Официальная правовая информация |
Вопрос: Юридическому лицу – резиденту (заемщик) поступает в банк Республики Беларусь заем в белорусских рублях от юридического лица – резидента. Обязан ли заемщик представлять в банк сведения о поступивших денежных средствах? Обязан ли банк требовать от заемщика данные сведения и при их непредставлении уведомлять Комитет государственного контроля Республики Беларусь о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства?
Ответ: 1. Относительно обязанности клиента представить сведения, а банка – их потребовать. В соответствии с подп. 6.2 п. 6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46), банк как агент валютного контроля осуществляет контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в главе 3 Инструкции № 46.
В п. 2 Инструкции № 46 установлено, что клиент – юридическое лицо или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющееся резидентом или нерезидентом и совершающее валютные операции в банке.
Понятие валютных операций закреплено в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Получение займа в белорусских рублях юридическим лицом – резидентом от юридического лица – резидента не является валютной операцией.
В п. 20 Инструкции № 46 установлено, что при поступлении на счета клиентов денежных средств или направлении денежных средств экспортерами товаров (без их зачисления на свои счета) на оплату обязательств перед банком в банк представляются клиентом (за исключением случаев, предусмотренных в п. 17 Инструкции № 46) в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля. Банк вправе установить форму представляемых клиентом сведений локальным нормативным правовым актом банка с учетом требований валютного законодательства.
Таким образом, юридическое лицо – резидент не обязано представлять в банк сведения, так как валютная операция отсутствует и заемщик не является клиентом в контексте Инструкции № 46.
Банк не обязан требовать представления сведений и контролировать их представление.
2. Относительно уведомления Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В соответствии с п. 30 Инструкции № 46 при поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, банк обязан после зачисления данных денежных средств на счет клиента уведомить Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет государственного контроля).
В п. 31 Инструкции № 46 установлено, что уведомление Комитета государственного контроля осуществляется в случае следующих нарушений валютного законодательства:
31.1. несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;
31.2. непредставление информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной в п. 25 Инструкции № 46 (при поступлении денежных средств) (требования п. 25 не применяются к договорам, на которые не распространяется действие Указа № 178). В данном случае внешнеторгового договора нет и Указ № 178 не применяется.
Таким образом, в случае непредставления сведений уведомлять Комитет государственного контроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, не требуется.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Юридическое лицо – резидент не обязано представлять в банк сведения.
2. Банк не обязан требовать представления сведений и контролировать их представление. В случае непредставления сведений уведомлять Комитет государственного контроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, не требуется.
САФАРЕВИЧ Д.З.,
юрист
|
Материал подготовлен |