Официальная правовая информация |
КОНФЛИКТЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ ПО ДЗЮДО
ЛАТУШКИНА В.В.,
Белорусский государственный университет физической культуры
(Минск, Республика Беларусь)
Конфликты являются спутниками нашей жизни. По мнению специалистов, до 15–20 % времени в тренировочном процессе уходит на выяснение отношений, примирение сторон в конфликте. В первый день конфликта работоспособность на тренировке снижается вдвое, во второй – более чем на треть, на четвертый – она ниже на 15 %. Особенно опасны затяжные конфликты, длящиеся месяцами, а иногда и годами. Коллектив с такой хронической болезнью обречен на отставание в спортивных достижениях. Полностью избежать конфликтов в коллективе практически невозможно, но можно подобрать средства и методы для их решения и предотвращения. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что повышение эффективности педагогической деятельности тренера и достижения высоких результатов требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов в спортивном коллективе. В конфликте всегда присутствуют: противоречие, столкновение позиций, различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Конфликтная ситуация возникает, когда противоречия нарушают нормальное взаимодействие, наносят ущерб сторонам, и они начинают видеть источник возникшей проблемы в позиции другой стороны. Решением проблемы считается: преодоление разногласий – принятие одной стороной точки зрения другой; взаимные уступки; компромисс или вариант, устраивающий обе стороны. Признаками конфликта являются: наличие ситуации, которая воспринимается как конфликтная; объект конфликта; желание продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей; нежелание поиска решений для выхода из сложившейся ситуации. В качестве факторов, обуславливающих возникновение и протекание конфликта, выступают некоторые социальные явления, особенности характера и психологические свойства спортсменов, их социальные установки, жизненные позиции, взгляды и т.п.