Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 07.05.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

НОВЕЛЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ (ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

БАКИНОВСКАЯ О.А.,
доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

 

АМЕЛЬЧЕНЯ Ю.А.,
доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

 

В статье проведен анализ правовых норм Декрета Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» в части, изменяющей с 1 сентября 2011 года существовавший ранее порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.

 

Принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а позднее – совместного постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6 «Об утверждении мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4» позволяет констатировать, что процесс либерализации бизнеса и формирования новых условий его ведения в целом далек от своего завершения. Подтверждением тому стал разработанный Советом Министров Республики Беларусь проект изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в редакции от 1 сентября 2010 г.) (далее – Декрет № 1) (см. http://www.pravo.by/showtext.asp?1304692598150), а впоследствии – принятый Декрет Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее – Декрет № 5)1, которым не только введена фактически электронная регистрация субъектов хозяйствования, но и предусмотрен ряд либеральных норм, в частности, в отношении аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

______________________________

1Изменения, внесенные Декретом № 5, вступают в силу с 1 сентября 2011 года.

Далее предлагаем проанализировать ряд новелл Декрета № 5, но забегая вперед, отметим, что законодатель изменил частично нормы Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, и предложил новую редакцию Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1.

1. Особенности порядка государственной регистрации субъектов хозяйствования.

 

Общие вопросы

 

1. В соответствии с нормами Декрета № 1 на банки, небанковские кредитно-финансовые организации возлагалась обязанность в течение одного рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями направлять соответствующему налоговому органу сообщение об их открытии, в том числе в электронном виде (подп. 2.4 п. 2 Декрета № 1). Декрет № 5 расширил перечень органов, которым направляется указанное уведомление, за счет включения соответствующего органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, за исключением счетов, перечень которых определен Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г. № 515 «Об утверждении перечня счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты». Однако из норм подп. 2.4 п. 2 исключено направление уведомления в электронном виде.

2. Скорректирован упрощенный порядок ликвидации субъектов хозяйствования. Те из них, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято регистрирующим органом, хозяйственным судом до 1 февраля 2009 г., вместо ранее установленной даты – до 1 января 2008 года – и которые не имеют непогашенной задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по которым процесс ликвидации не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати (штампа), свидетельства о государственной регистрации, несдачи на хранение документов, в том числе по личному составу, исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем принятия уполномоченным сотрудником регистрирующего органа решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъектов хозяйствования.

Такой же порядок «упрощенной» ликвидации по решению уполномоченного сотрудника регистрирующего органа установлен в отношении юридических лиц, созданных государственными органами, не приведших до 1 июля 2002 г. свои учредительные документы в соответствие с законодательством, в отношении которых имеются неисполненные судебные постановления хозяйственных судов о завершении ликвидационного производства либо приняты решения государственного органа о ликвидации, не имеющих непогашенной задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами.

Особенность инициирования упрощенной ликвидации состоит в том, что в качестве ее основания выступает направленное в регистрирующий орган письменное предложение государственного органа об исключении юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Место нахождения и уставный фонд

 

1. Законодатель по содержанию Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования с точки зрения нормотворческой техники уточнил нормы, дополнив указанием на изменения, вносимые в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) коммерческих организаций.

2. Важным изменением является норма о месте нахождения коммерческих организаций.

Декретом № 1 предусмотрена норма о том, что жилое помещение могло выступать в качестве места нахождения только частного унитарного предприятия. В то же время ч. 2 п. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что для целей государственной регистрации местом нахождения фермерского хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом жительства (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда).

Декрет № 5 систематизировал положения Декрета № 1 и названного Закона, определив, что местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества частного унитарного предприятия, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 5 Декрета № 1 в редакции Декрета № 5).

3. Декретом № 5 приведена новая редакция п. 7, 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования в части формирования уставных фондов коммерческих организаций. Законодатель переструктурировал их, определив в п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования порядок формирования уставного фонда, а нормы-исключения из общего правила, касающиеся уставных фондов ряда специальных субъектов, объединил в п. 8.

Так, коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением ОАО и ЗАО. Для них минимальные размеры по-прежнему составляют соответственно 400 и 100 базовых величин (п. 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 в редакции Декрета № 5).

Уставный фонд по-прежнему на дату осуществления государственной регистрации коммерческих организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), если иное не установлено законодательными актами. Данное правило Декретом № 5 распространено и на те организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов (ранее Декретом № 1 было установлено правило, согласно которому на момент осуществления государственной регистрации уставные фонды акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом п. 2 Положения о государственной регистрации соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, предусмотренного законодательством. Это вызывало многочисленные дискуссии о сроках формирования оставшейся части уставного фонда коммерческой организации).

На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не установлено законодательными актами.

Кроме ОАО и ЗАО нормы-исключения в части размеров уставных фондов касаются и специальных субъектов, перечень которых приведен в п. 2, 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Для последних требования к определению минимального размера вклада иностранного инвестора и срокам формирования уставного фонда устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Следует, однако, обратить внимание на тот факт, что одним из мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6, предусмотрена отмена требования о размере вклада в уставный фонд 20 тыс. долларов США для признания юридических лиц в качестве коммерческих организаций с иностранными инвестициями с изменением Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (п. 50). Срок реализации данного мероприятия – II квартал 2011 г., что предполагает изменение Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

 

Электронная регистрация субъектов хозяйствования

 

Декретом № 5 введен новый пункт в Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, касающийся электронной регистрации. В соответствии с п. 121 документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения, а в случаях и порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, – посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владельцем которого является Министерство юстиции.

Посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующий орган для государственной регистрации представляются документы в электронном виде, целостность и подлинность которых подтверждена электронной цифровой подписью.

В целях обеспечения государственной регистрации субъектов хозяйствования на основании документов, представленных в регистрирующий орган в электронном виде, Министерство внутренних дел предоставляет Министерству юстиции доступ к автоматизированной системе «Паспорт» в порядке, определяемом соглашением между Министерством юстиции и Министерством внутренних дел.

Из содержания приведенного пункта предполагается разработка Советом Министров Республики Беларусь порядка обращения за государственной регистрацией посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако не достаточно ясным видится решение вопроса об использовании электронной цифровой подписи.

С точки зрения законодательства, электронная цифровая подпись – это последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

Исходя из содержания названного Закона электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа (ч. 4 ст. 23)

Для того, чтобы визуализировать электронную цифровую подпись, необходим личный ключ электронной цифровой подписи, т.е. последовательность символов, принадлежащая определенным организации или физическому лицу и используемая при выработке электронной цифровой подписи.

Иными словами, в рассматриваемом случае перед обращением в регистрирующие органы у заявителя уже должен быть личный ключ, который впоследствии будет использоваться при выработке электронной цифровой подписи. Поскольку Декрет № 5 не содержит ответа на вопрос, каким образом заявителю его можно получить, полагаем, он будет дан в разработанном Советом Министров Республики Беларусь порядке обращения за государственной регистрацией.

 

Обращение за государственной регистрацией субъектов хозяйствования

 

1. В первую очередь следует отметить, что законодатель устранил существовавший пробел в отношении регистрации субъектов хозяйствования, создаваемых в результате реорганизации. Декрет № 5 изменил п. 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования таким образом, что перечень документов для государственной регистрации установлен в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также для создаваемых в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния. Соответственно для последних перечень документов, представляемых для государственной регистрации, расширен за счет оригинала свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации, оригинала свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения, оригинала свидетельства о государственной регистрации в случае реорганизации организации в форме преобразования.

Дополнен п. 15 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования в части документов, представляемых при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранная организация либо иностранное физическое лицо. Таким документом является легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) либо копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

Применительно к недействительности государственной регистрации следует отметить, что п. 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, дополнен частью, которой предоставляется право органам Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговым и иным уполномоченным органам в пределах своей компетенции обращаться в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования при обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя (а равно как и признания недействительной государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц).

2. Поскольку в соответствии с Декретом № 1 субъекты хозяйствования самостоятельно несут ответственность за достоверность представляемой для государственной регистрации информации, то помимо предусмотренных Декретом № 1 сведений, достоверность и соответствие законодательству которых подтверждается заявителем, Декретом № 5 предусмотрены еще четыре факта, которые должен подтвердить заявитель (см. п. 18 Декрета № 1 в редакции Декрета № 5), среди которых особо следует подчеркнуть следующий: на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Тем самым законодатель исключил возможность использования механизма реорганизации для целей избежания плановых проверок субъектов хозяйствования – юридических лиц.

3. Декретом № 5 уточнены случаи, когда коммерческие и некоммерческие организации обязаны внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации. При этом срок обращения остался прежним и составляет 2 месяца. Так, помимо смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации изменения должны быть внесены и представлены для государственной регистрации в случае изменения их наименования.

Также в соответствии с Декретом № 5 форма уведомления об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации будет устанавливаться Министерством юстиции Республики Беларусь. Ранее уведомление по форме осуществлялось произвольно.

Кроме того, Министерство юстиции Республики Беларусь полномочно устанавливать форму уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации). Коммерческие и некоммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков) обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации указанное уведомление в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены). Тем самым в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляется, будет содержаться актуальная информация о руководителе юридических лиц для целей исключения возможных злоупотреблений.

С учетом введения электронной регистрации указанные выше уведомления могут представляться в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

4. Декретом № 5 несколько уточнен перечень лиц, которые вправе обжаловать в хозяйственном суде осуществление либо неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования (изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей), – это в том числе лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации (п. 24 Декрета № 1 в редакции Декрета № 5).

 

Аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя

 

Процедура аннулирования государственной регистрации индивидуальных предпринимателей претерпела долгожданные изменения.

По основаниям, предусмотренным законодательными актами, а именно Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа.

При обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для рассмотрения вопроса о принятии решения об аннулировании государственной регистрации.

В течение пяти рабочих дней регистрирующий орган рассматривает указанное выше представление и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя. В Декрете № 1 норма об уведомлении регистрирующим органом индивидуального предпринимателя отсутствовала, что потребовало дополнительных разъяснений Министерства юстиции Республики Беларусь2.

______________________________

2Применение Декрета № 1. Официальный сайт Минюста // http://minjust.by/ru/site_menu/egr_fag. Дата доступа – 14.06.2009.

Данный вопрос в контексте Декрета № 5 особо актуален, поскольку законодатель указал на то, что индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения регистрирующим органом об аннулировании государственной регистрации (ч. 1 п. 23 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 в редакции Декрета № 5).

В случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Граждане, государственная регистрация которых в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении трех лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации. Обратим внимание, что до принятия Декрета № 5 при аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя граждане, государственная регистрация которых в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, не вправе были обращаться в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании. Тем самым был установлен пожизненный запрет на осуществление предпринимательской деятельности.

2. Особенности порядка ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.

Поскольку законодатель предложил новую редакцию Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (утверждено Декретом № 5, далее по тексту – Положение), далее предлагаем проанализировать нормы нового Положения в сравнении с ранее действовавшей редакцией.

В первую очередь следует отметить, что круг субъектов, на который распространяет свое действие новое Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, остался прежним. Это хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации (союзы) – объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников, индивидуальные предприниматели. И по-прежнему в отношении банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых и тому подобных установлено правило о применении Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования с учетом специфики деятельности указанных организаций.

Сохранился также перечень субъектов, в отношении которых не применимы нормы Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

 

Инициатива ликвидации (прекращения деятельности)

 

В соответствии с нормами Декрета № 5 инициатива ликвидации (прекращения деятельности) может исходить от собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), хозяйственного суда, регистрирующего органа.

Однако дополнительно установлены некоторые ограничения на принятие решения собственником имущества (учредителями, участниками) либо уполномоченным органом, т.е. в сфере добровольной ликвидации или «самоликвидации». Так, согласно ч. 2 подп. 3.1 п. 3 Положения в случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято указанными субъектами, включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки. Как следствие – в ч. 5 п. 16 Положения установлена норма о том, что в случае, если субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято указанными субъектами или индивидуальным предпринимателем, включен в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и плановая проверка в отношении него не проведена (завершена), данный субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до проведения и завершения указанной проверки.

Механизм взаимодействия контролирующего органа и субъекта хозяйствования, в отношении которого принято решение о «самоликвидации», Декретом № 5 не установлен. Следует отметить, что права на «самоликвидацию» собственника имущества, учредителей, участников либо уполномоченного органа никто не лишает. Данные субъекты вправе принять решение о ликвидации субъекта хозяйствования независимо от факта включения субъекта хозяйствования в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, вместе с тем хронологически плановая проверка в отношении такого субъекта хозяйствования должна быть завершена ранее. Из Декрета № 5 не ясно, как необходимо организовать работы ликвидационной комиссии (ликвидатора) в данном случае, вправе ли, например, ликвидационная комиссия (ликвидатор) удовлетворять имущественные претензии кредиторов ликвидируемого юридического лица, принимать претензии и т.п.

Положение, к сожалению, не прояснило детально правовое положение ликвидационной комиссии (ликвидатора), хотя уточнило некоторые моменты, которые будут обозначены ниже по тексту. На практике, кроме того, необходимо руководствоваться нормами ГК (ст. 58–59) и постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (в редакции постановления Пленума ВХС от 26 ноября 2009 г. № 20).

В частности, в соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 ликвидационная комиссия (ликвидатор), назначенная хозяйственным судом, обязана в соответствии с законодательством:

1. опубликовать в порядке, установленном законодательством, сообщение о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования, в котором указываются порядок и срок заявления кредиторами своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (прекращении деятельности). Забегая вперед, отметим, что Декретом № 5 порядок опубликования изменен, о чем отмечено ниже;

2. составить перечень кредиторов с указанием размера их требований;

3. письменно уведомить в срок, установленный хозяйственным судом, кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации (прекращении деятельности);

4. принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц;

5. принять все возможные меры к выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности;

6. произвести опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества;

7. закрыть филиалы и представительства;

8. утвердить смету расходов по ликвидации (прекращению деятельности), в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) на период ее работы;

9. составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами;

10. использовать в процессе ликвидации один текущий (расчетный) счет юридического лица (индивидуального предпринимателя) в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, если иное не установлено хозяйственным судом в соответствии с законодательством. Закрыть все другие счета ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях. Остатки денежных средств при закрытии счетов перечислить на основной текущий (расчетный) счет;

11. закончить текущие дела, в том числе увольнение работников с соблюдением их прав и законных интересов в соответствии с законодательством;

12. провести собрание кредиторов (их полномочных представителей) для согласования плана ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

13. представлять систематически хозяйственному суду с периодичностью, им установленной, информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности), о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на текущий (расчетный) счет соответствующего лица;

14. представлять кредиторам, хозяйственному суду, регистрирующему и налоговому органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе юридического лица (индивидуального предпринимателя), о ходе его ликвидации (прекращения деятельности);

15. сообщать в установленном порядке в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы в соответствии с подведомственностью, а также в хозяйственный суд сведения, выявленные в процессе ликвидации, о совершении преступления и принимать меры по возмещению ущерба за счет виновных лиц;

16. передавать на хранение документы юридического лица (индивидуального предпринимателя), подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством;

17. осуществлять иные функции в соответствии с законодательством.

Следует также указать, что согласно п. 3 ст. 58 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Надо отметить, что из случаев ликвидации юридического лица по решению хозяйственного суда исключен случай аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя (т.е. из подп. 3.2 п. 3 Положения), но одновременно в п. 4 Положения закреплено правило о том, что деятельность индивидуального предпринимателя (далее – ИП) может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Здесь логика законодателя ясна: необходимо систематизировать основания для ликвидации отдельно для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей, поскольку в редакции Декрета № 1 имелась техническая нормотворческая ошибка – аннулирование государственной регистрации ИП по решению регистрирующего органа как основание прекращения его деятельности в подп. 3.2 п. 3 относилось к основаниям для ликвидации именно юридических лиц, как это указывалось в абз. 1 п. 3 Положения, утвержденного Декретом № 1. Однако следует иметь ввиду, что при аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя окончательное решение о прекращении деятельности ИП по существу принимает не кто иной, как хозяйственный суд.

Регистрирующие органы, как и ранее, полномочны принимать решения о ликвидации (прекращении деятельности) в случаях:

· неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности. Данное правило не касается случая, установленного ч. 5 п. 20 Положения, в отношении индивидуального предпринимателя;

· внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

К слову отметим, что для коммерческих организаций с иностранными инвестициями по-прежнему основаниями для ликвидации признаются решение собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке.

 

Процедура ликвидации (прекращения деятельности): ликвидация по решению собственника имущества (учредители, участники) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)

 

Новое Положение несколько изменило порядок назначения ликвидационной комиссии, перечень и содержание документов, представляемых для ликвидации.

Так, при принятии решения о ликвидации в данном решении помимо назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), установления порядка и сроков ликвидации должны быть распределены обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) (ч. 1 п. 6 Положения). Ранее в соответствии с п. 25 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 распределение обязанностей между членами ликвидационной комиссии осуществлял ее председатель.

При подаче документов для ликвидации по новому Положению председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязан лично обратиться и представить:

· заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора.

Положением уточнено, что заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;

· решение о ликвидации. Новеллой можно назвать правило о решении, составленном на иностранном языке, – оно должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

· перечень документов, представляемых в регистрирующий орган, в сравнении с прежней редакцией Положения дополнен еще одним документом – легализованной выпиской из торгового регистра страны учреждения или иным эквивалентным доказательством юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется). Данные документы представляются в случае, если собственником имущества (учредителями, участниками) являются иностранные организации.

Законодатель также уточнил, что при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности, которое подписывается индивидуальным предпринимателем.

Положением дополнительно предусмотрены случаи, когда сведения, справки о деятельности субъекта хозяйствования от налоговых органов, органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенных органов, БРУСП «Белгосстрах» не могут быть предоставлены в силу отсутствии сведений о постановке на учет субъектов хозяйствования и по ряду других причин.

Так, в случае установления факта непостановки коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, отсутствия регистрации в БРУСП «Белгосстрах» в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организации) о том, что коммерческая организация на учете не состояла (не была зарегистрирована).

В случае невозможности представления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) справок, сведений (т.е. справки о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей – также сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам; справки о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты; справки о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами; справки о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – абз. 2–5 ч. 1 п. 9 Положения), этими органами (организацией) направляется в регистрирующий орган информация о невозможности представления соответствующих справок, сведений ввиду:

· непредъявления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности);

· отказа от восстановления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности);

· восстановления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности), с последующим проведением такой проверки.

В случае направления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) в регистрирующий орган информации о невозможности представления справок, сведений, указанных в абз. 2–5 ч. 1 п. 9, эти документы должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее шести месяцев со дня получения уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) (п. 9 Положения).

В свою очередь факт невозможности предоставления таких справок, сведений будет определять сроки ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования.

Так, в случае представления в регистрирующий орган налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) информации о невозможности представления справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение шести месяцев со дня получения этими органами (организацией) уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). Если по истечении этого срока не представлены указанные в ч. 1 п. 9 Положения справки, сведения о наличии задолженности и обязательств, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования (ч. 3 п. 16 Положения).

Положение дополнено пунктом, касающимся порядка опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Принципиальный момент состоит в порядке опубликования сведений о ликвидации, который определяется Советом Министров Республики Беларусь и фактически состоит в размещении соответствующей информации в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» и на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь, а поскольку из числа документов, представляемых ликвидационной комиссией в регистрирующий орган, исключена копия публикации о ликвидации (в газете «Рэспублiка»), то процесс опубликования не будет зависеть от субъекта хозяйствования.

Сведения о ликвидации банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, государственная регистрация которых осуществляется Национальным банком Республики Беларусь, размещаются им в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Национального банка. Сведения о ликвидации страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственная регистрация которых осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, размещаются им в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (п. 12 Положения).

Необходимо отметить и тот факт, что ликвидационная комиссия не обязана предоставлять штампы организации, а только печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате. Аналогичный порядок предусмотрен и для индивидуальных предпринимателей (п. 13 Положения). Однако для последних перечень документов, представляемых в регистрирующий орган, дополнен уведомлением о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

 

Процедура ликвидации (прекращения деятельности): ликвидация по решению регистрирующего органа, хозяйственного суда

 

Порядок и основания ликвидации по решению регистрирующего органа претерпели незначительные изменения. Причем в двух случаях, когда решение о ликвидации принимает регистрирующий орган: неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности (1) и внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием (2) – ликвидационная комиссия не создается.

Как и ранее, в случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органом в отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями подается соответствующее заявление в хозяйственный суд (п. 17 Положения).

Следует отметить, что новое Положение устанавливает специальные сроки для исключения субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, в соответствии с ч. 4 п. 16 Положения субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято регистрирующим органом, хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В отличии от прежних норм новое Положение дополнено нормами на случай обращения в регистрирующий орган кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования в процессе ликвидации. Так, в случае, если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение двух месяцев с момента получения данной информации.

При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (ч. 6 п. 16 Положения). Иными словами, если по истечении двухмесячного срока со дня поступления письменной информации от кредиторов о наличии у ликвидируемого субъекта непогашенной задолженности перед кредиторами не поступило от хозяйственного суда определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, то субъект хозяйствования исключается из ЕГР как исполнивший надлежащим образом обязательства перед кредиторами.

Также следует отметить и новые нормы о том, когда в регистрирующий орган поступает письменная информация от органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов в пределах компетенции:

1) о выявленных фактах совершения правонарушений субъектами хозяйствования, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

2) о фактах совершения правонарушений их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования;

3) об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности).

Причем нормативно установлен срок для поступления такой информации – в течение тридцати пяти рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). В данной ситуации исключение этого субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не производится (ч. 7 п. 16 Положения).

Однако если в регистрирующий орган поступили сведения о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений субъектами хозяйствования, их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) субъекта хозяйствования (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлены субъектом хозяйствования в регистрирующий орган документы, подтверждающие погашение задолженности, то субъект хозяйствования исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 8 п. 16 Положения).

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.