Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 13.09.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРА

БЕЛЯВСКИЙ С.Ч.

судья экономического суда Гродненской области,

заместитель председателя областного отделения Союза юристов

 

 

Материал подготовлен

с использованием нормативных

правовых актов по состоянию

на 13 января 2015 г.

 

Гражданский кодекс Республики Беларусь и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в ред. от 21.02.2014) устанавливают процедуру ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования. Основная цель указанной процедуры – инвентаризация и удовлетворение всех накопившихся обязательств должника, завершение взаимоотношений с государственными органами, подведение «итога деятельности» и после этого исключение из ЕГР.

Обязанность по информированию государственных органов после получения заявления о ликвидации исполняется регистрирующим органом в части Министерства юстиции (о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), для включения их в ЕГР), налоговых, таможенных органов, органов ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах», территориальных архивов. В адрес указанных органов регистрирующим органом направляются соответствующие сведения. На основании названных сведений в течение 30 рабочих дней перечисленные органы предоставляют регистрирующему органу справки об отсутствии (наличии) задолженности. Архив представляет регистрирующему органу в этот же срок сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников.

Обязанность по информированию кредиторов лежит на ликвидаторе, который размещает сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Кредиторы в срок, установленный для предъявления требований (не менее 2 месяцев), вправе предъявить ликвидатору свои требования, которые тот в случае их обоснованности должен учесть.

Следует отметить, что статья 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по принятию всех возможных мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменному уведомлению кредиторов о ликвидации юридического лица.

Как свидетельствует практика, указанная обязанность не всегда в полном объеме выполняется ликвидационными комиссиями (ликвидаторами), поскольку ее исполнение не контролируется в последующем регистрирующим органом.

Ликвидаторы ограничиваются публикацией объявления на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Более того, в последующем кредиторы сталкиваются с недобросовестным отношением к предъявляемым ими требованиям, а именно – оставлением их без ответа.

Следует отметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь не устанавливает прямой обязанности ликвидаторов информировать кредиторов о принятии их требований. В статье 60 кодекса содержится лишь право кредиторов в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения на обращение в суд, рассматривающий экономические дела, до утверждения ликвидационного баланса юридического лица с иском к ликвидируемому юридическому лицу. Нужно сразу обратить внимание – именно к юридическому лицу, а не к ликвидационной комиссии, ликвидатору.

При этом в пункте 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 (в ред. от 24.04.2013) «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» уточнено – «с соответствующим иском».

Данное уточнение сделано не случайно. Гражданский кодекс Республики Беларусь не содержит прямого указания на предмет подобного иска. И если обратиться к судебной практике, то можно обнаружить наличие совершенно разных подходов у истцов к его определению. При этом, надо отметить, все они находятся в рамках правового механизма, закрепленного статьей 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Это иски об понуждении к включению требований в реестр кредиторов, об обязании включить требования в реестр кредиторов, о включении требований в реестр кредиторов и т.п.

Представляется, что из всего данного перечня наиболее корректными будут являться требования о включении требований в реестр кредиторов. Тем самым, удовлетворяя подобные «соответствующие» иски, суд сам примет на себя обязанность ликвидатора по принятию требования, руководствуясь статьей 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь, и оно будет считаться принятым.

Исполнение же решений об обязании, понуждении совершить какие-либо действия само по себе предполагает необходимость совершения названных действий обязанным лицом.

Приведем пример.

Экономическим судом было рассмотрено дело по иску ООО «А» к индивидуальному предпринимателю Б. об обязании ИП Б. в лице ликвидатора Б. включить требования ООО «А» в реестр требований кредиторов ИП Б. в сумме 65 000 000 рублей.

В обоснование своих требований истец ссылается на непредставление в разумный срок ответа ликвидатора – индивидуального предпринимателя Б. на заявленное кредитором требование.

Ответчик отзыв на иск не представил, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

Истец в поданном ко дню судебного заседания заявлении требования поддержал. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании статей 142, 177 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь экономический суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежаще извещенных сторон.

Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.

Досудебный порядок урегулирования спора сторонами соблюден.

На основании определения о судебном приказе хозяйственного суда от 13.03.2013 с ответчика в пользу истца было взыскано 64 500 000 рублей основной задолженности по договору № 06/10-11 от 06.10.2011, а также 500 000 рублей расходов по государственной пошлине.

В соответствии с решением ИП Б. от 26.12.2012 им была открыта процедура ликвидации (прекращения деятельности), ликвидатором был назначен сам ответчик, и установлен срок ликвидации – до 15.03.2013.

На дату рассмотрения дела в суде ликвидационный баланс, свидетельство и печать в регистрирующий орган не сдавались, информация о продлении сроков ликвидации в базе данных ЕГР отсутствует, равно как и отметка о завершении ликвидации.

Истцом по делу в адрес ответчика было направлено требование кредитора о включении взысканной по определению хозяйственного суда Гродненской области о судебном приказе суммы задолженности в реестр требований кредиторов. К требованию были приложены документы, подтверждающие наличие задолженности: определение о судебном приказе и постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю.

Ответа на предъявленное требование истец от ответчика не получил.

В соответствии со статьями 58–60 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяют обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии), устанавливают порядок и сроки ликвидации, если иное не установлено актами законодательства. Законодательными актами могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Пунктом 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 (в ред. от 24.04.2013) «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» определено, что в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица (индивидуального предпринимателя) по итогам ликвидации обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с соответствующим иском. По решению хозяйственного суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя).

С учетом изложенного требования истца были признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Другой пример.

Судом рассмотрено дело по иску ОАО «А» к ЧТУП «Б» (ликвидатор «Б») о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов.

Как следовало из материалов дела, между сторонами был заключен договор поставки, в соответствии с которым истец по ТТН поставил в адрес ответчика товар, который не был оплачен.

28.08.2013 истец получил уведомление о ликвидации ЧТУП «Б».

В связи с нахождением ЧТУП «Б» в процессе ликвидации на основании пункта 11 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, в адрес ответчика 03.09.2013 было направлено требование кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, которое было получено ликвидатором 09.09.2013 согласно уведомлению о получении почтового отправления.

От ликвидатора 24.09.2013 получено письменное уведомление об отказе во включении требования в реестр. 

Согласно пункту 16 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, в случае, если до исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, это юридическое лицо не может быть исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев с момента получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения.

Пунктом 4 статьи 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь и частью пятой пункта 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» установлено, что в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с соответствующим иском.

В силу изложенного суд признал требования истца подлежащими удовлетворению. В вышестоящую судебную инстанцию решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

Завершая, следует отметить, что если требования кредитора реально удовлетворить не представляется возможным по причине отсутствия имущества у ликвидируемого субъекта хозяйствования, ликвидационная комиссия обязана подать в суд, рассматривающий экономические дела, заявление о его банкротстве.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.