Официальная правовая информация |
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЦЕПОЧЕК ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
STATISTICAL EVALUATION OF CHAINS OF ADDED VALUE FOR MANAGEMENT PURPOSES
ЕЛЬСУКОВ В.П.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры
бизнес-администрирования Института бизнеса БГУ
Рассматриваются вопросы статистического оценивания цепочек добавленной стоимости для целей управления. Вносятся предложения по совершенствованию методологии оценки цепочек добавленной стоимости на основе применения линейных узловых моделей.
В последние годы в связи с усилением конкуренции на товарных рынках повышается интерес к анализу операционных и иных издержек, участвующих в обороте капитала, выработке и реализации на основе анализа мер, направленных на развитие конкурентных преимуществ. Одним из важных аналитических инструментов повышения конкурентоспособности компании, региона, отрасли, национальной экономики в целом выступает оценка цепочек создания стоимости с целью их последующей рационализации. Результатом такой оценки является определение величины добавленной стоимости от продажи товаров и услуг, генерируемых в существующих (организованных определенным образом) цепочках создания добавленной стоимости, занимаемого места в них, удовлетворяющего требованиям рационализации процесса, повышающего доходность и, как следствие, конкурентоспособность. Такой процесс рассматривается как инструмент стратегического анализа, целью которого является максимально обоснованное стратегическое планирование. В основу современного подхода по оценке и рационализации цепочек добавленной стоимости положены: экономическая теория о прибавочной (добавленной) стоимости классиков английской политической экономии, теория прибавочной стоимости и принцип планомерного развития экономики, излагаемые в марксистской политической экономии, теория предельной производительности, теории полезности и предельной полезности, некоторые другие теоретические разработки. Сущностной особенностью современных теорий добавленной стоимости является системный подход к оценке факторов и условий, формирующих данную величину. При этом, если ранее во внимание принимались только факторы влияния на добавленную стоимость внутри компании, то в последнее время получает все большее признание целостное рассмотрение не только внутренних, но и внешних факторов, выходящих за пределы предприятия. То есть акцентируется внимание на особенностях формирования цепочек на уровне отраслей, регионов, национальной и мировой экономики. Современный анализ цепочки добавленной стоимости предусматривает не только рассмотрение процесса ее формирования, но и оценку отношений между всеми акторами внутри цепочки, понимание экономических, социальных, иных выгод и затрат при осуществлении указанных отношений. На основе анализа ставится задача управления цепочками добавленной стоимости. То есть, эффективно функционирующие цепочки накопления стоимости требуют определенного качества управления; их эффективность основана на эффекте функционирования системы в целом, а не отдельных ее составляющих.