Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 мая 2015 г. № Р-981/2015

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 мая 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 мая 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью приведения ряда законов Республики Беларусь в соответствие с положениями законов Республики Беларусь «Об инвестициях», «О бухгалтерском учете и отчетности», «Об аудиторской деятельности», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», «О конституционном судопроизводстве» и иных законодательных актов Республики Беларусь.

При оценке положений Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Статьей 7 Конституции предусмотрено, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая); государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая). Конституционный принцип верховенства права, как ранее отмечалось в решениях Конституционного Суда, предполагает создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты согласуются между собой и в них отсутствуют правовые коллизии.

1.1. Из анализа содержания Закона следует, что положения Избирательного кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь, законов Республики Беларусь «О политических партиях», «О торгово-промышленной палате», «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции» согласовываются с нормами Закона «Об инвестициях».

Так, в новой редакции излагается абзац третий части третьей статьи 24 Закона «О политических партиях» с целью приведения его положений в соответствие с нормами Закона «Об инвестициях» в части использования вместо ранее применяемого словосочетания «организации с иностранными инвестициями» нового словосочетания «организации, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства» (статья 1 Закона). Аналогичные по содержанию изменения вносятся в статьи 48, 481, 681, 701 Избирательного кодекса (пункты 2–5 статьи 2 Закона).

Ряд изменений, вносимых в Избирательный кодекс (пункт 1 статьи 2 Закона) и Банковский кодекс (пункт 3, абзацы шестнадцатый–восемнадцатый пункта 4, пункты 8–10 статьи 3 Закона), направлены на согласование норм данных кодексов с нормами Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Суть изменений заключается в том, что в указанных кодексах упорядочивается применение таких терминов, как «бухгалтерский учет» и «бухгалтерская и (или) финансовая отчетность». Одновременно пунктом 6, абзацами шестнадцатым и восемнадцатым пункта 19, пунктом 20, абзацем третьим пункта 21 статьи 3 Закона отдельные нормы Банковского кодекса уточняются с учетом положений Закона «Об аудиторской деятельности».

Конституционный Суд считает, что посредством устанавливаемого правового регулирования Законом обеспечивается реализация принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности, предполагающего не только ясность и точность правового регулирования, но и непротиворечивость, а также логическую согласованность норм законов.

1.2. С учетом положений Закона «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» вносятся изменения и дополнения в статьи 22, 26, часть пятую статьи 1091, часть третью статьи 199 и абзац пятый части второй статьи 206 Банковского кодекса (пункт 2, абзац тридцать четвертый пункта 4, абзац девятнадцатый пункта 19, пункты 32 и 33 статьи 3 Закона).

Так, согласно новой части четвертой статьи 22 Банковского кодекса Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации приостанавливают банковские операции и (или) отказывают в их осуществлении, отказывают в подключении клиента к системам дистанционного банковского обслуживания, в одностороннем порядке прекращают или приостанавливают оказание услуг посредством таких систем, отказываются в одностороннем порядке от исполнения договоров на осуществление банковских операций в письменной форме, отказывают в заключении договора на осуществление банковских операций в письменной форме в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона).

В силу излагаемой в новой редакции части третьей статьи 199 Банковского кодекса банк или небанковская кредитно-финансовая организация вправе отказать физическому или юридическому лицу в открытии текущего (расчетного) банковского счета в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (пункт 32 статьи 3 Закона).

При оценке данных положений Закона Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, выраженную им ранее в решениях от 4 июня 2010 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», от 16 апреля 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» и от 18 июня 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» и касающуюся аналогичных положений законов, регламентирующих вопросы предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Суть позиции Конституционного Суда заключается в том, что нормы об отказе или приостановлении финансовой операции в определенной мере ограничивают конституционное право собственности (статьи 13, 44 Конституции). Вместе с тем, исходя из содержания части первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности, во взаимосвязи с положением части шестой статьи 44 Конституции, предусматривающим, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, Конституционный Суд сделал вывод, что право собственности может быть ограничено законодателем в соответствии с общеправовым принципом пропорциональности в той мере, в какой это необходимо для достижения конституционно значимых целей.

По мнению Конституционного Суда, отказ участникам финансовой операции в ее осуществлении, а равно приостановление ее осуществления в случае соответствия критериям выявления и признакам подозрительной финансовой операции затрагивают конституционное право собственности участников финансовой операции, однако являются правомерными, поскольку предусмотрены законом и соответствуют требованиям соразмерности и допустимости. Устанавливая подобные ограничения, законодатель создает правовой механизм для предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, что отвечает интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц.

2. Согласно статье 136 Конституции банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков; Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Пунктом 4 статьи 3 Закона в статью 26 Банковского кодекса вносятся изменения и дополнения, предусматривающие в одних случаях уточнение функций Национального банка (абзацы второй–двадцатый), в других – их расширение (абзацы двадцать первый – тридцать четвертый).

При оценке указанных изменений и дополнений Конституционный Суд исходит из правовой позиции, суть которой заключается в том, что наделение Национального банка другими функциями возможно только в рамках, определенных Конституцией (решение от 5 июля 2012 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь»).

Из анализа положений пункта 4 статьи 3 Закона следует вывод о том, что уточнение содержания отдельных функций Национального банка, а также наделение его дополнительными функциями согласуется с положениями статьи 136 Конституции.

2.1. Пунктом 19 статьи 3 Закона часть пятая статьи 1091 Банковского кодекса излагается в новой редакции, в соответствии с которой в составе совета директоров (наблюдательного совета) банка должно быть не менее двух независимых директоров, если иное количество не определено Национальным банком. Кроме того, устанавливается перечень случаев, при которых член совета директоров (наблюдательного совета) банка не имеет статуса независимого директора. Так, независимым директором банка признается член совета директоров (наблюдательного совета) банка, который без учета этого статуса не является: бенефициарным собственником банка, являющимся таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка; руководителем, членом коллегиального исполнительного органа, работником банка; руководителем другого банка; руководителем, членом органа управления, работником юридического лица – бенефициарного собственника банка, являющегося таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка, и др.

Такое правовое регулирование свидетельствует о повышении требований к организации корпоративного управления банком, управления рисками и внутреннего контроля и направлено на защиту законных интересов вкладчиков и кредиторов банка, обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь.

2.2. Абзацами третьим и четвертым пункта 29 статьи 3 Закона статья 185 Банковского кодекса дополняется частью шестой, предусматривающей, что вкладчик вправе потребовать, а банк обязан предоставить по требованию вкладчика в день обращения, если иной срок не установлен законодательством Республики Беларусь и (или) договором, документ, подтверждающий факт заключения договора банковского вклада (депозита), содержащий сведения о его существенных условиях, а также иные сведения, касающиеся обслуживания его вклада (депозита) (сведения об изменении процентов, о размере начисленных процентов, об увеличении суммы вклада (депозита) и т.п.).

Такой законодательный подход основывается на положениях статьи 44 Конституции, согласно которым собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (часть третья); государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов (часть четвертая).

3. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции (статья 28).

Право на защиту информации о личной жизни закреплено в статье 12 Всеобщей декларации прав человека, статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 9 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. При этом пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека предусматривается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Законом дополняется круг субъектов, которым банки имеют право раскрывать банковскую тайну своих клиентов, что в определенной мере свидетельствует об ограничении права клиентов банка на неприкосновенность их личной жизни.

Так, абзацами шестым и седьмым пункта 21 статьи 3 Закона часть третья статьи 121 Банковского кодекса дополняется новым абзацем, устанавливающим, что в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком судебным исполнителям – по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в их производстве. Одновременно абзац третий части пятой указанной статьи Банковского кодекса излагается в редакции, в соответствии с которой сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, представляются банком в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, судебным исполнителям – по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в их производстве (абзацы девятый и одиннадцатый пункта 21 статьи 3 Закона).

При выявлении конституционно-правового смысла указанных норм Закона Конституционный Суд исходит из принципа пропорциональности, на который обращалось внимание в ранее принятых решениях, в том числе в вышеназванном решении от 5 июля 2012 г. В данном решении Конституционный Суд указал, что законодатель, руководствуясь принципом пропорциональности, вправе возложить на банк обязанность по представлению соответствующим субъектам сведений, составляющих банковскую тайну, при этом должно соблюдаться требование части первой статьи 23 Конституции, согласно которому ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц.

4. Статьей 6 Закона вносятся изменения в Закон «О Совете Министров Республики Беларусь». В частности, абзац четвертый части первой статьи 11 указанного Закона излагается в редакции, закрепляющей за Советом Министров полномочия по определению приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций и по определению порядка заключения, изменения, расторжения и государственной регистрации инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

Такое правовое регулирование основывается на закрепленной в статье 107 Конституции компетенции Правительства и согласуется с положениями статьи 9 Закона «Об инвестициях».

Кроме того, абзац седьмой части первой статьи 19 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» (пункт 2 статьи 6 Закона), определяющий полномочие Правительства вносить предложения в Конституционный Суд, приводится в соответствие с положениями Кодекса о судоустройстве и статусе судей (часть первая, абзац шестой части третьей статьи 22) и Закона «О конституционном судопроизводстве» (абзац четвертый статьи 1, часть первая статьи 114, статьи 119, 125 и 147). Из содержания вносимых изменений следует, что законодатель, устанавливая согласованное правовое регулирование взаимодействия государственных органов в сфере осуществления возложенного статьей 116 Конституции на Конституционный Суд контроля за конституционностью нормативных актов в государстве, тем самым реализует конституционный принцип верховенства права и вытекающий из него принцип правовой определенности.

5. В статье 22 Конституции закрепляется равенство всех перед законом. С учетом данного конституционного положения Конституционный Суд оценивает норму Закона (абзац третий пункта 2 статьи 8), в силу которой из статьи 17 Закона «Об аудиторской деятельности» исключается абзац шестой части третьей. В результате такого правового регулирования коммерческие организации, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций, не должны подвергаться ежегодному обязательному аудиту годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Устанавливаемое общее для всех коммерческих организаций правило проведения аудита направлено на создание в этой части равных правовых условий для деятельности таких организаций (в том числе созданных с участием иностранного капитала) и, как следствие, имеет своей целью обеспечение равенства всех лиц (включая иностранные), инвестирующих свои средства в экономику Республики Беларусь.

Конституционный Суд считает, что данное изменение направлено также на соблюдение принципа равенства инвесторов, закрепленного в абзаце третьем части первой статьи 5 Закона «Об инвестициях», и согласуется с нормами Конституции, в соответствии с которыми государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равные условия для развития всех форм собственности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13).

Таким образом, из выявленного конституционно-правового смысла Закона следует, что его нормы основываются на нормах Конституции и направлены на совершенствование положений ряда законов с целью соблюдения конституционных принципов верховенства права и равенства всех перед законом.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь

О.Г.Сергеева

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.