Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 09.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Налоговым вычетам подлежат суммы налога, указанные в первичных документах по приобретению товаров, а не фактически уплаченные суммы налога

Коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по проверке законности решений хозяйственных судов удовлетворила протест заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и отменила решение хозяйственного суда по иску унитарного предприятия (далее – УП) к инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – ИМНС) о признании недействительным решения в части взыскания с УП экономических санкций, а также постановление кассационной инстанции по данному делу.

Как следует из материалов дела, ИМНС была осуществлена проверка УП по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость (НДС) за январь–август 2000 года, о чем составлен акт проверки.

На основании акта проверки было принято решение о взыскании с предприятия НДС и экономических санкций по причине того, что при совершении сделок в иностранной валюте суммы курсовых разниц, возникающих между датой прихода товара и датой фактической уплаты, в части, приходящейся на суммы входного налога на добавленную стоимость, были отнесены предприятием не на финансовые результаты деятельности предприятия (счет 80), а на увеличение входного налога на добавленную стоимость.

Коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по проверке законности решений хозяйственных судов, отменяя решение хозяйственного суда и постановление кассационной инстанции как незаконные, исходила из следующего.

После принятия налога к вычету между суммой налога на добавленную стоимость, фактически уплаченной в белорусских рублях по курсу Национального банка на дату платежа, и суммой, отраженной в учете и перечисленной по курсу Национального банка на дату оприходования товара, как правило, возникает разница, вызванная изменением курса Национального банка.

В пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 февраля 1999 года № 7 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности разницы, возникающей при изменении Национальным банком курса иностранных валют» указано: «Установить, что разница, возникающая при изменении Национальным банком курсов иностранных валют, на дату совершения хозяйственных операций и на дату составления бухгалтерской отчетности (баланса) зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного финансирования или внебюджетных источников финансирования, а иными организациями и индивидуальными предпринимателями – на увеличение или уменьшение финансовых результатов их деятельности. Данная разница не учитывается при исчислении налогов на добавленную стоимость, прибыль, доходы».

Данная особенность исчисления и уплаты НДС закреплена и в Законе «О налоге на добавленную стоимость».

Так, согласно пункту 4 статьи 16 Закона налоговые вычеты, предусмотренные настоящей статьей, производятся на основании первичных учетных документов – платежных и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании оформленных таможенных деклараций и копий платежных документов или иных документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 года № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» разницы, образовавшиеся за период с 1 января по 30 июня 2000 года при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отнесенные на финансовые результаты деятельности, коммерческие и некоммерческие организации относят и списывают в порядке, установленном подпунктами 1.2.2, 1.2.3, 1.3 настоящего пункта. При этом уплаченные суммы налогов и сборов за период с 1 января по 30 июня 2000 года перерасчету не подлежат.

Поскольку судом при принятии решения были допущены нарушения норм материального права, но по делу не требовалось собирание дополнительных доказательств, коллегия сочла возможным принять новое решение, которым в иске УП отказала.

 

Подготовлено управлением обеспечения

надзора и обобщения судебной практики

Высшего Хозяйственного Суда

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.