Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 26.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Вопрос: С 01.01.2019 бухгалтеры-ИП, не получившие аттестат налогового консультанта, не смогут оказывать услуги по составлению и представлению налоговой отчетности. Может ли сдавать данную отчетность директор организации, которая пользуется услугами бухгалтера-ИП?

 

Ответ: В соответствии с п. 2 Положения о налоговом консультировании, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ № 338), налоговое консультирование включает:

• консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;

• оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;

• представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Подпунктом 1.1 Указа № 338 определено, что деятельность по налоговому консультированию юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, может осуществляться гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими квалификационный аттестат налогового консультанта и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. Это же пояснено и в разъяснении Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.05.2018 № 15-2-11/66/7-2-13/00957 «Об оказании аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями аудиторских и профессиональных услуг в части вопросов налогообложения без получения статуса налогового консультанта».

Тем не менее, обращаем ваше внимание, что соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

• создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;

• передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Пунктом 2 ст. 7 Закона определено, что руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона, а именно:

1) наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;

2) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Справочно: Микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (абз. 3 ч. 1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»).

На основании изложенного мы видим, что в некоторых случаях законодательство допускает ведение бухгалтерского учета лично руководителем.

В соответствии со ст. 62 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. При этом налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Таким образом, если руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру (п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 8 Закона), то на основании данных бухгалтерского учета он имеет право вести и налоговый учет, соответственно и составлять налоговые декларации с последующей их сдачей.

Как показывает практика, многие организации и ИП на сегодняшний день пользуются услугами бухгалтеров-ИП. Это выгодно, поскольку нет необходимости в штате иметь главного бухгалтера, выплачивать ему больничные, заработную плату, отпускные и уплачивать зарплатные налоги соответственно. Учитывая, что для получения статуса налогового консультанта необходимы обширные знания законодательства, далеко не каждый из действующих на сегодняшний момент бухгалтеров-ИП одномоментно сможет получить квалификационный аттестат налогового консультанта.

Также подп. 1.5 Указа № 338 определено, что действие Указа № 388 не распространяется на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности осуществляемых организациями и (или) ИП на основании договора. Поэтому заключать договор на ведение бухгалтерского учета с бухгалтером-ИП после 01.01.2019, не имеющим статуса налогового консультанта, организация вправе, а на ведение налогового учета – нет.

Как видим, Указ № 338 имеет «две стороны». С одной стороны, уровень специалистов, оказывающих услуги по бухгалтерскому и налоговому учету, с появлением налоговых консультантов станет гораздо выше. С другой стороны, в соответствии с действующим законодательством в некоторых случаях руководители могут формально исполнять обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета, а на деле этим будут заниматься другие люди, бухгалтеры-ИП, не получившие статус налогового консультанта, неофициально. Этот факт место может иметь, но руководителям в этом случае нужно помнить. Сдать налоговые декларации в таких случаях они-то и сами смогут, но привлечь к ответственности настоящих составителей этих деклараций за ненадлежащее ведение налогового учета, неправильно исчисленные налоги у них уже не получиться.

Руководствуясь приведенными нормами законодательства, отметим следующее. Руководитель коммерческой организации любой организационно-правовой формы со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, товарищества собственников или общественной и религиозной организации (объединения) может вести бухгалтерский учет лично, если он отвечает требованиям, приведенным в п. 3 ст. 8 Закона, и соответственно вести налоговый учет со сдачей налоговых деклараций. Таким образом, поскольку заключать договор на ведение бухгалтерского учета с бухгалтером-ИП после 01.01.2019, не имеющим статуса налогового консультанта, организация вправе, а на ведение налогового учета – нет, то руководителю в любом случае необходимо либо самому исполнять обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета (если он на это имеет в соответствии с законодательством право), либо иметь в штате главного бухгалтера, либо заключать договор с бухгалтером-ИП – налоговым консультантом, для ведения учета и сдачи налоговых деклараций.

 

БОРИСЕНКО Н.В.,

аудитор

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 17 сентября 2018 г.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.