Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 02.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Производство в суде первой инстанции. Возвращение уголовного дела прокурору. Практика опротестования судебных решений

Уголовное дело возвращается прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом в случае, если не разрешен отвод, заявленный следователю.

По постановлению судьи Могилевского областного суда от 13.11.2019 уголовное дело в отношении К., С. и С-го по ч. 3 ст. 426, ч. 3 ст. 430 и другим статьям УК возвращено Генеральному прокурору Республики Беларусь для устранения препятствий к его рассмотрению судом на основании п. 1 ч. 1 ст. 2801 УПК в связи с неразрешением отвода, заявленного следователю.

В частном протесте прокурор Могилевской области, не согласившись с постановлением, ставил вопрос о его отмене и передаче дела на новое судебное рассмотрение со стадии подготовки и назначения судебного разбирательства. В протесте оспаривался вывод суда о том, что заявленный следователю обвиняемым К. отвод не был разрешен, поскольку не вынесено соответствующе мотивированное постановление. Указывалось, что ч. 3 ст. 82 УПК не содержит требования о разрешении отвода путем вынесения постановления. Отвод разрешен в установленном порядке, поскольку на жалобы обвиняемого даны мотивированные ответы, в том числе и об отсутствии оснований для отвода следователя.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 10.12.2019 постановление о возвращении уголовного дела прокурору оставлено без изменения, а частный протест – без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 2771 УПК предварительное судебное заседание проводится при наличии оснований для возвращения дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 2801 УПК.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2801 УПК уголовное дело возвращается прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом в случае, если не разрешен отвод, заявленный следователю.

Частями 3 и 5 ст. 76 УПК предусмотрено, что орган, ведущий уголовный процесс, вправе в пределах своей компетенции разрешать заявленные отводы, самоотводы и ходатайства об устранении из производства по уголовному делу, а при обнаружении обстоятельств, исключающих участие соответствующего лица в уголовном процессе, отстранять его от участия в производстве по делу по собственной инициативе. Отводы и самоотводы рассматриваются и разрешаются безотлагательно после их заявления и поступления.

В силу ч. 3 ст. 82 УПК вопрос об отводе следователя разрешается начальником следственного подразделения.

К процессуальным решениям, выносимым в ходе уголовного процесса правомочными на то органами или должностными лицами, в соответствии с п. 36 ст. 6 УПК относятся решения, предусмотренные УПК, а именно приговоры, определения и постановления.

Таким образом, иных решений, кроме постановлений, выносимых по результатам рассмотрения и разрешения отвода следователю, уголовно-процессуальный закон не предусматривает.

Из материалов уголовного дела следует, что обвиняемым К. в ходе производства по делу по основаниям, предусмотренным ст. 77 УПК, неоднократно заявлялся отвод следователю, расследовавшему дело и являвшемуся руководителем следственной группы.

Однако этот отвод надлежащим образом не разрешен, мотивированное постановление по результатам его рассмотрения управомоченным должностным лицом – начальником следственного подразделения, как того требует уголовно-процессуальный закон, не вынесено.

Вопреки утверждению в протесте ответы должностных лиц Следственного комитета на жалобы обвиняемого К. нельзя признать разрешением отвода, поскольку решение по заявленному отводу в виде мотивированного постановления принято не было, что нарушило право обвиняемого на его обжалование в установленном законом порядке.

Допущенное нарушение уголовно-процессуального закона не может быть устранено в судебном заседании, а поэтому апелляционная инстанция признала обоснованным возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом.

Решение суда о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению признано необоснованным.

Постановлением суда Березинского района от 23.08.2018 уголовное дело по обвинению Л., М., Ч. и других лиц в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 427 УК, возвращено прокурору того же района на основании п. 2 ч. 1 ст. 2801, ст. 3031 УПК для устранения препятствий к его рассмотрению судом.

Мотивируя принятое решение, суд указал, что обвиняемые Л., М. и Ч. являются народными заседателями, в связи с чем относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу, регламентированный ст. 4681 УПК. Так как уголовное дело возбуждено следователем, отсутствуют постановления надлежащего должностного лица о привлечении названных лиц в качестве обвиняемых и предварительное согласие органа, утвердившего списки народных заседателей, на их привлечение к уголовной ответственности, имеются препятствия для рассмотрения данного уголовного дела судом.

В протесте прокурора Минской области ставился вопрос об отмене постановления суда в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

Президиум областного суда, удовлетворяя 14.11.2018 протест, указал следующее.

Органом предварительного расследования Л., М., Ч., а также иные лица обвинялись в том, что с января по ноябрь 2017 г. из корыстной и иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении избежать материальной и дисциплинарной ответственности за увеличившийся в хозяйстве падеж поголовья скота, с целью его сокрытия умышленно внесли заведомо ложные сведения в официальные документы – акты на передачу (продажу), закупку скота по договорам с гражданами, отразив в качестве причины выбытия животных их продажу населению, что не соответствовало действительности.

Уголовное дело возбуждено начальником районного отдела Следственного комитета 16.01.2018 в отношении Д.

В качестве подозреваемых по делу следователем привлечены: Л. – 11.05.2018, а М. и Ч. – 11.06.2018.

Следователем Л. и М. предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 427 УК – 11.07.2018, а Ч. – 12.07.2018.

Уголовное дело в порядке ст. 262 УПК 16.07.2018 передано прокурору района для направления в суд и 26.07.2018 направлено по подсудности.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4681 УПК особый порядок производства по уголовному делу применяется в отношении народного заседателя в период исполнения им своих обязанностей в суде.

По смыслу данной нормы к народным заседателям относятся лица, входящие в списки народных заседателей, утвержденные в установленном законом порядке, только в период исполнения ими своих обязанностей, когда они привлечены для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела в суде.

В силу ст. 119 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.

Согласно информации суда Березинского района, Л., М. и Ч. приняли присягу 19.12.2017, т.е. после совершения инкриминированного им преступления.

Л. и М. к участию в рассмотрении уголовных дел судом района вообще не привлекались. Ч. привлекался в качестве народного заседателя по делу по обвинению Д-ой по ч. 1 ст. 205 УК после передачи уголовного дела в отношении его в суд для рассмотрения по существу.

В соответствии со ст.ст. 120, 121 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей суд, информировав народных заседателей о привлечении к рассмотрению конкретного дела, должен выяснить наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 117 и ч. 1 ст. 121 данного Кодекса, препятствующих участию в деле, и при наличии таковых может освободить от исполнения обязанностей по конкретному уголовному делу, организовав проведение дополнительного отбора народных заседателей.

Исходя из смысла данных норм участие народного заседателя Ч. в период с 07.08.2018 по 21.09.2018 при рассмотрении уголовного дела по обвинению Д-ой свидетельствует о ненадлежащем выяснении обстоятельств, препятствующих исполнению народным заседателем обязанностей, и нарушении порядка привлечения народного заседателя к участию в рассмотрении уголовного дела судом.

Таким образом, из материалов дела следует, что Л., М. и Ч. в период совершения преступления не являлись народными заседателями. При этом на момент возбуждения в отношении их уголовного дела и в ходе предварительного расследования они не исполняли обязанности судьи, поскольку не были привлечены к участию в рассмотрении судом конкретных уголовных дел.

Факт привлечения Ч. к участию в рассмотрении дела и наличия у него, Л. и М. статуса народных заседателей при нахождении в производстве суда уголовного дела по обвинению последних в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 427 УК, сам по себе не является препятствием для рассмотрения данного уголовного дела судом.

Изложенное указывает на то, что Л., М. и Ч. привлечены в качестве подозреваемых и обвиняемых надлежащим должностным лицом, и в отношении их не требовался особый порядок производства по уголовному делу, в связи с чем оснований для его возврата прокурору для устранения препятствий не имелось.

При таких обстоятельствах постановление суда признано подлежащим отмене.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.