Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОКА К ВАМ НЕ ПРИШЛА ПРОВЕРКА. РАЗБИРАЕМСЯ В МЕХАНИЗМАХ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МИЛЬЯНЕНКО В.В.

 

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. «О развитии предпринимательства» и принятый в его развитие комплекс актов законодательства предоставил субъектам хозяйствования дополнительные возможности для реализации деловой инициативы и повышения эффективности работы. Существенные позитивные изменения претерпели, в том числе вопросы контроля (надзора) за деятельностью отечественных организаций.

В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376) скорректированы подходы к организации и проведению контрольных мероприятий. При этом в практику контрольной деятельности внедрены некоторые инструменты, использовать которые с пользой для себя могут и проверяемые субъекты. Среди них – контрольные списки вопросов (чек-листы) в сфере надзора за соблюдением законодательства. Даже само по себе знакомство с требованиями (вопросами, включенными в чек-листы), предъявляемыми к субъектам, способно помочь систематизировать и придать предметный характер управленческой и правовой работе в организациях. Ведь, если известно, что именно будет интересовать проверяющих, логично выявить и устранить имеющиеся нарушения до прихода представителей государства.

Какие же требования предъявляются в части соблюдения законодательства о труде и связанного с ним законодательства?

 

Что такое выборочные проверки?

 

Одной из главных новаций законодательства в текущем году стала отмена до начала следующего года проведения плановых проверок субъектов хозяйствования. Данная норма предусмотрена Указом № 376. В течение 2018 года в соответствии с закрепленным в нем решением проводятся только выборочные и внеплановые проверки и только в случаях, когда контролирующий орган обладает информацией о том, что плательщик совершил нарушение законодательства.

 

Справка.

Указом № 376, наряду с Положением о порядке организации проведения проверок утвержден Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее – Перечень).

Согласно Перечню к числу контролирующих (надзорных) органов отнесены подчиненные Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь организации:

Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы – в части контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании;

Департамент государственной инспекции труда и его территориальные подразделения – в части надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

 

Как закреплено в Указе № 376, выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Не допускается также проведение в течение трех календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).

Проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Стоит подчеркнуть, выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства. При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается, в том числе информация, представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии).

 

Отбор субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании

 

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в конце прошлого и начале текущего года разработало нормативные правовые документы, устанавливающие конкретные условия проведения выборочных проверок в своей сфере контроля.

Так, 16 февраля 2018 г. подписан приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 19 «Об определении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок» (далее – приказ № 19).

Приказом № 19 утверждено, в частности, Положение об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании. Используемая для такого отбора балльная система предполагает, упрощенно говоря, начисление субъекту хозяйствования «штрафных» баллов за наличие различного рода нарушений требований законодательства. Чем больше баллов в календарном году, предшествующем году, в котором запланировано проведение выборочных проверок, – тем выше оцениваемая степень риска и вероятность включения в план контрольных мероприятий.

Какие же критерии оценки степени риска в соответствии с названным Положением будут приниматься во внимание контролирующим органом?

К критериям оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании отнесены:

– наличие в календарном году расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании (до 6 % от суммы начисленных обязательных страховых взносов);

– наличие в календарном году расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании (более 6 % от суммы начисленных обязательных страховых взносов);

– наличие в календарном году месяцев (6 и более месяцев), в которых сумма выплат, начисленных в пользу застрахованного лица, ниже размера минимальной заработной платы;

– наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления отчетности о средствах бюджета фонда в случаях и сроки, установленные законодательством;

– наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления сведений о приеме и увольнении по форме ПУ-2 в случаях и сроки, установленные законодательством;

– наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления индивидуальных сведений по форме ПУ-3 в случаях и сроки, установленные законодательством;

– наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления индивидуальных сведений на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 в случаях и сроки, установленные законодательством;

– наличие в календарном году расхождения более чем на 10 % между общей суммой выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц по данным отчетности о средствах бюджета фонда, и данными, представленными в индивидуальных сведениях по форме ПУ-3;

– наличие в календарном году превышения среднедневного размера пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу над среднедневным размером заработной платы по субъекту;

– наличие в календарном году превышения среднедневного размера пособия по беременности и родам по застрахованному лицу над среднедневным размером зарплаты по субъекту;

– наличие в календарном году двух и более случаев привлечения к административной ответственности за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда;

– наличие в календарном году льготного размера обязательных страховых взносов;

– наличие в календарном году случаев возврата излишне поступивших сумм обязательных платежей в бюджет фонда;

– предоставление в календарном году финансирования из средств бюджета фонда;

– наличие индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц с неполной уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда;

– наличие рабочих мест для целей профессионального пенсионного страхования;

– предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка проводилась от 5 до 10 лет назад;

– предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка проводилась более 10 лет назад.

Важно отметить, что разные критерии оцениваются разным количеством баллов. Значение индикатора высокой степени риска рассчитывается при этом по специальной формуле на основании количества баллов, присвоенных субъекту. При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, Фондом в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в первую очередь включаются субъекты с наибольшим количеством баллов.

 

Отбор субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда

 

Приказом № 19 утверждено также Положение об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда.

В данном случае при оценке степени риска также используется система баллов. Во-первых, каждому субъекту присваивается количество баллов, соответствующее установленному классу профессионального риска страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Дополнительно каждому субъекту начисляются баллы в зависимости от наличия у него в календарном году, предшествующем году, в котором запланировано проведение выборочных проверок, следующих критериев оценки степени риска:

• наличие несчастного случая на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и приведших к тяжелым производственным травмам);

• наличие несчастного случая на производстве, приведшего к тяжелым производственным травмам;

• наличие несчастного случая на производстве со смертельным исходом;

• сокрытие несчастного случая на производстве от расследования в установленном порядке;

• наличие задолженности по заработной плате, в т.ч. просроченной;

• выплата субъектом средней зарплаты в размере ниже минимальной заработной платы;

• привлечение должностных лиц субъекта к административной ответственности за нарушение требований охраны труда (ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП));

• привлечение субъекта и его должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о труде (ч. 1 ст. 9.19 КоАП);

• привлечение должностных лиц субъекта к административной ответственности за нарушение законодательства о труде (ч. 4 ст. 9.19 КоАП);

• привлечение субъекта к административной ответственности за нарушение порядка заключения гражданско-правовых договоров (ст. 9.25 КоАП);

• наличие обоснованных обращений граждан о нарушениях законодательства о труде и об охране труда в отношении субъекта (включая переадресованные в Департамент иными органами управления, организациями, средствами массовой информации);

• наличие у субъекта сертифицированной системы управления охраной труда.

И, как и в предыдущем случае, значение индикатора высокой степени риска рассчитывается по специальной формуле.

Субъекты, отнесенные к группе с высокой степенью риска, рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Для этого субъекту с учетом вида осуществляемой им деятельности направляются контрольные списки вопросов (чек-листы).

При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, Департаментом государственной инспекции труда в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в первую очередь включаются субъекты с наибольшим количеством баллов.

 

Чек-листы: каждый – перечень требований законодательства

 

Формы контрольных списков вопросов (чек-листов) в своей сфере контроля Министерство труда и социальной защиты установило приказом от 28 декабря 2017 г. № 194 (далее – приказ № 194). Всего в нынешней редакции документа – 65 чек-листов. Каждый чек-лист представляет собой перечень требований законодательства, исполнение которых подлежит контролю со стороны контролирующего органа. Предложенные перечни очень подробные, каждое требование содержит в форме чек-листа ссылку на нормативный правовой акт, которым оно установлено. Размещены все чек-листы на официальном Интернет-сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

Требования, соблюдение которых проверяется Министерством труда и социальной защиты в своей сфере контроля, разделены на несколько направлений, каждое из которых содержит чек-листы. Перечислим их, а также установленные для использования в контрольной деятельности контрольные списки вопросов:

 

– в сфере надзора за соблюдением законодательства о занятости населения (приложение 1 к приказу № 194):

1. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о занятости населения;

 

– в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение 2 к приказу № 194):

2. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

 

– в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде (приложения 3–32 к приказу № 194):

3. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде по исполнению нанимателями обязанностей при приеме на работу и организации труда работника.

4. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при заключении и изменении трудовых договоров.

5. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при заключении, изменении и продлении контрактов.

6. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при расторжении трудовых договоров (контрактов).

7. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при выплате заработной платы и предоставлении гарантий и компенсаций.

8. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при установлении рабочего времени и времени отдыха.

9. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при предоставлении трудовых и социальных отпусков.

10. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при привлечении работников к дисциплинарной ответственности.

11. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при привлечении работников к материальной ответственности.

12. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при ведении трудовых книжек.

13. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании труда женщин.

14. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании труда работников моложе восемнадцати лет.

15. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при предоставлении гарантий работникам в связи с выполнением воинских обязанностей.

16. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при заключении контрактов с руководителями государственных организаций.

17. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании труда, рабочего времени и времени отдыха спортсменов.

18. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

19. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев.

20. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий педагогических работников.

21. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании организации труда, рабочего времени и времени отдыха медицинских работников.

22. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников организаций сельского хозяйства.

23. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников лесной промышленности и лесного хозяйства.

24. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников организаций электроэнергетики.

25. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников организаций связи.

26. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования.

27. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха машинистов электропоездов метрополитена.

28. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов коммерческой гражданской авиации.

29. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании рабочего времени и времени отдыха экипажей судов внутреннего водного транспорта.

30. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании труда работников, работающих на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

31. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при регулировании труда отдельных работников организаций застройщиков, гаражных кооперативов и садоводческих товариществ.

32. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в отношении граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам.

 

Справка.

К примеру, чек-лист в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде при привлечении работников к дисциплинарной ответственности проверяет соблюдение следующих предъявляемых законодательством требований:

1. Дисциплинарная ответственность применяется только за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником (дисциплинарный проступок).

2. За совершение дисциплинарного проступка к работнику применяются меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев; увольнение.

3. До применения дисциплинарного взыскания истребуется письменное объяснение работника.

4. Отказ работника от дачи объяснений оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

5. За каждый дисциплинарный поступок применяется только одно дисциплинарное взыскание.

6. Привлечение к дисциплинарной ответственности работников оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.

7. Приказ (распоряжение), постановление о наложении дисциплинарного взыскания объявляются работнику под роспись в пятидневный срок, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.

8. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением о наложении дисциплинарного взыскания оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

9. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске либо со дня отказа правоохранительных органов в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела.

10. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 6 месяцев со дня совершения, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, – 2 лет со дня совершения дисциплинарного проступка (в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу).

11. Дисциплинарное взыскание применяется только уполномоченными на то лицами (органами).

12. После отмены дисциплинарного взыскания органом по рассмотрению трудовых споров не допускается усиление дисциплинарного взыскания.

13. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания (до истечения года со дня применения) оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.

14. До увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам проводится проверка допущенных им нарушений, которые оформляются актом (служебной запиской).

В настоящей статье специально приводится один из самых коротких чек-листов в указанном разделе. В то же время некоторые чек-листы включают в себя до нескольких сотен и даже более тысячи вопросов, ответы на которые призваны прояснить ситуацию с соблюдением субъектом хозяйствования тех или иных требований законодательства.

 

• в сфере надзора за соблюдением законодательства об охране труда (приложения 33–64 к приказу № 194):

33. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования общих требований законодательства об охране труда.

34. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих.

35. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ (приложение изложено в новой редакции в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 февраля 2018 г. № 24).

36. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при выполнении работ с использованием методов промышленного альпинизма.

37. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта.

38. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при эксплуатации строительных подъемников.

39. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при холодной обработке металлов.

40. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при организации работы службы охраны труда.

41. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений.

42. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия.

43. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при производстве продукции животноводства.

44. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части организации работы комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда.

45. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части организации проведения обязательных медицинских осмотров работающих.

46. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек.

47. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при производстве и послеуборочной обработке продукции растениеводства.

48. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования.

49. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части проведения предсменного медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

50. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ.

51. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве.

52. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в организациях торговли.

53. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами.

54. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при хранении и переработке зерна.

55. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при производстве молочных продуктов.

56. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в организациях общественного питания.

57. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

58. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в металлургических производствах.

59. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами.

60. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда при переработке пластмасс.

61. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).

62. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектом хозяйствования законодательства об охране труда при работе на высоте.

63. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектом хозяйствования законодательства об охране труда в части проведения контроля за его соблюдением.

64. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением субъектом хозяйствования законодательства об охране труда при термической обработке металлов.

 

Справка.

К примеру, чек-лист в сфере надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об охране труда в части обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами предполагает проверку соблюдения субъектом хозяйствования следующих требований законодательства об охране труда:

1. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются бесплатно смывающими и обезвреживающими средствами из расчета на одного работника:

мыло или аналогичные по действию смывающие средства – не менее 400 г в месяц;

дерматологические средства – не менее 5 г для разового нанесения на кожные покровы;

2. Очищающие средства применяются при сильных трудносмываемых загрязнениях (для очистки от масла, смазки, нефтепродуктов, лаков, красок, смол, клеев, битумов, силикона и тому подобных веществ) в дополнение к мылу.

3. Защищающие кожу средства наносятся на чистую поверхность кожных покровов работника до начала работы, после перерыва для отдыха и питания, в других случаях, обусловленных организацией труда, восстанавливающие – по окончании работы.

4. Наличие определенными и утвержденными нанимателем перечней профессий и должностей работников, которые должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами, исходя из характера и видов работ по согласованию с профессиональным союзом.

5. Осуществление выбора видов и наименований смывающих и обезвреживающих средств путем консультации нанимателя с территориальными органами государственного санитарного надзора с учетом условий труда работников.

6. Обеспечение работников только теми смывающими и обезвреживающими средствами, которые прошли государственную гигиеническую регистрацию.

7. Обеспечение постоянного доступа работников к смывающим и обезвреживающим средствам.

8. Компенсация нанимателем работникам расходов на приобретение необходимых смывающих и обезвреживающих средств по установленным нормам, если работники вынуждены приобретать их за свой счет.

9. Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по обеспечению работников смывающими и обезвреживающими средствами по установленным нормам.

 

• в сфере надзора за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении (приложение 65 к приказу № 194 (этим приложением приказ № 194 дополнен в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 января 2018 г. № 13):

65. Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере надзора за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении.

 

Таким образом, любой субъект хозяйствования, воспользовавшись чек-листами, может провести детальную проверку соблюдения требований законодательства внутри организации. И что важно, может сделать это не перед приходом представителей контролирующих органов, а в процессе своей обычной деятельности.

 

Материал подписан в печать 28.05.2018

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.