Сохранить в избранное

Банк отказал в заключении договора на оказание услуг

Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: Гражданин Республики Беларусь обратился в банк Республики Беларусь с целью заключения договора на оказание банковских услуг. Однако данному гражданину было отказано в заключении договора на оказание банковских услуг ввиду отсутствия его согласия на получение рекламы данного банка. Правомерны ли действия банка?

Ответ эксперта в нашем материале.

Ответ: Неправомерны.

По данному вопросу Ассоциация белорусских банков в письме от 02.11.2021 № 01-11/463 «О рекомендациях МАРТ» направила полученные от Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) рекомендации в области защиты прав потребителей и рекламы в рамках полномочий, определенных статьей 42 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и статьей 8 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, в адрес МАРТ обратился гражданин, которому одним из банков было отказано в заключении договора на оказание банковских услуг ввиду отсутствия его согласия на получение рекламы данного банка.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о рекламе размещение (распространение) рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, за исключением социальной рекламы и случая, предусмотренного пунктом 2 данной статьи, без согласия абонента или адресата на получение рекламы, данного рекламодателю или рекламораспространителю в письменной форме путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), запрещается. Рекламодатель обязан по первому требованию абонента или адресата в течение одного рабочего дня со дня поступления такого требования обеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы в адрес этого абонента или адресата, а рекламораспространитель – в этот же срок прекратить размещение (распространение) такой рекламы.

Справочно:

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о рекламе при оказании справочных или иных информационных услуг с использованием электросвязи размещение (распространение) рекламы допускается только после предоставления справки или иной информации, запрашиваемой абонентом, и должно предваряться сообщением о последующем размещении (распространении) рекламы. При этом до оказания справочной или иной информационной услуги абонент должен быть предупрежден о возможности прекращения соединения сразу после получения справки или иной информации в случае его отказа от получения рекламы. Время, в течение которого размещается (распространяется) предупреждение, не должно учитываться при определении стоимости услуг электросвязи для потребителей рекламы.

Из приведенной нормы следует, что получение согласия абонента (адресата) на получение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты будет являться надлежащим ее исполнением путем, например, заключения договора на оказание банковских услуг, содержащего условие, что, заключая договор, клиент дает согласие на получение рекламы. Однако у потребителя должно быть право выбора, т.е. при нежелании потребителя получать рекламу договор на оказание банковских услуг, который он хочет заключить, не содержащий указанное условие (либо содержащий отметку об отказе в получении рекламы), должен быть заключен.

В соответствии с:

  • подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона потребитель имеет право на свободный выбор товаров (работ, услуг);

  • пунктом 2 статьи 10 Закона продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги);

  • пунктом 1 статья 19 Закона условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.

Действия банка в рассматриваемой ситуации, по мнению МАРТ, противоречат приведенным нормам и ограничивают право потребителя на свободный выбор банковской услуги.

Учитывая изложенное, МАРТ рекомендуется неукоснительно соблюдать законодательство о защите прав потребителей в части неправомерности отказа в заключении договора на оказание банковских услуг при отсутствии согласия потребителя на получение рекламы.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 17 ноября 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Особенности расчета среднего заработка для расчета отпускных
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор
Порядок определения среднего заработка, который применяется для расчета отпускных за время нахождения в трудовом и социальном (в связи с получением образования) отпусках, установлен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47). 
Читать подробнее
Календарь событий
12 июня 2024 г.
Тяглова Ирина Юрьевна, Варухина Юлия Петровна
Вебинар "Распоряжение государственным имуществом и его учет"
Подробнее
6 июня 2024 г.
Спиридонова Ольга Николаевна
Вебинар "Актуальные вопросы пенсионного обеспечения"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.