Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

8 ноября 2006 г. № 175-З

Об охранной деятельности

Принят Палатой представителей 11 октября 2006 года
Одобрен Советом Республики 20 октября 2006 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 78-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 5, 2/1630);

Закон Республики Беларусь от 4 мая 2012 г. № 360-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 56, 2/1912);

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 227-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2015, 2/2225);

Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.01.2017, 2/2452);

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2023 г. № 302-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2023, 2/3022)

 

Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы охранной деятельности и регулирует отношения в сфере осуществления охранной деятельности.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

охранная деятельность – деятельность государственных органов и иных организаций (далее, если не указано иное, – организации) по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны;

специальный орган охраны – структурное подразделение Министерства внутренних дел, уполномоченное Президентом Республики Беларусь на осуществление функций в сфере охранной деятельности;

охраняемые объекты – здания, строения, сооружения, участки местности, транспортные средства, грузы, перемещаемые транспортом, денежные средства, материальные ценности и иное имущество юридических и физических лиц;

охрана объектов, физических лиц – мероприятия по обеспечению защиты охраняемых объектов, физических лиц от противоправных посягательств;

средства охраны – конструктивно завершенные, выполняющие самостоятельные функции устройства, в том числе аппаратно-программные, используемые для обеспечения защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств;

системы охраны – совокупность совместно действующих средств охраны, установленных на охраняемых объектах и объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций (системы тревожной сигнализации, передачи извещений, контроля и управления доступом, телевизионные системы видеонаблюдения и иные системы);

средства охраны индивидуального пользования – средства и системы охраны, применяемые в личных целях физическими лицами (охранные сигнально-противоугонные системы автотранспортных средств и иные средства);

инженерно-технические средства защиты – средства, применяемые для обеспечения необходимого механического противодействия противоправным посягательствам на охраняемые объекты (защитные кабины, двери, люки, стекла, решетки, ставни, жалюзи, замки, запирающие устройства, сейфы, хранилища ценностей, механические ограждения и преграды и иные средства);

пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов), устанавливаемый в целях защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств;

внутриобъектовый режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере охранной деятельности

Отношения в сфере охранной деятельности регулируются законодательством об охранной деятельности, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Законодательство об охранной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы охранной деятельности

Охранная деятельность основывается на принципах:

законности;

гуманизма;

защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;

взаимодействия организаций, осуществляющих охранную деятельность, с правоохранительными органами.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОРГАНА ОХРАНЫ В СФЕРЕ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 4. Государственное регулирование в сфере охранной деятельности

Государственное регулирование в сфере охранной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, а также Советом Министров Республики Беларусь, Министерством внутренних дел, другими государственными органами и специальным органом охраны в пределах их полномочий и включает в себя:

определение и реализацию государственной политики;

принятие (издание) нормативных правовых актов;

определение порядка оказания (выполнения) охранных услуг (работ);

лицензирование;

оценку соответствия средств и систем охраны техническим требованиям в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

контроль и надзор;

принятие иных мер, предусмотренных законодательством.

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере охранной деятельности

Президент Республики Беларусь в сфере охранной деятельности:

осуществляет государственное регулирование, в том числе определяет государственную политику;

создает, реорганизует, ликвидирует специальный орган охраны, утверждает положение о нем;

назначает на должность и освобождает от должности руководителя специального органа охраны;

устанавливает перечень объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны;

утверждает положение о военизированной охране и устанавливает перечень организаций, обладающих правом создания военизированной охраны;

устанавливает перечень организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в которых допускаются личный досмотр, досмотр вещей и документов, досмотр транспортных средств работниками охраны этих организаций;

определяет виды, типы, модели оружия и боеприпасов к нему, разрешенные для применения и использования работниками военизированной охраны, и нормы обеспечения ими указанных работников, а также перечень специальных средств, разрешенных для использования работниками военизированной охраны, работниками охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, и нормы обеспечения ими этих работников;

устанавливает порядок оборота (приобретения, перевозки, транспортировки, хранения, учета, ношения, ремонта, уничтожения) оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении военизированной охраны;

учреждает форменную одежду и знаки различия работников военизированной охраны;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных настоящим Законом.

Статья 6. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере охранной деятельности

Совет Министров Республики Беларусь в сфере охранной деятельности:

осуществляет в пределах своих полномочий государственное регулирование, в том числе реализацию государственной политики;

устанавливает формы типовых договоров об оказании (выполнении) охранных услуг (работ) специальным органом охраны;

устанавливает предельную численность военизированной охраны для каждой организации, обладающей правом создания военизированной охраны, за исключением численности военизированной охраны специального органа охраны;

устанавливает перечень объектов, подлежащих обязательной охране военизированной охраной, за исключением объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны;

определяет порядок осуществления профессиональной подготовки работников военизированной охраны;

устанавливает образцы и описания служебного удостоверения и жетона работника военизированной охраны;

определяет правила проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, досмотра транспортных средств сотрудниками специального органа охраны;

определяет правила проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, досмотра транспортных средств работниками военизированной охраны, работниками охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

устанавливает перечень заболеваний и физических недостатков, препятствующих выполнению обязанностей работников военизированной охраны, работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

утверждает правила охраны драгоценных металлов и драгоценных камней при их транспортировке по территории Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Статья 7. Полномочия Министерства внутренних дел в сфере охранной деятельности

Министерство внутренних дел в сфере охранной деятельности:

реализует в пределах своих полномочий государственную политику;

осуществляет в пределах своих полномочий управление деятельностью специального органа охраны;

устанавливает порядок осуществления специальным органом охраны технического надзора за деятельностью организаций по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны, за исключением средств охраны индивидуального пользования;

определяет порядок и условия оборудования объектов, передаваемых под охрану специальному органу охраны, средствами и системами охраны, требования к оборудованию данных объектов инженерно-техническими средствами защиты, видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны;

осуществляет лицензирование охранной деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании;

устанавливает порядок проведения квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности для работников военизированной охраны и работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

устанавливает порядок осуществления проверки работников военизированной охраны на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы, и работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы, при допуске указанных работников к выполнению обязанностей;

устанавливает порядок осуществления периодических проверок работников военизированной охраны на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы, и работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы;

утверждает правила приобретения, транспортировки, хранения, учета, ношения, ремонта и уничтожения специальных средств, разрешенных для использования работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

устанавливает порядок проведения профессиональной подготовки работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

устанавливает образцы и описания служебного удостоверения и жетона работника охраны организации, не обладающей правом создания военизированной охраны;

согласовывает образцы формы одежды работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

утверждает примерное положение о подразделении охраны организации, не обладающей правом создания военизированной охраны;

устанавливает порядок уведомления специального органа охраны об осуществлении охранной деятельности, не подлежащей лицензированию;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Статья 8. Полномочия специального органа охраны в сфере охранной деятельности

Специальный орган охраны в сфере охранной деятельности:

разрабатывает и осуществляет меры, направленные на реализацию государственной политики;

осуществляет охрану объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны;

обеспечивает соблюдение технических требований в сфере проектирования и производства средств и систем охраны, а также осуществляет контроль за их внедрением и эксплуатацией;

оказывает (выполняет) на договорной основе охранные услуги (работы);

осуществляет контроль за охранной деятельностью организаций, за исключением организаций, указанных в абзаце втором части первой статьи 9 настоящего Закона;

участвует в пределах своей компетенции в осуществлении Министерством внутренних дел лицензирования охранной деятельности;

осуществляет охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования;

оказывает услуги по сопровождению товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом;

проводит оценку соответствия средств и систем охраны техническим требованиям в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

принимает участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере охранной деятельности;

принимает участие в разработке квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и должностей служащих, осуществляющих охранную деятельность;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

На лиц гражданского персонала специального органа охраны, непосредственно осуществляющих охрану объектов, физических лиц, распространяется действие главы 4 и статьи 24 настоящего Закона.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 9. Организации, осуществляющие охранную деятельность

Организациями, осуществляющими охранную деятельность, являются:

Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет, подчиненные им юридические лица, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, таможенные органы, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля;

организации, обладающие правом создания военизированной охраны;

организации, не обладающие правом создания военизированной охраны;

иные организации, определяемые Президентом Республики Беларусь.

Организации в сфере охранной деятельности вправе осуществлять:

проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны на основании лицензий на осуществление охранной деятельности (далее – лицензия), если иное не предусмотрено законодательными актами;

охрану своих работников, охрану принадлежащих этим организациям объектов после уведомления специального органа охраны об осуществлении охранной деятельности, не подлежащей лицензированию, если иное не предусмотрено частями третьей–пятой настоящей статьи и законодательными актами.

Организации гражданской авиации, обладающие правом создания военизированной охраны, осуществляют охрану имущества и других объектов, находящихся в контролируемых ими зонах, в рамках мероприятий по обеспечению авиационной безопасности в соответствии с настоящим Законом, Воздушным кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Государственное объединение «Белорусская железная дорога» осуществляет охрану грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе на договорной основе силами военизированной охраны, в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 237-З «О железнодорожном транспорте», иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет, подчиненные им юридические лица, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям государственные организации, обеспечивающие сохранность государственного материального резерва, таможенные органы, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля вправе в пределах своей компетенции осуществлять охранную деятельность, в том числе без лицензии выполнять работы (оказывать услуги), составляющие лицензируемую охранную деятельность, в соответствии с законодательными актами, регулирующими их деятельность, а в части, не урегулированной такими актами, – в соответствии с настоящим Законом.

Статья 10. Ограничения в сфере охранной деятельности

Организациям, осуществляющим охранную деятельность, за исключением указанных в абзаце втором части первой статьи 9 настоящего Закона, а также их работникам запрещается:

осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;

устанавливать и носить форменную одежду, форму одежды, не соответствующую требованиям настоящего Закона;

носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

совершать деяния (действия, бездействие), ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе.

Статья 11. Условия осуществления проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны

Проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны, за исключением средств охраны индивидуального пользования, включают разработку проектной документации на монтаж средств и систем охраны, установку средств и систем охраны согласно разработанной проектной документации, наладочные работы по вводу средств и систем охраны в эксплуатацию, обеспечению их надежного и бесперебойного функционирования, техническое обслуживание указанных средств и систем для поддержания их в исправном состоянии, осуществляемые в соответствии с требованиями законодательства, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

Организации, осуществляющие проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны, за исключением средств охраны индивидуального пользования, обязаны:

вести учет и обеспечивать хранение проектной документации на средства и системы охраны в течение срока эксплуатации указанных средств и систем;

выполнять работы по монтажу средств и систем охраны только по проектной документации, разработанной организациями, имеющими лицензии;

соблюдать определенные Министерством внутренних дел порядок и условия оборудования объектов, передаваемых под охрану специальному органу охраны, средствами и системами охраны, а также требования к видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны;

оказывать услуги только по договорам, заключенным в письменной форме, с обязательным указанием в них номера и даты решения о предоставлении лицензии, вести учет и хранение этих договоров;

не разглашать информацию об оборудовании объектов средствами и системами охраны, о расположении постов охраны и маршрутах патрулирования;

получать в специальном органе охраны заключение о согласовании технического задания на проектирование системы охраны, основных технических решений по системе охраны, заключение о согласовании проектной документации на техническую систему охраны – при проектировании систем охраны на объектах, передаваемых под охрану специальному органу охраны, а также на объектах, сигналы тревоги систем тревожной сигнализации с которых будут поступать в специальный орган охраны.

На работников организаций, осуществляющих проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны, за исключением средств охраны индивидуального пользования, распространяются ограничения, установленные абзацами вторым–пятым статьи 14 настоящего Закона.

ГЛАВА 4
ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ОХРАНА

Статья 12. Военизированная охрана

Военизированная охрана является структурным подразделением организации, обладающей правом ее создания, и предназначена для вооруженной защиты от противоправных посягательств объектов, подлежащих обязательной охране военизированной охраной, и работников этой организации, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 13. Работники военизированной охраны

Работниками военизированной охраны могут быть совершеннолетние граждане Республики Беларусь, не достигшие общеустановленного пенсионного возраста, по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годные к выполнению задач, возложенных на военизированную охрану.

Работники военизированной охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими:

медицинского осмотра в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы, в порядке, установленном Министерством внутренних дел;

квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности в порядке, установленном Министерством внутренних дел.

Работники военизированной охраны обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты, а также периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы.

Работники военизированной охраны выполняют обязанности в установленной форменной одежде при наличии служебных удостоверений и жетонов.

На работников военизированной охраны распространяются ограничения, установленные абзацами вторым, третьим, пятым–седьмым статьи 14 настоящего Закона.

Статья 14. Ограничения при приеме на работу в военизированную охрану

На работу в военизированную охрану не могут быть приняты граждане:

имеющие судимость;

признанные в установленном законом порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;

которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

находящиеся под диспансерным наблюдением в соответствии с законодательством в области оказания психиатрической помощи, а также состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;

имеющие заболевания или физические недостатки, препятствующие выполнению обязанностей работников военизированной охраны (по заключению врачебно-консультационной комиссии организации здравоохранения, выдаваемому в порядке, установленном законодательством);

в отношении которых в порядке, установленном законодательством, аннулировано разрешение на хранение и ношение оружия;

постоянно не проживающие в Республике Беларусь.

Статья 15. Права работников военизированной охраны

Работники военизированной охраны имеют право:

требовать от работников охраняемых объектов и иных лиц соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);

производить в порядке, установленном законодательством, досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;

проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;

при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принимать меры по ликвидации указанных нарушений;

производить задержание и доставление в служебное помещение военизированной охраны или в орган внутренних дел лиц, совершивших противоправные посягательства в отношении охраняемого объекта, физических лиц (далее, если не указано иное, – нарушители);

производить в порядке, установленном законодательством, личный досмотр нарушителей, а также лиц, входящих на охраняемый объект и выходящих с охраняемого объекта, досмотр их вещей и документов, в том числе с помощью технических средств и служебных животных, а также изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;

в пределах территории охраняемых объектов в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами, применять и использовать оружие, применять специальные средства и физическую силу;

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании нарушителей, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений на охраняемых объектах;

использовать находящиеся на территории охраняемых объектов транспортные средства для преследования в пределах данных объектов лиц, совершивших преступления или иные правонарушения на охраняемых объектах.

Действие абзацев четвертого, седьмого, восьмого, десятого и одиннадцатого части первой настоящей статьи не распространяется на организации и граждан, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом.

Статья 16. Обязанности работников военизированной охраны

Работники военизированной охраны обязаны:

обеспечивать защиту охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;

осуществлять мероприятия по соблюдению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

принимать в пределах своих полномочий меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;

принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов нарушителей;

немедленно информировать орган внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принимать меры по сохранению следов правонарушений, не допускать на место происшествия посторонних лиц, обеспечивать охрану места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;

обеспечивать сохранность вещей и документов, изъятых при личном досмотре, досмотре вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;

незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

обеспечивать беспрепятственный доступ на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 17. Условия и пределы применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы работниками военизированной охраны

Работники военизированной охраны в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами, имеют право на применение и использование оружия, применение специальных средств и физической силы, если иными способами выполнить обязанности не представляется возможным.

Применению оружия, специальных средств и физической силы должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.

Если избежать применения оружия, специальных средств и физической силы невозможно, работники военизированной охраны обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан и стремиться причинить наименьший вред их здоровью, чести, достоинству и имуществу.

Работники военизированной охраны обязаны доложить руководителю военизированной охраны о каждом случае применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы, а также принять меры по оказанию медицинской помощи лицам, получившим телесные повреждения в результате применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы.

Руководитель военизированной охраны обязан незамедлительно уведомить соответствующий орган внутренних дел и прокурора о каждом случае причинения вреда здоровью гражданина в результате применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы.

Статья 18. Применение физической силы работниками военизированной охраны

При выполнении обязанностей работники военизированной охраны имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для предупреждения и пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия их законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей.

Статья 19. Применение специальных средств работниками военизированной охраны

Работники военизированной охраны при выполнении обязанностей имеют право на применение специальных средств в случае:

отражения нападения на охраняемые объекты;

отражения нападения на работников военизированной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников военизированной охраны;

доставления нарушителей в служебное помещение военизированной охраны или в орган внутренних дел, если они оказывают неповиновение, сопротивление или иное противодействие работникам военизированной охраны;

необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил законных требований работников военизированной охраны о его остановке.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения на работников военизированной охраны и (или) лиц, находящихся на охраняемом объекте.

Статья 20. Применение и использование оружия работниками военизированной охраны

Работники военизированной охраны при выполнении обязанностей в качестве крайней меры имеют право применять оружие для:

защиты охраняемых объектов, служебных помещений военизированной охраны, лиц, находящихся на охраняемых объектах, самозащиты от нападения, угрожающего их жизни и (или) здоровью, либо для предотвращения захвата оружия или специальных средств работников военизированной охраны;

задержания нарушителей, оказывающих вооруженное сопротивление работникам военизированной охраны либо отказывающихся выполнить их законные требования о сдаче оружия, если другими способами и средствами задержать нарушителей, пресечь их сопротивление или изъять оружие невозможно.

Работники военизированной охраны имеют право использовать оружие для:

предупреждения о намерении применить оружие;

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и (или) здоровью работников военизированной охраны и (или) лиц, находящихся на охраняемом объекте;

остановки транспортного средства на территории охраняемого объекта путем его повреждения, если водитель в пределах охраняемого объекта не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям работников военизированной охраны об остановке транспортного средства либо его действия создают реальную угрозу для жизни и (или) здоровья граждан.

Использование оружия не должно создавать опасность для жизни и (или) здоровья граждан.

Работникам военизированной охраны запрещается применять и использовать оружие:

при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица;

в направлении огнеопасных, взрывоопасных либо содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ);

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения на работников военизированной охраны и (или) лиц, находящихся на охраняемом объекте.

Статья 21. Финансирование и материально-техническое обеспечение военизированной охраны

Финансирование и материально-техническое обеспечение военизированной охраны осуществляются за счет средств соответствующих организаций, имеющих право на ее создание.

Статья 22. Обжалование решений и действий (бездействия) работников военизированной охраны

Гражданин, считающий, что решения и действия (бездействие) работников военизированной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные решения и действия (бездействие) руководителю организации, с которой данные работники состоят в трудовых отношениях, и (или) в суд.

ГЛАВА 5
ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕ ОБЛАДАЮЩИХ ПРАВОМ СОЗДАНИЯ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

Статья 23. Охранная деятельность организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны

Организации, не обладающие правом создания военизированной охраны, вправе осуществлять охранную деятельность силами работников охраны, в том числе создавать для этих целей подразделения охраны.

Финансирование и материально-техническое обеспечение работников и подразделений охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, осуществляются за счет средств этих организаций.

Статья 24. Работники охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны

Работниками охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны (далее – работники охраны), могут быть совершеннолетние граждане, по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годные к выполнению обязанностей работников охраны. Работниками охраны не могут являться граждане, указанные в абзацах втором–пятом и седьмом статьи 14 настоящего Закона, а также имеющие заболевания или физические недостатки, препятствующие выполнению обязанностей работников охраны (по заключению врачебно-консультационной комиссии организации здравоохранения, выдаваемому в порядке, установленном законодательством).

К работникам охраны относятся работники, в обязанности которых входит непосредственное осуществление охраны объектов, физических лиц.

Работники охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими:

медицинского осмотра в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы, в порядке, установленном Министерством внутренних дел;

квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности в порядке, установленном Министерством внутренних дел.

Работники охраны обязаны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты, а также периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы.

Работники охраны выполняют обязанности при наличии служебных удостоверений и жетонов.

На работников охраны распространяется действие абзацев второго и третьего, пятого–седьмого, девятого–одиннадцатого части первой статьи 15, статей 16–19, 22 и 25 настоящего Закона, за исключением прав по применению и использованию оружия. На работников охраны организаций, указанных в абзаце седьмом части первой статьи 5 настоящего Закона, также распространяется действие абзацев четвертого и восьмого части первой статьи 15 настоящего Закона.

ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства об охранной деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства об охранной деятельности, несут ответственность, установленную законодательными актами.

Работники военизированной охраны и работники охраны не несут ответственности за вред, причиненный ими при применении и использовании оружия, применении специальных средств и физической силы, если они применены (использованы) в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, и при этом не были допущены превышение мер, необходимых для задержания нарушителей, превышение пределов необходимой обороны или нарушение условий правомерности крайней необходимости.

Статья 26. Контроль за охранной деятельностью

Контроль за охранной деятельностью организаций осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности в форме:

проверок, мониторингов выполнения лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления охранной деятельности (далее – лицензионный контроль) – Министерством внутренних дел;

мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мер профилактического и предупредительного характера в отношении соблюдения организациями, их обособленными подразделениями, за исключением организаций, указанных в абзаце втором части первой статьи 9 настоящего Закона, условий и правил осуществления охранной деятельности, ограничений в сфере охранной деятельности (за исключением подлежащих лицензионному контролю) – специальным органом охраны.

Статья 27. Надзор за охранной деятельностью

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охранной деятельности осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

принять меры по приведению актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.