Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.09.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 июля 2015 г. № Р-989/2015

О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь».

В судебном заседании приняли участие:

полномочный представитель Президента Республики Беларусь в Конституционном Суде – Мицкевич В.В., Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

полномочный представитель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в Конституционном Суде – Мороз Л.Ф., председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству;

полномочный представитель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в Конституционном Суде – Михалькова Л.С., председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству;

полномочный представитель Совета Министров Республики Беларусь в Конституционном Суде – Бодак А.Н., заместитель Министра юстиции Республики Беларусь;

представители:

Верховного Суда Республики Беларусь – Анискевич Р.Г., заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

Генеральной прокуратуры Республики Беларусь – Лашин А.М., заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь;

Следственного комитета Республики Беларусь – Волков А.А., первый заместитель Председателя Следственного комитета Республики Беларусь;

Республиканской коллегии адвокатов – Чайчиц В.И., председатель Республиканской коллегии адвокатов.

Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 20 мая 2015 г. в соответствии с частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), абзацем восьмым части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, частями первой и третьей статьи 158 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» на основании поступившего в Конституционный Суд обращения Республиканского правозащитного общественного объединения «Белорусский Хельсинкский Комитет» о необходимости устранения правового пробела и закрепления в законодательстве Республики Беларусь права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь.

В обращении указывается, что в процессуальном законодательстве Республики Беларусь отсутствуют специальные нормы об оказании юридической помощи свидетелям. На практике такой пробел нередко ведет к отказу в предоставлении свидетелям юридической помощи и тем самым к нарушению гарантированных им Конституцией прав.

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., выступления полномочных представителей Президента Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в Конституционном Суде, представителей Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Республиканской коллегии адвокатов, проанализировав положения Конституции, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) и иных законодательных актов Республики Беларусь, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд установил.

1. В Конституции предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 21).

Согласно части первой статьи 62 Конституции каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату по своему выбору для защиты своих прав и интересов в судах, государственных органах, иных организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих юридических вопросов, и перед физическими лицами (пункт 2 статьи 6); суд, государственный орган, иная организация или должностное лицо не могут отказать в признании права адвоката представлять права и интересы физического или юридического лица, обратившегося за юридической помощью, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (пункт 3 статьи 17).

В УПК определено, что все лица, участвующие в уголовном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов; каждый имеет право в ходе производства по материалам и уголовному делу на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в случаях и порядке, предусмотренных данным Кодексом, юридической помощью адвокатов и других своих представителей (части 1 и 4 статьи 20); ограничение прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе, допускается только по основаниям и в порядке, установленным данным Кодексом (часть 2 статьи 10).

Однако в УПК отсутствуют нормы, непосредственно закрепляющие право граждан, являющихся свидетелями, на квалифицированную юридическую помощь, хотя показания свидетеля служат важным источником доказательств, а невыполнение им предусмотренных УПК обязанностей может повлечь уголовную ответственность.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон, к задачам которого относятся закрепление надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, способствование формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости, не предусматривает механизма реализации права свидетеля на юридическую помощь.

2. В соответствии со статьей 39 Закона «О конституционном судопроизводстве» в Верховный Суд, Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Министерство юстиции, Республиканскую коллегию адвокатов, а также на кафедру уголовного процесса и прокурорского надзора юридического факультета Белорусского государственного университета были направлены запросы.

В ответе Верховного Суда сообщается, что права свидетеля, перечисленные в части 3 статьи 60 УПК и иных процессуальных нормах, в том числе основное его право – не свидетельствовать против себя самого, членов семьи и близких родственников, достаточно полно регламентированы в УПК. Принимая во внимание процессуальный статус свидетеля, к которому в случае его законопослушного поведения не могут быть применены меры ответственности либо процессуального принуждения, необходимости в предоставлении ему исключительных гарантий по аналогии с правами подозреваемого, обвиняемого не имеется. Верховный Суд считает, что вопрос об участии адвоката в допросе свидетеля может быть разрешен органом, ведущим уголовный процесс, без дополнительного регулирования нормами УПК.

Генеральная прокуратура отмечает, что нормы УПК, регламентирующие производство процессуальных действий с участием свидетеля, не устанавливают запрета на оказание юридической помощи указанному участнику процесса, но и прямо не предусматривают возможности оказания такой помощи. Данное обстоятельство позволяет констатировать наличие в уголовно-процессуальном законе пробела правового регулирования реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь адвокатов. Закрепленное статьей 62 Конституции право каждого лица пользоваться в любой момент помощью адвокатов является универсальным. В связи с этим Генеральная прокуратура полагает, что для обеспечения прямого действия нормы Конституции, исключения фактов нарушения конституционных прав граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, путем необоснованного отклонения их ходатайств об оказании им юридической помощи необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты Республики Беларусь.

Следственный комитет указывает, что уголовно-процессуальным и иным законодательством обязанность органа предварительного расследования допустить адвоката к участию в уголовном процессе в качестве представителя свидетеля, в том числе для оказания юридической помощи при проведении следственных и других процессуальных действий с участием свидетеля, не установлена. При нормативном закреплении права свидетеля являться на допрос с адвокатом, наделенным полномочиями защитника, на практике не будут исключены случаи разглашения определенной информации, что даст возможность обвиняемым выработать тактику противодействия органам предварительного следствия. Следственный комитет считает, что получить юридическую помощь от приглашенного адвоката свидетель может до и после допроса, и не исключает возможности пассивного присутствия приглашенного свидетелем адвоката в ходе допроса.

В ответе Министерства юстиции обращено внимание, что в статье 60 УПК отсутствуют нормы, закрепляющие право гражданина, являющегося свидетелем, пользоваться помощью представителя при производстве по материалам и уголовному делу. Такое право предоставлено только потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. Буквальное соблюдение органами, ведущими уголовный процесс, вышеназванного подхода может привести к ограничению гарантированного Конституцией права граждан на юридическую помощь. Министерство юстиции полагает, что в настоящее время в УПК имеется определенный пробел правового регулирования в той части, в которой свидетелю не предоставлено право пользоваться помощью представителя, в том числе адвоката, при производстве по уголовному делу. Данный пробел может быть устранен путем соответствующей корректировки норм УПК.

По мнению Республиканской коллегии адвокатов, конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор адвоката подлежат обеспечению на всех стадиях уголовного судопроизводства и не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Юридическая помощь адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве не ограничивается процессуальными и временными рамками его участия в деле при производстве расследования и судебного разбирательства, она включает и возможные предварительные юридические консультации, что вытекает, в частности, из статьи 26 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Кафедрой уголовного процесса и прокурорского надзора юридического факультета Белорусского государственного университета сделан вывод о том, что поскольку УПК не устанавливает прямого запрета на участие в следственном действии (в том числе допросе) адвоката как представителя свидетеля, то должна применяться норма прямого действия – статья 62 Конституции, и лицо, производящее дознание, следователь, прокурор не имеют права отказать свидетелю в даче показаний в присутствии своего представителя – адвоката. Помощь представителя требуется свидетелю для получения знаний о своих процессуальных правах, полноценной реализации таких прав в ходе производства следственных действий и недопущения злоупотреблений со стороны должностных лиц органов уголовного преследования. При этом высказывается мнение о возможности внесения в УПК изменений и дополнений, направленных на регламентацию права свидетеля пользоваться при даче показаний и участии в производстве иных процессуальных действий правовой помощью своего представителя с одновременным установлением прав и обязанностей такого представителя.

Таким образом, в ответах на запросы Конституционного Суда выражена общая позиция о том, что в нормах УПК не предусмотрен действенный механизм, гарантирующий обеспечение права свидетеля, принимающего участие в уголовном процессе, на юридическую помощь адвоката, а также не регламентированы порядок допуска адвоката для оказания такой помощи свидетелю и его процессуальные права.

3. В Конституции установлено, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

Закрепленное в части первой статьи 62 Конституции право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов, является одним из важнейших принципов демократического правового государства.

Данное конституционное положение подтверждает приверженность Республики Беларусь общепризнанным принципам международного права в области отправления правосудия, касающимся лиц, обвиняемых в уголовном преступлении (пункт 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года), а также корреспондирует международным рекомендательным актам, в которых сфера действия права на квалифицированную юридическую помощь распространяется и на иных участников уголовного процесса, в том числе свидетелей.

Так, согласно пункту 1 Основных принципов, касающихся роли юристов, принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (г. Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.), каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

На необходимость оказания юридической помощи свидетелю указывается в Принципах и руководящих положениях Организации Объединенных Наций, касающихся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 67/187 от 20 декабря 2012 года. В пункте 8 Приложения к названным Принципам отмечено, что термин «юридическая помощь» означает консультирование по юридическим вопросам, помощь и представительство для лиц, задержанных, арестованных или находящихся в заключении, подозреваемых, обвиняемых или привлекаемых к ответственности в связи с совершением уголовного преступления, а также для потерпевших и свидетелей в процессе уголовного правосудия. Согласно Принципу 5 («Предоставление юридической помощи свидетелям») без ущерба для прав обвиняемых и без их нарушения государствам следует оказывать, когда это необходимо, юридическую помощь свидетелям преступлений (пункт 25).

Вместе с тем отсутствие в УПК нормы, закрепляющей обязанность органа, ведущего уголовный процесс, допустить адвоката к участию в уголовном процессе в качестве представителя свидетеля, на практике не позволяет в должной мере реализовать гарантированное Конституцией право на юридическую помощь, в том числе при проведении следственных и иных процессуальных действий с участием свидетеля.

Необходимость предоставления свидетелю такого права обусловлена и тем, что знание своих основных процессуальных прав и обязанностей имеет существенное значение не только для надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, но и выступает дополнительной гарантией соблюдения как должностным лицом органа, ведущего уголовный процесс, так и свидетелем законодательных требований, нарушение которых может повлечь уголовную ответственность этих участников уголовного процесса.

Кроме того, показания свидетеля, данные в присутствии адвоката, по мнению Конституционного Суда, будут обладать большей степенью достоверности и юридической значимости для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу.

Так, конституционные положения о том, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а также что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (статья 27 Конституции), получили нормативное закрепление и дальнейшее развитие в части 3 статьи 8, части 4 статьи 10, части 3 статьи 60, части 5 статьи 105 УПК.

Конституционный принцип законности, конкретизированный в нормах УПК, означает, что суд, орган уголовного преследования при производстве по материалам и уголовному делу обязаны точно исполнять требования данного Кодекса; нарушение закона при производстве по материалам и уголовному делу недопустимо и влечет установленную законом ответственность и признание решений не имеющими юридической силы (части 1 и 2 статьи 8 УПК), а на свидетеля, в свою очередь, возлагаются обязанности: являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; правдиво сообщить все известное по делу и ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения об обстоятельствах, ставших известными ему по делу, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом; подчиняться законным распоряжениям органа, ведущего уголовный процесс (часть 4 статьи 60 УПК).

Незаконные действия должностного лица органа, ведущего уголовный процесс, а равно несоблюдение свидетелем установленных законом процессуальных обязанностей образуют составы преступлений против правосудия (статьи 394, 401, 402, 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

4. Согласно Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; на государство возложена обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (части первая и третья статьи 21, часть первая статьи 59).

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 7, часть вторая статьи 59 Конституции).

Исходя из изложенного, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что в УПК имеется пробел правового регулирования в части реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права пользоваться в любой момент помощью адвокатов. Указанное право, по мнению Конституционного Суда, не должно зависеть от дискреционных полномочий органов предварительного следствия, подлежит обеспечению на всех стадиях уголовного процесса и не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.

Такой подход согласуется с положениями статьи 1 УПК, в соответствии с которыми данный Кодекс, основываясь на Конституции, устанавливает порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса (часть 1); предусматривает, что в случае противоречия между нормами УПК и Конституцией действуют положения Конституции (часть 3).

По мнению Конституционного Суда, юридическая помощь адвоката в уголовном судопроизводстве не должна также ограничиваться процессуальными и временными рамками его участия в деле при производстве расследования и судебного разбирательства, что соответствует международно-правовым стандартам в сфере отправления правосудия и вытекает из статьи 26 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», согласно которой адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство; оказывают иные виды юридической помощи.

Таким образом, в целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, предполагающего необходимость своевременного устранения в нормативных правовых актах пробелов, исключения в них коллизий и правовой неопределенности, создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, точность, непротиворечивость и логическая согласованность правовых норм, Конституционный Суд полагает целесообразным устранить указанный пробел правового регулирования путем внесения законодателем соответствующих изменений и дополнений в нормы УПК.

На основании изложенного, руководствуясь частями первой и седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзацем восьмым части третьей статьи 22 и статьей 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, частью второй статьи 74, статьями 75, 77, 80, 84, частью семнадцатой статьи 85 и статьей 160 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. В целях обеспечения принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права пользоваться в любой момент помощью адвокатов, признать необходимым устранение законодателем в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь пробела в правовом регулировании реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь.

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить соответствующий проект закона о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, направленных на регламентацию права свидетеля пользоваться юридической помощью адвоката при проведении следственных и иных процессуальных действий, и внести проект закона в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

3. Решение вступает в силу со дня его принятия.

4. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.