Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Республики Беларусь за период с 4 по 10 января 2024 г.

Указы Президента Республики Беларусь

 

1/21166 (04.01.2024)

О Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 1

Документом утверждается Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь (Концепция).

Концепция устанавливает единые подходы к формированию и реализации государственной кадровой политики и представляет собой совокупность положений, определяющих цели, задачи, принципы, приоритетные направления и механизмы ее реализации.

Целями государственной кадровой политики являются формирование кадрового потенциала, способного обеспечивать эффективное решение актуальных и перспективных задач общественно-политического и социально-экономического развития страны, а также создание условий и механизмов, направленных на обеспечение кадровой безопасности.

Согласно документу общими направлениями государственной кадровой политики являются:

  • принятие дополнительных мер по противодействию тенденциям, оказывающим негативное влияние на кадровую безопасность;
  • совершенствование механизма прогнозирования и планирования потребности в кадрах;
  • упорядочение процессов трудовой миграции в целях сохранения и развития кадрового потенциала;
  • формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;
  • стимулирование кадров к повышению производительности труда и уровня квалификации, а также создание благоприятных условий для работы и профессиональной карьеры;
  • разработка и внедрение новых кадровых технологий в целях совершенствования кадровой работы;
  • развитие системы адаптации кадров, в том числе наставничества;
  • формирование действенных резервов кадров, планомерная подготовка лиц, включенных в резервы, к занятию соответствующих должностей и др.

Реализация государственной кадровой политики осуществляется посредством:

  • выстраивания руководителями системной работы по подбору и расстановке кадров, созданию условий для их закрепления;
  • обеспечения согласованности развития кадрового потенциала на республиканском и региональном уровнях;
  • совершенствования механизмов работы с молодежью, подготовки кадров, регулирования трудовой миграции, цифровизации кадровой работы;
  • принятия действенных мер по научному, научно-методическому, информационному, финансовому и иному обеспечению государственной кадровой политики.

Указ вступил в силу 7 января 2024 г.

 

Законы Республики Беларусь

 

2/3053 (04.01.2024)

Об изменении законов по вопросам деятельности религиозных организаций. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2023 г. № 334-З

Согласно документу Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях» излагается в новой редакции.

Так, государство может оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране материальных историко-культурных ценностей в соответствии с законодательством.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами создавать для религиозного просвещения детей воскресные религиозные школы и группы религиозного просвещения для взрослых, используя для этого принадлежащие и (или) предоставляемые им в пользование помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования, иным организациям, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на осуществление образовательной деятельности.

Посещение несовершеннолетним воскресной религиозной школы осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя. Религиозное просвещение не является образовательной деятельностью. Содержание программ религиозного просвещения, реализуемых в воскресных религиозных школах и группах религиозного просвещения для взрослых, не должно противоречить идеологии общепризнанных традиционных ценностей белорусского народа и идеологии белорусского государства. Указанные программы не должны содержать пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, иной экстремистской деятельности.

Уполномоченный по делам религий и национальностей осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Уполномоченный по делам религий и национальностей назначается на должность государственного гражданского служащего и освобождается от этой должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

Религиозные организации, входящие в международные религиозные объединения, руководящие органы которых находятся за пределами Республики Беларусь, в своей деятельности могут руководствоваться уставами международных религиозных объединений только в части положений, не противоречащих законодательству.

 

2/3054 (04.01.2024)

Об изменении Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». Закон Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 335-З

Документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь».

Согласно документу Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики.

Решения Президента носят обязательный характер и оформляются указами, распоряжениями, протоколами поручений, письмами, резолюциями или в иной форме. Президент вправе инициировать созыв внеочередного заседания Всебелорусского народного собрания, внеочередных сессий Палаты представителей, Совета Республики.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, вправе участвовать в управлении некоммерческими организациями, учрежденными им в целях содействия укреплению белорусской государственности, реализации мероприятий в социальной, культурной, образовательной, спортивной и иных общественно полезных сферах.

Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных законодательством о государственной охране. Членам семьи Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, государственная охрана предоставляется в соответствии с законодательством. За Президентом, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи пожизненно сохраняются право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом исполнения своих полномочий, право на транспортное обслуживание в порядке, определяемом законодательными актами.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, в целях решения организационных, технических, консультационных и других вопросов, связанных с реализацией предоставленных ему законодательными актами прав и гарантий, вправе иметь помощников. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории Республики Беларусь правительственной и специальной связью, которыми располагают государственные органы, иные организации.

 

2/3055 (04.01.2024)

Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь». Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 320-З

Документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. № 288-З «О государственных наградах Республики Беларусь».

Согласно документу орденом Матери награждаются женщины – граждане Республики Беларусь, которые родили и (или) надлежаще воспитали пять и более детей – граждан Республики Беларусь, обладающие высокими нравственными качествами и ответственностью в воспитании и содержании детей, заботе об их здоровье, развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду, привитии им культуры и уважения к законам, историческим и национальным традициям Беларуси.

Почетное звание «Заслуженный работник средств массовой информации Республики Беларусь» присваивается высококвалифицированным работникам юридических лиц, на которые возложены функции редакции средства массовой информации, государственных органов и организаций и иным лицам, осуществляющим деятельность в сфере массовой информации пятнадцать и более лет, за значительные заслуги в развитии государственной информационной политики, средств массовой информации, повышении политической культуры и социальной ответственности граждан.

Награждение Президента Республики Беларусь государственными наградами Республики Беларусь осуществляется по решению Всебелорусского народного собрания. Государственные награды Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь вручают Председатель Всебелорусского народного собрания или уполномоченное им лицо в торжественной обстановке на заседании Всебелорусского народного собрания.

 

2/3056 (05.01.2024)

Об изменении законов по вопросам деятельности органов прокуратуры. Закон Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 336-З

Документом, в частности, вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Так, прокурорские работники не обязаны давать какие-либо объяснения по существу осуществления своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Генеральная прокуратура вправе:

  • создавать информационные системы, базы, банки данных и обеспечивать их эксплуатацию;
  • осуществлять комплексный анализ состояния финансового и материально-технического обеспечения системы органов прокуратуры для выработки предложений по его совершенствованию;
  • организовывать планирование денежных средств, необходимых для содержания системы органов прокуратуры;
  • самостоятельно или совместно с государственными органами и иными организациями организовывать и проводить творческие конкурсы, информационные кампании, информационно-просветительские и иные мероприятия, направленные на укрепление законности и правопорядка, определять порядок их проведения, поощрения победителей и участников этих мероприятий;
  • организовывать и проводить семинары, совещания, собрания, конференции и иные научно-практические мероприятия, в том числе международные, создавать рабочие группы, комиссии, советы, включая межведомственные.

Прокурорские работники в целях объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональных знаний, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию. Аттестация прокурорских работников проводится периодически каждые пять лет. Не подлежат аттестации Генеральный прокурор и его заместители.

Прокурорские работники при наличии стажа работы на должностях прокурорских работников не менее двадцати лет и стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь продолжительностью не менее двадцати лет имеют право на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством и ее выплату в полном размере со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на пять лет.

Закон вступил в силу 1 января 2024 г.

 

2/3057 (05.01.2024)

Об изменении законов по вопросам борьбы с терроризмом. Закон Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 337-З

Документом, в частности, вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом».

Так, по решению руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководителя контртеррористической операции) для охраны объектов, сопровождения и обеспечения безопасности физических лиц и транспортных средств в зоне проведения контртеррористической операции может привлекаться организация, осуществляющая инкассацию наличных денежных средств и (или) перевозку наличных денежных средств, иных ценностей.

Работники службы инкассации организации, осуществляющей инкассацию наличных денежных средств и (или) перевозку наличных денежных средств, иных ценностей, привлеченные для охраны объектов, сопровождения и обеспечения безопасности физических лиц и транспортных средств в зоне проведения контртеррористической операции, имеют право на применение физической силы, применение и (или) использование оружия и боеприпасов к нему в порядке и на условиях, установленных законодательством для работников военизированной охраны.

Субъекты борьбы с терроризмом, в том числе организация, осуществляющая инкассацию наличных денежных средств и (или) перевозку наличных денежных средств, иных ценностей, по решению Президента Республики Беларусь имеют право на возмещение материального ущерба в связи с утратой, хищением, уничтожением либо повреждением их имущества, привлеченного для проведения контртеррористической операции, к охране объектов, сопровождению и обеспечению безопасности физических лиц и транспортных средств в зоне проведения контртеррористической операции.

Закон вступил в силу 1 января 2024 г.

 

2/3063 (09.01.2024)

Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 343-З

Документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».

Так, нотариусы, должностные лица загранучреждений с соблюдением порядка и условий, установленных законодательством, совершают исполнительные надписи о взыскании денежных сумм (задолженности) с должника для удовлетворения бесспорных требований.

Согласно документу исполнительные надписи совершаются для удовлетворения бесспорных требований о взыскании, в частности:
  • по требованию, основанному на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;
  • недоимок и пеней с физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
  • начисленных, но не выплаченных или не полностью выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) иных выплат, причитающихся от нанимателя, предусмотренных законодательством о труде, о государственном социальном страховании, локальными правовыми актами, трудовым договором;
  • таможенным органом налогов, сборов (пошлин), пеней с физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
  • задолженности по страховым взносам по договорам обязательного страхования, по страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, штрафа, пени и т.д.

 

2/3064 (09.01.2024)

О страховой деятельности. Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З

Законом регулируются отношения в сфере страхования. Действие Закона не распространяется на:

  • государственное социальное страхование;
  • объединения, которые создаются по решению Президента Республики Беларусь и осуществляют свою деятельность в установленном им порядке.

Согласно Закону страхование – отношения по защите имущественных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств при наступлении страховых случаев за счет страховых резервов, формируемых страховыми организациями в установленном порядке.

Страховые организации и страховые брокеры подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов.

Государственная регистрация создаваемых страховой организации, страхового брокера, изменений и (или) дополнений, вносимых в их учредительные документы, не осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, а также при:

  • неподтверждении в установленном порядке происхождения денежных средств или иного имущества собственника имущества (учредителей, участников) для внесения в качестве вклада в уставный фонд страховой организации, страхового брокера, а также источников средств страховщиков, страховых брокеров для их направления в уставный фонд страховщика, страхового брокера (в соответствии с аудиторским заключением);
  • осуществлении собственником имущества (учредителями, участниками) – юридическим лицом деятельности менее трех лет;
  • отсутствии у собственника имущества (учредителей, участников) – юридического лица прибыли по итогам осуществления деятельности в последние три года (в соответствии с аудиторским заключением) в случае создания страховой организации, страхового брокера либо вхождения в их состав нового участника – юридического лица и др.

Обособленные подразделения страховой организации, страхового брокера не являются юридическими лицами и действуют на основании положений об обособленном подразделении, утвержденных создавшими их страховой организацией, страховым брокером.

Создание обособленных подразделений страховой организации, страхового брокера осуществляется после получения соответствующего разрешения Министерства финансов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и законодательством об административных процедурах.

 

2/3065 (09.01.2024)

Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции. Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 345-З

Документом, в частности, вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».

Согласно документу производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта осуществляется юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в соответствии с законодательством о лицензировании, если требуется получение такой лицензии.

Импорт алкогольной продукции и непищевого этилового спирта осуществляется юридическими лицами на основании лицензии на импорт, выдаваемой Министерством антимонопольного регулирования и торговли в случаях и порядке, установленных законодательством и международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта осуществляются юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в соответствии с законодательством о лицензировании, если требуется получение такой лицензии.

Оптовая торговля алкогольными напитками, их хранение (как вид предпринимательской деятельности), импорт и розничная торговля этими напитками осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при обязательном наличии исправных приборов для проверки подлинности акцизных и (или) специальных марок, внесенных в Государственный реестр приборов для контроля подлинности бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты.

Реализация остатков этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, образовавшихся в случае прекращения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), на которое указанный спирт был получен, за исключением реализации остатков, образовавшихся при прекращении лицензии на производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, а также реализация остатков алкогольных напитков, пищевых спиртовых полуфабрикатов, образовавшихся в случае прекращения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производства собственной пищевой продукции, осуществляются в порядке, установленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли совместно с Министерством по налогам и сборам.

 

2/3066 (09.01.2024)

Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 346-З

Документом вносятся изменения в Воздушный кодекс Республики Беларусь (Кодекс).

Так, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении такого договора пассажиру, если он внесен перевозчиком в реестр (базу данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, за исключением случаев, установленных Кодексом.

В заключении договора воздушной перевозки пассажира не может быть отказано пассажиру, внесенному перевозчиком в реестр (базу данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, в случаях, если этот пассажир:

  • возвращается в Республику Беларусь из пункта отправления, между которым и Республикой Беларусь единственным способом транспортного сообщения является воздушная перевозка;
  • подлежит депортации, при условии, что единственным способом транспортного сообщения между Республикой Беларусь и пунктом отправления или пунктом назначения является воздушная перевозка;
  • направляется к месту оказания медицинской помощи или обратно, что подтверждается документально;
  • сопровождает несовершеннолетнего, инвалида и (или) других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту оказания медицинской помощи или обратно, что подтверждается документально;
  • направляется на похороны члена семьи, близкого родственника или обратно, что подтверждается документально.

Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр (базу данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, а также о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки пассажира.

Перевозчик исключает пассажира из реестра (базы данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, в случае:

  • истечения срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;
  • погашения или снятия судимости;
  • отмены вступившего в законную силу постановления о наложении административного взыскания, приговора суда.

Для исключения из реестра (базы данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, пассажир или его представитель обязаны предоставить перевозчику выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях со сведениями о судимости или привлечении к административной ответственности. Перевозчик в срок до трех рабочих дней исключает пассажира из реестра (базы данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

 

2/3070 (09.01.2024)

Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях». Закон Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З

Согласно документу Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» излагается в новой редакции.

Так, приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций определяются Советом Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь устанавливают минимальный объем инвестиций, включая при необходимости инвестиции в основной капитал, по приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций в целях реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров (за исключением специальных инвестиционных договоров), заключаемых на основании решений соответствующих органов. Для реализации преференциальных инвестиционных проектов на территории административно-территориальной единицы с учетом особенностей ее развития решением соответствующего областного исполнительного комитета может быть установлен региональный перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций из числа определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Инвесторы вправе использовать льготы и (или) преференции, иные меры государственной поддержки при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций и в иных случаях, установленных законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Инвесторам, являющимся юридическими лицами Республики Беларусь, по инвестиционным проектам, соответствующим приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций, может оказываться поддержка в виде бюджетных трансфертов. Оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь, при условии включения инвестиционных проектов в перечень инвестиционных проектов, претендующих на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов. Инвестиционные проекты, претендующие на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов, должны соответствовать условиям (критериям), определенным Советом Министров Республики Беларусь.

 

Нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома

 

9/128442 (04.01.2024)

Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии. Решение Минского городского исполнительного комитета от 22 декабря 2023 г. № 5205

 

9/128475 (05.01.2024)

Об областной комиссии. Решение Витебского областного исполнительного комитета от 27 декабря 2023 г. № 760

 

9/128539 (09.01.2024)

Аб прысваенні наймення састаўной частцы г. Мінска. Рашэнне Мінскага гарадскога Савета дэпутатаў ад 22 снежня 2023 г. № 555

 

 

(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

 



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Торги как способ заключения договора: новое в гражданском законодательстве
Демиденко А.Г., заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства управления законодательства о гражданских финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

В действующем законодательстве отсутствует определение торгов, а указывается лишь их функция – способ заключения договора. Статьи 417–419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) регламентируют вопросы заключения договора на торгах, их организации и порядка проведения, последствия нарушения правил проведения торгов. Указанные нормы подверглись корректировке в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон). Полагаем возможным остановиться на следующих из них.

Читать подробнее
Календарь событий
до 3 мая 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.