Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Вопрос: Юридическому лицу – нерезиденту поступает на текущий (расчетный) счет в иностранной валюте, открытый в банке Республики Беларусь, выручка в иностранной валюте от юридического лица – нерезидента 2. Обязано ли юридическое лицо – нерезидент представлять в банк сведения о поступивших денежных средствах? Обязан ли банк потребовать от юридического лица – нерезидента данные сведения и при их непредставлении уведомлять Комитет государственного контроля Республики Беларусь о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства?

 

Ответ: 1. Относительно обязанности клиента представить сведения, а банка– их потребовать. В соответствии с подп. 1.16.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178) в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки: не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Мы видим, что, исходя из Указа № 178, документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля, обязаны представлять резиденты.

Однако в п. 20 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46), установлено, что при поступлении на счета клиентов (клиент – это в том числе и юридическое лицо – нерезидент) денежных средств или направлении денежных средств экспортерами товаров (без их зачисления на свои счета) на оплату обязательств перед банком в банк представляются клиентом (за исключением случаев, предусмотренных в п. 17 Инструкции № 46) в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля. Банк вправе установить форму представляемых клиентом сведений локальным нормативным правовым актом банка с учетом требований валютного законодательства.

В п. 17 Инструкции № 46 установлено, что банк не требует от клиентов представления документов (сведений), предусмотренных пп. 7 и 8 Инструкции № 46, по валютным операциям (за исключением документов, предусмотренных подп. 7.4 п. 7 Инструкции № 46, документа, удостоверяющего личность, при осуществлении физическим лицом платежа по международному банковскому переводу без открытия счета и документов, необходимых банку для исполнения законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения) при проведении валютных операций нерезидентами.

Согласно подп. 7.4 п. 7 Инструкции № 46 к документам, которые представляются клиентом и необходимы для осуществления банком функций агентов валютного контроля, относятся: при осуществлении валютных операций, для проведения которых актом валютного законодательства установлен перечень представляемых документов, – документы, определенные в этом перечне (при проведении валютно-обменных операций, операций с наличной иностранной валютой и т.д.), или сведения о поступивших денежных средствах при отсутствии установленного перечня документов.

В соответствии с п. 2 Инструкции № 46 сведения – информация о валютной операции, необходимая банку для контроля и отражения в формах отчетности, оформленная резидентом в виде одного документа, заверенного подписью клиента (при электронном документообороте – электронной цифровой подписью).

Таким образом, нерезидент не обязан представлять в банк документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля, за исключением случая, когда банку необходимы документы для исполнения законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

2. Относительно уведомления Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В соответствии с п. 30 Инструкции № 46 при поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, банк обязан после зачисления данных денежных средств на счет клиента уведомить Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет государственного контроля).

В п. 31 Инструкции № 46 установлено, что уведомление Комитета государственного контроля осуществляется в случае следующих нарушений валютного законодательства:

31.1. несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;

31.2. непредставление информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной в п. 25 Инструкции № 46 (при поступлении денежных средств) (требования п. 25 не применяются к договорам, на которые не распространяется действие Указа № 178).

Исходя из понятия «внешнеторговый договор», содержащегося в подп. 1.1 п. 1 Указа № 178, можем сделать вывод, что внешнеторговый договор в данной ситуации отсутствует и Указ № 178 не работает.

Таким образом, договор, заключенный между двумя нерезидентами, не является внешнеторговым договором, Указ № 178 не применяется к данным правоотношениям. Таким образом, уведомлять Комитет государственного контроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, не требуется.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Юридическое лицо – нерезидент не обязано представлять в банк документы (сведения) о поступивших денежных средствах, за исключением случая, когда банку необходимы документы для исполнения законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

2. Банк не должен требовать от юридического лица – нерезидента сведения о поступивших денежных средствах. Уведомлять Комитет государственного контроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, не требуется.

 

САФАРЕВИЧ Д.З.,

юрист

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 23 сентября 2018 г.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.