение суда было оставлено без изменений кассационной инстанцией и поддержано председателем хозяйственного суда.

При рассмотрении дела судом установлено, что экономические санкции к обществу применены на основании акта документальной выездной налоговой проверки. В ходе проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и в государственные целевые внебюджетные фонды было установлено, что, осуществляя свою деятельность в 2000 и 2001 годах, истец в нарушение пункта 2.6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных 26 января 1998 года Министерством экономики Республики Беларусь (№ 19-12/397), включил в себестоимость затрат всю стоимость электроэнергии и тепловой энергии за 2000 и за 2001 год, не утвердив нормы расхода ТЭР с Госкомитетом по энергосбережению и энергетическому надзору.

Руководствуясь письмом Государственного налогового комитета (далее – ГНК) от 12 мая 1999 года № 5-3-8/3051, которым было разъяснено, что при отсутствии утвержденных норм расхода ТЭР на единицу продукции весь их расход расценивается как превышающий установленные нормы и оплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, налоговая инспекция исключила из себестоимости продукции указанные в акте суммы и доначислила налоги, сборы, пеню и экономические санкции.

Из материалов дела следует, что нормы расхода ТЭР в обществе на 2000 и 2001 годы были утверждены постановлениями Совета учредителей общества согласно разъяснению Минского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР. В мае 2001 года Минским областным управлением по надзору за рациональным использованием ТЭР была проведена проверка использования ТЭР обществом, в ходе которой были изучены удельные нормы расхода ТЭР на выпуск продукции, и превышения удельных норм зафиксировано не было. В акте по результатам проверки указано, что применение в работе разработанных и утвержденных постановлениями Совета учредителей норм расхода ТЭР является отступлением от требований пункта 10.6 Положения по нормированию расхода топлива, тепловой энергии и электрической энергии в народном хозяйстве республики, утвержденного Государственным комитетом по энергоснабжению и энергетическому надзору Республики Беларусь 1 августа 1997 года, но зарегистрированное в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь только 7 апреля 2000 года. Ввиду чего обществу было предписано утвердить нормы в Миноблэнергосбережении, что впоследствии обществом и было сделано. При этом нормы, утвержденные Советом учредителей общества на 2001 год, идентичны нормам, утвержденным Минскоблэнергосбережением.

Как следовало из акта проверки, обществом в 2000 и 2001 годах не было допущено как нарушения законодательства об энергосбережении, так и потребления электроэнергии сверх лимита, установленного договором пользования электроэнергией общества с отделением энергонадзора от 28 сентября 2000 года.

Суд сделал обоснованный вывод о том, что установление государственными органами норм расхода ТЭР и предельных уровней расходования энергоносителей направлено на обеспечение рационального использования ТЭР и что нормирование ТЭР осуществляется под контролем государственных органов, в том числе и энергонадзора, посредством согласования с абонентами лимитов на отпуск электроэнергии при заключении договоров.

Постановление от 16 октября 1998 года № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» принято Советом Министров Республики Беларусь в целях выполнения Закона «Об энергосбережении». Данным постановлением предусмотрено, что нормы расхода топлива и энергии для предприятий, организаций и учреждений утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, а для иных субъектов хозяйствования – Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору (в настоящее время – Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь).

Правомерен и вывод суда о том, что из содержания пункта 2.6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не следует, что отсутствие согласованных норм означает, что весь объем потребленных ТЭР следует считать сверхнормативным и оплачивать за счет прибыли, остающейся у предприятия.

Суд указал, что ссылка налоговой инспекции в акте проверки на письмо ГНК от 12 мая 1999 года № 5-3-8/3051, как на основание для применения экономических санкций, не может быть признана обоснованной, поскольку это письмо не является нормативным актом, а носило характер разъяснения, данного инспекции ГНК на поставленный ею вопрос.

Заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отказано в принесении протеста на вынесенные судебные акты хозяйственного суда.

 

Подготовлено управлением обеспечения

надзора и обобщения судебной практики

Высшего Хозяйственного Суда

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.