Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 06.07.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23.10.2020 № 15-2-15/94

 

 

Аудиторские организации

Аудиторы – индивидуальные
предприниматели

О нарушениях законодательства об аудиторской деятельности

Министерство финансов в соответствии с абзацем девятым пункта 5 статьи 5 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон) контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства об аудиторской деятельности (за исключением законодательства об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах).

По результатам проведенных проверок Министерством финансов за 9 месяцев 2020 года были выявлены следующие нарушения Закона и национальных правил аудиторской деятельности.

1. Нарушение требований ведения учета заключенных договоров.

Согласно абзацу третьему статьи 15 Закона аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг.

Однако в ходе проверок установлены случаи неотражения в журнале регистрации договоров на оказание аудиторских услуг некоторых заключенных договоров.

2. Несоблюдение существенных условий договора.

В ходе проверок установлено, что при оказании отдельных аудиторских услуг в нарушение требований, установленных абзацем четырнадцатым статьи 15 Закона, не соблюдалось условие договора, определенное статьей 25 Закона как существенное, а именно срок оказания аудиторских услуг.

3. Необеспечение соблюдения основных принципов аудиторской деятельности.

В ходе проверок установлено нарушение требований абзаца тринадцатого статьи 15 Закона в части обязанности аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей обеспечивать соблюдение основных принципов аудиторской деятельности, одним из которых, согласно пункту 1 статьи 3 Закона, является принцип независимости, к соблюдению которого статьей 27 Закона утверждены отдельные условия, запрещающие оказание аудиторских услуг. Согласно пункту 28 национальных правил аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19 декабря 2007 г. № 189, прежде чем заключить договор оказания аудиторских услуг с новым заказчиком, аудитор должен определить, не приведет ли выбор этого заказчика к возникновению угроз нарушения основных принципов.

Вместе с тем в ходе проверок некоторыми аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями были представлены рабочие документы, содержание которых не позволяет получить убеждение в полноте и достаточности проведенных до заключения договора оказания аудиторских услуг процедур, направленных на подтверждение отсутствия угроз нарушения принципа независимости.

4. Необеспечение сохранности полученных, в том числе в электронном виде, документов аудируемых лиц.

В соответствии с абзацем седьмым статьи 15 Закона аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать сохранность полученных, в том числе в электронном виде, документов аудируемых лиц. Согласно подпункту 4.3 пункта 4 приложения «Перечень основных процедур оценки, соответствующих элементам системы внутренней оценки качества» к национальным правилам аудиторской деятельности «Внутренняя оценка качества работы аудиторов», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 января 2002 г. № 8 (далее – НПАД «Внутренняя оценка качества»), аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю необходимо утвердить внутренние правила аудиторской деятельности, предусматривающие форму, содержание и систему хранения рабочих документов.

Однако к проверке были представлены документы, включая внутренние правила аудиторской деятельности, не предусматривающие форму, содержание и систему хранения рабочих документов. Отсутствие утвержденной системы хранения рабочих документов не позволяет получить убеждение в должном обеспечении сохранности полученных, в том числе в электронном виде, документов аудируемых лиц.

5. Нарушение в части соответствия расчета определения уровня существенности порядку, определенному во внутренних правилах.

В соответствии с пунктами 4, 6, частью первой пункта 9 и пунктом 10 национальных правил аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2001 г. № 24 (далее – НПАД «Существенность в аудите»), аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель для целей подготовки и выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица обязаны самостоятельно разработать порядок определения уровня существенности и системы базовых показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и отразить его во внутренних правилах аудиторской деятельности. Оценка существенности является предметом профессионального суждения аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя. Приемлемый уровень существенности устанавливается аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем при разработке плана аудита в целях выявления существенных с количественной и качественной точки зрения искажений. Значение уровня существенности, определенное на этапе планирования аудита, факторы, повлиявшие на его величину, а также корректировки значения уровня существенности в ходе аудита, сопутствующие расчеты и подробная аргументация необходимости таких корректировок аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны отражать в рабочей документации.

В ходе проверки соблюдения требований НПАД «Существенность в аудите» установлены случаи несоответствия расчета определения уровня существенности, содержащегося в представленной к проверке рабочей документации, порядку определения уровня существенности, разработанному и отраженному во внутренних правилах аудиторской деятельности.

6. Нарушение в части должного документирования.

В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 национальных правил аудиторской деятельности «Документирование аудита», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81 (далее – НПАД «Документирование аудита»), рабочая документация должна составляться в объеме, необходимом для обеспечения общего понимания проведенного аудита. Рабочая документация должна отражать информацию о планировании аудита, характере, сроках проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должны содержаться обоснования всех существенных вопросов, по которым аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель выразили свое профессиональное суждение, необходимая аргументация и доказательства, известные аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю на момент формирования выводов. Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно определять объем рабочей документации по каждому конкретному аудиту. Вместе с тем ее объем должен быть таким, чтобы аудитор, который не имел отношения к аудиту данного аудируемого лица, смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке) понять проделанную работу и обоснованность сделанных выводов и принятых решений.

Некоторые аспекты документирования аудита определены в главе 3 НПАД «Документирование аудита».

В ходе проверки установлены случаи несоставления рабочей документации в ходе аудита.

Также некоторыми аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями к проверке представлена рабочая документация, составленная в объеме, форме и содержании, не позволяющих понять проделанную работу, обоснованность сделанных выводов, принятых решений и сформированного аудиторского мнения. В такой рабочей документации были установлены следующие нарушения:

не отражена информация о планировании аудита, характере, сроках проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств;

отсутствовало должное документирование выполненных аудиторских процедур, а именно не указаны их определяющие характеристики, такие как:

даты и номера отобранных для проверки документов;

объем выполненных процедур и проверенная совокупность;

начальный документ (точка отсчета) и интервал выборки (если метод отбора был соответствующий);

даты опросов, имена и должности опрошенных работников;

наблюдаемый процесс, время и место проведения наблюдения, имена и должности лиц, участвовавших в наблюдаемом процессе.

7. Нарушение требования к форме заявления руководства аудируемого лица.

В соответствии с пунктами 4 и 5 национальных правил аудиторской деятельности «Заявления руководства аудируемого лица», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11 марта 2002 г. № 35 (далее – НПАД «Заявления руководства аудируемого лица»), аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны получить от руководства аудируемого лица заявление, свидетельствующее о том, что оно выполнило свои обязанности по подготовке бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в соответствии с применяемой основой составления и представления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны получить заявление от тех лиц из состава руководства аудируемого лица, которые несут ответственность за бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность и располагают информацией по соответствующим вопросам. В зависимости от структуры управления аудируемого лица заявления могут быть получены непосредственно от руководства аудируемого лица (генерального директора, финансового директора или других должностных лиц аудируемого лица, которые выполняют эквивалентные функции) или от лиц, наделенных руководящими полномочиями, которые несут ответственность за подготовку бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

В соответствии с частью первой пункта 23 НПАД «Заявления руководства аудируемого лица» дата составления письма-заявления руководства аудируемого лица должна предшествовать дате подписания аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности и быть максимально к ней приближена. Поскольку заявления руководства аудируемого лица являются необходимыми аудиторскими доказательствами, аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель не могут представить аудиторское заключение без предварительно полученных заявлений руководства аудируемого лица.

В ходе проверки установлены случаи представления аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю заявления аудируемого лица, не содержащего информации о должности лиц, подписавших данное заявление, и (или) дате заявления. Данное нарушение требований НПАД «Заявления руководства аудируемого лица» не дает убеждения в том, что аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель получили должные подтверждения от руководства аудируемого лица как необходимое аудиторское доказательство, до представления аудиторского заключения.

Также в ходе отдельных проверок установлено отсутствие писем-заявлений руководства аудируемого лица. Данный факт свидетельствует о представлении аудиторского заключения в нарушение требований НПАД «Заявления руководства аудируемого лица» без предварительно полученных заявлений руководства, а также выражении аудиторского мнения в аудиторском заключении, не содержащего требуемой модификации мнения по соответствующему вопросу.

8. Нарушение в части требований получения аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях.

В соответствии с пунктами 5 и 6 национальных правил аудиторской деятельности «Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 сентября 2005 г. № 115, если присутствие аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя при инвентаризации товарно-материальных ценностей не представляется возможным, аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны при проведении аудита выполнить альтернативные аудиторские процедуры, в частности, самостоятельно провести выборочный осмотр и пересчет товарно-материальных ценностей или наблюдать за проведением выборочного пересчета и в случае необходимости (если возникли сомнения в достоверности данных инвентаризации) составить оборотную ведомость движения товарно-материальных ценностей в период между датой проведения выборочного осмотра (пересчета) и датой составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны определить, можно ли в ходе выполнения альтернативных процедур получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно существования и состояния товарно-материальных ценностей, а также сделать вывод об отсутствии оснований для модификации аудиторского мнения в аудиторском заключении из-за ограничения объема аудита в случае, если:

присутствие аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя при инвентаризации невозможно в силу таких факторов, как характер и местонахождение товарно-материальных ценностей;

запасы товарно-материальных ценностей несущественны и риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности из-за неверного их отражения в бухгалтерском учете ниже высокого;

аудит проводится после даты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в сроки, установленные законодательством.

В соответствии с пунктом 25 национальных правил аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. № 114 (далее – НПАД «Цели и общие принципы аудита»), в исключительных обстоятельствах национальными правилами аудиторской деятельности допускаются отступления от соответствующих требований национальных правил. Отступление от соответствующего требования допустимо только в том случае, если выполнение конкретной требуемой процедуры при определенных обстоятельствах аудита является неэффективным для достижения цели требования. В таких обстоятельствах аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны выполнить альтернативные аудиторские процедуры, чтобы достигнуть цели соответствующего требования. Так, если присутствие аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя при инвентаризации товарно-материальных ценностей не представляется возможным, аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны при проведении аудита выполнить альтернативные аудиторские процедуры, в частности, самостоятельно провести выборочный осмотр и пересчет товарно-материальных ценностей или наблюдать за проведением выборочного пересчета и в случае необходимости составить оборотную ведомость движения ценностей в период между датой проведения выборочного осмотра (пересчета) и датой составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Согласно пункту 26 НПАД «Цели и общие принципы аудита», как и в случае с общими целями аудита, на выполнение отдельных требований национальных правил аудиторской деятельности в одинаковой степени распространяются неотъемлемые ограничения аудита. Если определенное требование национальных правил аудиторской деятельности не может быть выполнено аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, то им следует установить, препятствует ли это достижению общих целей аудита и, руководствуясь требованиями национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 18 (далее – НПАД «Аудиторское заключение»), рассмотреть вопрос о модификации аудиторского мнения в аудиторском заключении или отказаться от выполнения аудиторского задания. Невозможность выполнить отдельные требования национальных правил аудиторской деятельности и влияние данного факта на достижение целей аудита является значительным вопросом, который аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны задокументировать в соответствии с НПАД «Документирование аудита».

В ходе проведения проверок установлены формы аудиторского заключения, содержащие такое описание вопроса, послужившего основанием для выражения модифицированного аудиторского мнения в разделе аудиторского заключения «Основание для выражения аудиторского мнения с оговоркой», как отсутствие возможности подтвердить существование и состояние активов ввиду неприсутствия при инвентаризации. При этом в указанном разделе аудиторского заключения не описан такой значительной вопрос как невозможность выполнить отдельные требования национальных правил аудиторской деятельности в части требования выполнить альтернативные аудиторские процедуры, что, наряду с отсутствием рабочей документации, содержащей документирование факта невозможности выполнить альтернативные аудиторские процедуры, и влияния данного факта на достижение целей аудита, свидетельствует о ненадлежащем выполнении аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем требований национальных правил аудиторской деятельности.

Также в ходе отдельных проверок установлено нарушение формы выраженного аудиторского мнения в аудиторском заключении в части выражения аудиторского мнения без оговорки при неприсутствии аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя при инвентаризации активов и невыполнении ими альтернативных аудиторских процедур.

9. Нарушения требований к содержанию аудиторского заключения.

В соответствии с пунктом 13 НПАД «Аудиторское заключение» раздел аудиторского заключения «Аудиторское мнение» должен содержать в том числе состав отчетности, в отношении которой проведен аудит и выраженное в установленной форме аудиторское мнение.

В ходе проведения проверок установлено, что в разделе «Аудиторское мнение» некоторых аудиторских заключений по бухгалтерской отчетности не содержится полный перечень состава отчетности, в отношении которой проведен аудит.

Также в ходе проведения проверок установлено нарушение пункта 18 НПАД «Аудиторское заключение» в части отсутствия раздела «Ключевые вопросы аудита», который в обязательном порядке включается в аудиторское заключение в случае проведения аудита акционерных обществ, обязанных, согласно законодательству, раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских групп, банковских холдингов, бирж, страховых организаций, организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

10. Неподписание отчета по результатам аудита всеми аудиторами.

В ходе проведения проверок установлено нарушение пункта 67 национальных правил аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 97, в части неподписания отчета по результатам аудита всеми аудиторами, принимавшими участие в аудите.

11. Несогласование формы и содержания аудиторского заключения при заключении договора по специальному аудиторскому заданию.

В соответствии с пунктом 6 и частью первой пункта 7 национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию» (далее – НПАД «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию»), утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 января 2002 г. № 8, характер, временные рамки и объем работы по специальному аудиторскому заданию зависят от условий задания. Перед выполнением специального аудиторского задания аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны согласовать с заказчиком цель и характер задания, а также форму и содержание аудиторского заключения, которое будет подготовлено по результатам выполнения данного задания. По результатам выполнения специального аудиторского задания аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель должны, если иное не установлено законодательством, подготовить аудиторское заключение и отчет по результатам аудита финансовой информации по вопросам, проверяемым в ходе его проведения.

В ходе отдельных проверок установлено нарушение требований НПАД «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию» в части согласования с заказчиком в договоре оказания услуг по специальному аудиторскому заданию, оказание услуг только в форме письменного отчета по результатам специального аудиторского задания без подготовки аудиторского заключения.

Также в ходе проверок были установлены случаи представления аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию на аудит финансовой информации за период, не соответствующий периоду, указанному в договоре.

12. Нарушение требований к организации внутренней системы оценки качества работы аудиторов.

В соответствии с пунктом 5 НПАД «Внутренняя оценка качества» аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16 января 2003 г. № 4, и НПАД «Внутренняя оценка качества» разрабатывают внутренние правила аудиторской деятельности аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с которыми ими осуществляется внутренняя оценка качества.

Согласно пунктам 6 и 7 НПАД «Внутренняя оценка качества» аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю следует определить совокупность организационных мер, методик и конкретных процедур внутренней оценки качества (далее – процедуры оценки), направленных на то, чтобы обеспечить качество оказания аудиторских услуг в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности. Внутренние правила оценки качества должны содержать описание элементов системы внутренней оценки качества и процедуры оценки, которые следует применять в рамках всей деятельности аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя.

В ходе проверок установлено, что у некоторых аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей внутренние правила оценки качества не в полной мере соответствуют требованиям национальных правил аудиторской деятельности, а также не в полной мере обеспечивают должную организацию системы внутренней оценки качества работы при оказании аудиторских услуг.

Так, представленные к проверке внутренние правила аудиторской деятельности содержали описание не всех элементов системы внутренней оценки и не содержали описание конкретных процедур внутренней оценки качества, которые аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель определили к применению в рамках всей деятельности для обеспечения качества оказания аудиторских услуг.

 

Первый заместитель Министра

Д.Н.Кийко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.