Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 06.05.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНИХ И МАЛЫХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Коршекевич Максим Геннадьевич,
заместитель начальника отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 7 мая 2013 г.

 

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы специального правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности в свете его совершенствования, имевшего место с изданием Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Проводится сравнительно-правовой анализ мер, предусматриваемых названным Декретом, и мер, закрепляемых в ранее действовавших законодательных актах.

Введение

С 1 июля 2012 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6), который существенно изменил систему гарантий и мер государственной поддержки для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в средних и малых городских поселениях, а также в сельской местности.

Отметим, что и ранее государство стимулировало и поддерживало бизнес в небольших городах и на селе, предоставляя организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим там производственную деятельность, немалый объем преференций. Но регулирование данных вопросов прежде носило разрозненный характер. Так, до указанной даты соответствующие льготы предоставлялись субъектам хозяйствования на основании Декретов Президента Республики Беларусь:

от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее – Декрет № 9);

от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» (далее – Декрет № 1).

Чтобы произошедшие с 1 июля 2012 г. изменения в этой сфере были более наглядны, сравним их с правовым регулированием, которое имело место до указанной даты.

Так, Декрет № 9 распространялся как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) и осуществляющих деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сельской местности, то есть на территории, входящей в пространственные пределы сельсоветов, исключая территории поселков городского типа и городов районного подчинения. В рамках этого Декрета предоставлялись льготы по уплате некоторых налогов, государственной и таможенных пошлин.

Важным моментом являлась возможность использовать предусмотренные в нем льготы организациями с местом нахождения вне сельской местности, но создавшими в такой местности свои филиалы или иные обособленные подразделения, выделив их на отдельный баланс и открыв для совершения ими операций отдельный банковский счет с предоставлением должностным лицам таких подразделений права распоряжаться денежными средствами на счете. Напомним, что именно при таких условиях (наличие отдельных баланса и счета) обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) самостоятельно исчисляют налоги, сборы (пошлины) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь. При этом они подлежат постановке на учет в налоговых органах и им присваивается отдельный учетный номер плательщика. Таким образом, Декрет № 9 позволял организациям воспользоваться соответствующими льготами в части деятельности таких подразделений.

Декрет № 1, в отличие от своего «предшественника», распространялся на деятельность в значительно больших пределах, а именно на всей территории страны, исключая лишь отдельные крупные города (Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк и Солигорск). В целом этот нормативный правовой акт предоставлял значительно больше преференций (не только по уплате налогов, государственной и таможенных пошлин, но и по уплате отчислений в инновационные фонды, обязательной продаже иностранной валюты, а также в отношении ряда иных условий осуществления хозяйственной деятельности).

В то же время право на льготы по этому Декрету имели только коммерческие организации с местом нахождения и при осуществлении деятельности на указанной территории (индивидуальные предприниматели под действие Декрета не подпадали) и лишь те из них, которые созданы с 1 апреля 2008 г. Также, в отличие от Декрета № 9, возможность применить предусмотренные в Декрете № 1 преференции отсутствовала у организаций, находящихся в перечисленных крупных городах, но имеющих на иной территории страны обособленные подразделения. Были и иные различия, касающиеся объема и условий использования налоговых льгот, других преференций, а также обстоятельств, которые исключали их применение отдельными категориями субъектов хозяйствования. К тому же Декретом № 1 предусматривалась такая неблагоприятная для организаций мера как обязанность в случае ликвидации организации уплатить прольготированные налоги на прибыль и на недвижимость за квартал, в котором принято решение о ликвидации, и за двенадцать месяцев, непосредственно предшествовавших этому кварталу.

Коррективы в связи с изданием Декрета № 6 произошли сразу по двум направлениям:

меры государственной поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в средних, малых городских поселениях, сельской местности, унифицированы;

объем преференций изменен преимущественно в сторону их расширения.

То есть Декрет № 6 установил единый льготный правовой режим осуществления деятельности практически на всей территории Республики Беларусь (исключение составляют названные ранее крупные города). Этот режим применим как для коммерческих организаций Республики Беларусь, так и для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на указанной территории. В отличие от Декрета № 1, предоставлявшего льготы только для организаций, зарегистрированных после 1 апреля 2008 г., право на применение льгот по Декрету № 6 имеют и субъекты, зарегистрированные до указанной даты. Однако использовать отдельные льготы возможно только до истечения 7 лет со дня государственной регистрации субъекта хозяйствования или принятия решения о создании обособленного подразделения.

Как видим, не подпадают под действие особого правового режима бюджетные и иные некоммерческие организации Республики Беларусь, осуществляющие в установленных законодательством случаях предпринимательскую деятельность, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории страны.

Рассмотрим предусматриваемые Декретом № 6 преференции.

Льготы для организаций и индивидуальных предпринимателей

Осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) коммерческие организации Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации:

вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (организации) и подоходный налог (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. Как и в Декрете № 1 под такой реализацией понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке (далее – сертификат ПСП);

освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (далее – лицензия), внесение в лицензию изменений и (или) дополнений, продление срока ее действия. Ранее льготы по государственной пошлине были установлены только в Декрете № 9 (то есть применительно к бизнесу в сельской местности), да и объем их был меньше. Например, за выдачу лицензии требовалось уплатить 50 % (для организаций) и 25 % (для предпринимателей) от установленного законодательством размера, а освобождение за продление срока действия лицензии вообще не предусматривалось;

вправе не исчислять и не уплачивать налог на недвижимость (с учетом ряда ограничений);

освобождены от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в т.ч. от сдачи имущества в аренду.

Обратим внимание, что в сравнении с Декретом № 1 срок, в течение которого возможно применение льгот по налогу на недвижимость, а также по обязательной продаже иностранной валюты, увеличен с 5 до 7 лет со дня государственной регистрации организации. Индивидуальным предпринимателям подобного рода льготы по налогу на недвижимость и обязательной продаже иностранной валюты предоставлены впервые.

И еще один важный момент: в отличие от Декрета № 1, Декрет № 6 не предусматривает необходимости внесения в бюджет сумм налогов на прибыль и на недвижимость, от уплаты которых организация была освобождена, в случае ее ликвидации.

Льготы для обособленных подразделений организаций

Организации, находящиеся за пределами сельской местности, но создавшие в этой местности обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, и которым для совершения операций организацией открыт банковский счет с предоставлением должностным лицам подразделений права распоряжаться денежными средствами на счете, могли воспользоваться льготами, предоставляемыми в соответствии с Декретом № 9, в части деятельности таких подразделений. В Декрете № 1 такая возможность не предусматривалась (то есть на деятельность созданных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленных подразделений установленные в нем преференции не распространялись). Декрет № 6 предоставил право применения особого правового режима коммерческим организациям Республики Беларусь, создавшим указанные подразделения как в средних и малых городских поселениях, так и в сельской местности.

Таким образом, с 1 июля 2012 г. для применения льгот не обязательно регистрировать на указанной территории отдельное юридическое лицо.

Коммерческие организации Республики Беларусь (независимо от места их регистрации) в части деятельности своих обособленных подразделений, имеющих отдельные баланс и счет, созданных и осуществляющих деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, в течение 7 календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения об их создании:

вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе подразделения и расположенных на указанной территории. При этом для применения льготы по налогу на прибыль под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства в отношении обособленного подразделения следует понимать реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата ПСП, в котором в качестве обособленных подразделений, осуществляющих производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), указано это обособленное подразделение;

освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных подразделением.

Обратим особое внимание, что применить данные преференции можно только в отношении подразделений, решение о создании которых принято не позднее 31 декабря 2018 г.

Льготы по таможенным платежам

Льготы по уплате таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами) предусматривались Декретами № 9 и № 1 и касались отдельных видов технологического оборудования (по установленному перечню), ввозимого на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций. При этом для применения льгот требовалось, чтобы организация:

находилась и осуществляла деятельность на соответствующей территории;

не осуществляла отдельные виды деятельности, на которые особый правовой режим, установленный этими Декретами, не распространялся.

Кроме того, предусматривался возврат в бюджет прольготированных сумм таких платежей в случае, если в течение 3 лет со дня использования льгот:

учредителями (участниками) организации или уполномоченным органом организации, осуществившей ввоз оборудования с соответствующим освобождением, принято решение о ее ликвидации;

организация осуществила сделку, предусматривающую переход права собственности на оборудование, ввезенное с освобождением от уплаты таможенных платежей;

организация передала ввезенное с освобождением оборудование во временное пользование (кроме передачи организациям, имеющим право на применение особого правового режима);

организация утратила право на применение особого правового режима.

Декретом № 6 условия применения таких «ввозных» льгот существенно скорректированы:

право на льготы получили все коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности и места ее фактического осуществления (на указанной территории и (или) в иных местах);

значительно расширен перечень льготируемых товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд;

применившая освобождение организация обязана вернуть в бюджет прольготированные суммы таможенных платежей, если вышеназванные обстоятельства (кроме утраты права на применение особого правового режима) наступили в течение 5 (а не 3, как ранее) лет со дня использования льгот;

утрата права на применение особого правового режима не влечет за собой обязанности по возврату сумм в бюджет.

Обратим внимание, что для применения освобождения ввоз товаров должен осуществляться в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования уставного фонда, а суммарная стоимость товаров не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций.

Ограничения и особенности применения льгот

Для правильного применения положений Декрета № 6 надо учитывать установленные в нем ограничения и отдельные особенности использования льгот. Для большей наглядности представим их в таблице.

 

В отношении каких мер установлены ограничение или особенность

Содержание ограничения или особенности

Сравнение с Декретом № 9 и Декретом № 1

Льготы по уплате налогов и пошлин (кроме таможенных платежей), обязательной продаже иностранной валюты

Не применимы:
– банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
– инвестиционными фондами;
– страховыми организациями;
– профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
– резидентами свободных экономических зон и Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал»

1. Аналогичные ограничения предусматривались Декретом № 9 и Декретом № 1.
2. Как отмечалось ранее, льготы по уплате таможенных платежей по Декрету № 6 применимы и указанными субъектами

Льготы по уплате налогов и пошлин (кроме таможенных платежей), обязательной продаже иностранной валюты

Не применимы коммерческими организациями (в т.ч. в части деятельности их обособленных подразделений), индивидуальными предпринимателями в части осуществления ими:
– риэлтерской деятельности;
– деятельности в сфере игорного бизнеса;
– лотерейной деятельности;
– деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр;
– производства и (или) реализации подакцизных товаров;
– производства и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
– изготовления ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
– деятельности в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы (далее – деятельность, на которую не распространяется особый правовой режим Декрета № 6)

1. В отличие от Декрета № 1, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, производство и (или) реализацию алкогольной продукции, табачных изделий, вправе применять льготы в части иной их деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Таким же образом расширены по сравнению с Декретом № 9 права организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность,
деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейную деятельность, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство подакцизных товаров, производство и (или) реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
2. Льготы по уплате таможенных платежей по Декрету № 6 применимы вне зависимости от осуществляемых видов деятельности

Льготы по уплате налога на прибыль, подоходного налога и налога на недвижимость

Не вправе применять следующие коммерческие организации (в том числе в части их обособленных подразделений) и индивидуальные предприниматели:
– организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения;
– индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
– организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельхозпродукции;
– организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающие сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

В отличие от Декрета № 1, организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, а также организации, осуществляющие производство сельхозпродукции и уплачивающие единый налог для производителей сельхозпродукции, вправе применить льготы по уплате государственной пошлины и по обязательной продаже иностранной валюты

Льготы по уплате налога на прибыль, подоходного налога, обязательной продаже иностранной валюты

Не распространяются на реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью либо частично с использованием:
– основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве коммерческих организаций Республики Беларусь (в т.ч. зарегистрированных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности) или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих их реализацию вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– труда работников этих организаций или индивидуальных предпринимателей вне указанной территории (некоторые особенности установлены для случаев оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом)

Аналогичный подход применялся в Декрете № 9 и Декрете № 1

Льгота по уплате налога на прибыль, подоходного налога

Может быть применена коммерческой организацией (в т.ч. в части деятельности ее обособленного подразделения), индивидуальным предпринимателем при условии ведения раздельного учета выручки (доходов), полученной (полученных) от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую (которые) распространяется льгота, а также затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг) (расходов) и представления в налоговый орган сертификата ПСП.
При отсутствии такого раздельного учета либо непредставлении указанного сертификата льгота не применяется

В Декрете № 1 содержались аналогичные требования, а Декретом № 9 подобные условия не предусматривались

Льгота по уплате налога на недвижимость

1. Предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале коммерческой организацией, ее обособленным подразделением, индивидуальным предпринимателем осуществлялась деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и (или) по сдаче в аренду (лизинг) недвижимого имущества, расположенного на такой территории.
2. Не применяется в отношении:

Аналогичное условие в Декрете № 9 и Декрете № 1 отсутствовало

– налога на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, расположенных вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

Соответствующее ограничение предусматривалось только в Декрете № 9

– коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, на которую не распространяется особый правовой режим Декрета № 6 (в т.ч. в части объектов, не задействованных в такой деятельности или задействованных в ней частично). При этом данное ограничение действует и для налога на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленных подразделений, осуществляющих указанную деятельность

Аналогичный подход имел место в Декрете № 9 и Декрете № 1

 

Изложенным не исчерпывается установленный в Декрете № 6 специальный правовой режим деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Так, сохранены предусматриваемые Декретом № 1 для коммерческих организаций и распространены на индивидуальных предпринимателей:

право самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства, поставщиков или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства, а также право страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь;

освобождение от обязательного заключения сделок на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства, а также при осуществлении внешней торговли товарами собственного производства.

Дополнительно определены особенности применения отдельных льгот субъектами хозяйствования, оказывающими услуги перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также установлены отдельные преференции для покупателей находящихся в государственной собственности и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных и незаконсервированных капитальных строений. В частности, последние не должны платить за право заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания отчуждаемого имущества, если такой земельный участок предоставляется им в аренду. При этом предусматривается, что земельный участок предоставляется в аренду покупателю имущества без проведения аукциона, а многолетние насаждения, расположенные на этом земельном участке, отчуждаются ему на безвозмездной основе.

 

Список использованных источников:

 

1. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 7 мая. 2012 г., № 6 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

2. О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 20 дек. 2007 г., № 9 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

3. О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг): Декрет Президента Респ. Беларусь, 28 янв. 2008 г., № 1 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

 

Максим Коршекевич, заместитель начальника отдела

бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства

управления законодательства о гражданских, финансово-экономических

и экологических отношениях Национального центра законодательства

и правовых исследований Республики Беларусь

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.