Сохранить в избранное

Бартер с 1 января 2023 г. только по согласованию

В Беларуси вводится запрет на осуществление товарообменных операций без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Для проведения бартерных операций потребуется согласование. Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24 октября 2022 г. № 67 утвержден Регламент соответствующей административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования.

Разбираемся, какие документы необходимы для согласования бартерных сделок, в каких случаях согласование их проведения не требуется и когда могут отказать в согласовании.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» с 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Какие товарообменные операции запрещаются?

Требование распространяется на следующие виды операций:

  • бартер;
  • мена;
  • зачет;
  • новация;
  • отступное.

ВАЖНО!

Исключение составляют:
внешнеторговые операции;
операции между организациями, входящими в созданный в установленном законодательством порядке холдинг;
операции, согласованные государственным органом (организацией).

Какие документы необходимы для согласования бартера и иных операций без поступления денег?

Согласно утвержденному Регламенту административной процедуры «Согласование товарообменных операций без поступления денежных средств» в разрешающий орган необходимо представить следующие документы:

  • заявление о согласовании товарообменной операции без поступления денежных средств
  • проект договора, предусматривающий осуществление товарообменной операции без поступления денежных средств;
  • экономическое обоснование к договору;
  • маркетинговый анализ уровня цен на обмениваемый товар на рынке республики (для обеих сторон);
  • плановая калькуляция по расчету отпускных цен (для обеих сторон);
  • акт сверки расчетов между продавцом и покупателем;
  • отчет о прибылях и убытках;

Примечание:

Представляется за последний отчетный период.

  • справка об отсутствии денежных средств для погашения обязательств по договору (вследствие чего возникла необходимость в совершении товарообменной операции) за подписью руководителя и главного бухгалтера организации (индивидуального предпринимателя).

ВАЖНО!

При подаче заявления уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересованного лица документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части первой пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

В каких случаях могут отказать в согласовании обмена товарами?

Основаниями для отказа в согласовании товарообменных операций являются:

  • непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
  • наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
  • недостаточное экономическое обоснование предлагаемых операций.

Напоминаем, что в ЭТАЛОН-ONLINE создан тематический банк данных «Административные процедуры», который включает основополагающие документы по вопросам осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и ИП, а также по вопросам работы с обращениями граждан в государственных органах, иных государственных организациях, осуществления административных процедур при обращении граждан за выдачей справок и других документов. Все документы банка данных размещены в свободном доступе. Ознакомиться с ними может любой желающий без регистрации в системе.

Административные процедуры


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
«Зеленые» закупки: новое измерение
Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

От момента, когда Республика Беларусь в программных актах заявила о готовности следовать принципам «зеленой» экономики и ее составляющей – «зеленым» закупкам (Указ Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2016 № 1061 «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года»), до нормативного закрепления в качестве элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования (ст. 40 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» в редакции, вступающей в силу 26.04.2024) и мер обеспечения «зеленой» экономики (ст. 47 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» в редакции, вступающей в силу 26.04.2024) «зеленых» закупок, прошло достаточно времени.

Читать подробнее
Календарь событий
до 3 мая 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.