Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 06.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

КРАТКИЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА КАК ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

АМЕЛЬЧЕНЯ Ю.А.,

кандидат юридических наук, доцент

 

БАКИНОВСКАЯ О.А.,

кандидат юридических наук, доцент

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 13 января 2019 г.

 

Открытый конкурс является одним из видов процедур государственных закупок, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» в редакции от 17.07.2018 (далее – новый Закон).

Согласно ст. 31 нового Закона открытый конкурс представляет собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки на электронной торговой площадке, победителем которой признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и одновременно соответствующий требованиям конкурсных документов.

Новеллой нового Закона является введение разновидностей конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием, порядок проведения которых должен быть определен Советом Министров Республики Беларусь. Поскольку на сегодняшний момент указанный порядок не определен, то в настоящем материале он не рассматривается.

Организационные действия заказчика

1. Принятие решения о самостоятельном осуществлении государственных закупок, в том числе процедуры открытого конкурса (Вариант 1), либо с привлечением организатора (Вариант 2).

При использовании Варианта 2 необходимо передать функции по организации и проведению процедур государственных закупок организатору (ст. 13 нового Закона).

Далее по тексту рассматривается Вариант 1.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если привлекается организатор для организации и проведения процедур государственных закупок, то следующие параметры определяет (осуществляет) только заказчик:

– определение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета государственной закупки (далее – требования к предмету государственной закупки);

– определение требований к участникам;

– определение существенных условий договора и его заключение.

Данные функции не могут быть переданы организатору.

 

2. Назначение ответственных, которое также может иметь вариативный характер (в зависимости от решения заказчика):

– определение или создание структурного подразделения заказчика, ответственного за выполнение функций по организации и проведению процедур государственных закупок;

– назначение работников (работника), обладающих соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок, и распределение между ними функций по организации и проведению процедур государственных закупок (ст. 12 нового Закона) (при необходимости).

3. Создание комиссии по государственным закупкам (ст. 14 нового Закона).

ВАЖНО на всех этапах:

1) соблюдение сроков;

2) обеспечение соблюдения антимонопольных требований к закупкам товаров, предусмотренных ст. 24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Процедурные действия заказчика/комиссии по государственным закупкам

1. Разработка и утверждение, размещение на электронной торговой площадке (далее – ЭТП) годового плана государственных закупок (ст. 19 нового Закона).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наличие размещенного на ЭТП годового плана государственных закупок наряду с решением заказчика о проведении открытого конкурса является основанием для проведения процедуры государственной закупки. Без наличия размещенного в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС) годового плана невозможно будет разместить соответствующие документы по процедуре на ЭТП. В ГИАС годовой план размещается операторами электронной торговой площадки и ГИАС после его размещения на ЭТП заказчиком.

 

2. Выбор вида процедуры госзакупки – в нашем случае открытого конкурса.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Открытый конкурс применяется в случаях, когда иные виды процедур не применяются.

 

ВАЖНО! При этом случаи проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием определяются Советом Министров Республики Беларусь.

3. Принятие решения о проведении открытого конкурса (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица заказчика).

4. Разработка конкурсных документов, включая приглашение и проект договора государственной закупки (ст. 22, 24, 39 нового Закона).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Необходимо:

1) учесть описание предмета государственной закупки (ст. 21 нового Закона), включая:

– его наличие в перечне товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (ст. 29 нового Закона);

– наличие условий допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок;

– наличие дополнительных требований к товарам (работам, услугам), являющимся предметом государственной закупки, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;

2) соблюсти требования к участникам (ст. 16 нового Закона), дополнительные требования к участникам, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;

3) соблюсти требования к содержанию конкурных документов, включая условия применения преференциальной поправки, если она установлена Советом Министров Республики Беларусь.

 

5. Размещение конкурсных документов на ЭТП в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их утверждения.

Конкурсные документы должны содержать:

1) приглашение, содержание которого определено п. 1 ст. 22 нового Закона;

2) описание предмета государственной закупки, его частей (лотов) в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), а также перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки;

3) условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в открытом конкурсе, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;

4) проект договора (в случае если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), – проект договора в отношении каждой части (лота) при необходимости);

5) требования к содержанию и форме предложения с учетом регламента оператора ЭТП;

6) порядок формирования цены предложения;

7) условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь;

8) наименование валюты, в которой должна быть выражена цена предложения, наименование валюты и при необходимости обменный курс, которые будут использованы для оценки и сравнения предложений, а также для заключения договора;

9) критерии, способ оценки и сравнения предложений, установленные Советом Министров Республики Беларусь;

10) порядок участия в процедуре государственной закупки субъектов малого и среднего предпринимательства, если процедура государственной закупки проводится с учетом требований ст. 29 нового Закона;

11) указание размера и порядка оплаты услуг организатора, если в организации и проведении процедуры государственной закупки участвует организатор и обязанность оплаты таких услуг участником установлена Советом Министров Республики Беларусь;

12) указание актов законодательства о государственных закупках, в соответствии с которыми проводится процедура государственной закупки;

13) иные требования, установленные в соответствии с законодательством о государственных закупках.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При этом не допускается требовать предоставления документов, которые в соответствии с законодательством передаются только при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг).

 

При необходимости заказчик обеспечивает:

– ответы на запросы о разъяснении конкурсных документов (с соблюдением сроков – п. 3 ст. 32 нового Закона);

– внесение изменений в конкурсные документы (п. 4 ст. 32 нового Закона).

Срок для подготовки и подачи предложений – не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на ЭТП (п. 1 ст. 23 нового Закона).

При повторном открытом конкурсе срок для подготовки и подачи предложений – не менее 10 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на ЭТП (п. 2 ст. 23 нового Закона).

6. Открытие, рассмотрение предложений и допуск участников к оценке и рассмотрению предложений (ст. 35 нового Закона).

Срок их рассмотрения – не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений. Однако с учетом особенностей и (или) сложности предмета государственной закупки заказчиком (организатором) может быть установлен более длительный срок рассмотрения предложений, но не более 45 календарных дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений. Таким образом, максимальный срок рассмотрения предложений составляет 45 календарных дней. Новый Закон не определяет, на каком этапе возможно принятие заказчиком решения об установлении более длительного срока рассмотрения предложений участников.

На данном этапе возможны запросы со стороны комиссии к участнику о разъяснении его предложений, при этом необходимо отразить соответствующую информацию в протоколе.

Данный этап завершается размещением протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений на ЭТП (п. 5 ст. 35 нового Закона).

7. Оценка и сравнение предложений участников.

Срок, в течение которого проводится оценка и сравнение предложений участников, – 5 рабочих дней со дня размещения указанного выше протокола (ст. 36 нового Закона).

Данный этап завершается размещением протокола о результатах процедуры (выбор участника-победителя, признание процедуры несостоявшейся) (пп. 1, 2 ст. 27 нового Закона).

8. Заключение договора государственной закупки по истечении 10 календарных дней со дня уведомления участников о результате процедуры, но не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя. При исчислении данного срока не учитывается срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (ст. 24 нового Закона).

9. Формирование дела по процедурам государственных закупок (ст. 28 нового Закона).

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.