Сохранить в избранное

Невозможность перерасчета курсовых разниц по исполнительной надписи нотариуса

В случае взыскания долга в эквиваленте к иностранной валюте обязательство фиксируется на все будущее время в рублевом выражении, а валютный эквивалент более не применяется.

Нотариусом совершена исполнительная надпись о взыскании задолженности по договору поставки. В сумму задолженности вошел основной долг в размере Х бел. руб. в эквиваленте по курсу на день совершения исполнительной надписи (январь 2018 года). После стороны подписали несколько зачетов встречных однородных требований. При этом в соглашениях о зачете указано, что зачтена сумма в белорусских рублях, что эквивалентно сумме в евро. При подписании очередного соглашения о зачете покупатель отказался указывать сумму зачета с эквивалентом в евро, мотивируя тем, что на основании исполнительной надписи сумма денежного обязательства зафиксирована и дальнейшему пересчету не подлежит. Прав ли покупатель, если в договоре размер денежного обязательства определяется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день осуществления платежа?

Ответ: действия покупателя являются правомерными. Согласно статье 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. При этом в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах («специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.

При выдаче исполнительного документа происходит фиксация в рублях суммы денежного обязательства и оно становится неизменным на будущий период. Основанием для этого является содержание статьи 7 ГК. Согласно данной статье гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе как из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему, так и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Исполнительная надпись нотариуса (впрочем, как и судебное решение, определение о судебном приказе) является новым основанием возникновения обязательства по уплате задолженности по договору. Внесение в него изменений не предусмотрено действующим законодательством, равно как и повторное рассмотрение требований о том же предмете (взыскание ранее взысканного долга) и по тем же основаниям (договор и т.п.).

Таким образом, выдача нотариусом исполнительного документа о взыскании основного долга, рассчитанного как эквивалент определенной суммы в иностранной валюте по курсу на день совершения исполнительной надписи нотариуса, устанавливает между сторонами обычное денежное обязательство, выраженное в белорусских рублях, где валюта платежа и валюта обязательства совпадают. Из данного документа в соответствии с законодательством возникают гражданские права и обязанности. С момента совершения исполнительной надписи устанавливается выраженная в белорусских рублях задолженность покупателя за товар, которая в дальнейшем не корректируется.

Дата совершения исполнительной надписи будет являться датой, с которой для целей бухучета задолженность покупателя более не считается выраженной в валютном эквиваленте.

По состоянию на эту дату отражается изменение в учетной оценке дебиторской задолженности покупателя за отгруженный ему товар. Ее окончательный размер должен равняться соответствующей сумме, указанной в определении о вынесении судебного приказа (абз. 2 п. 2, п. 6 и 7 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80. В дальнейшем пересчет указанной задолженности не производится и курсовые разницы не возникают.

Приведем пример.

Решением экономического суда взыскано с ОАО «Покупатель» в пользу ООО «Продавец» 1000 рублей пени, в части взыскания 20 000 рублей основного долга и 100 000 рублей пени отказано. Решение суда было обжаловано в апелляционном и в кассационном порядке, но оставлено в силе.

В жалобах ООО «Продавец» указывало, что считает неправомерным и противоречащим законодательству вывод суда о том, что исчисленный в рублях размер долга за товар, взысканный определением о судебном приказе, не подлежит корректировке с учетом последующего изменения курса иностранной валюты, определяющей цену товара, ссылаясь на то, что в рассматриваемом случае обязанность по оплате товара возникла не из судебного постановления, а из договора.

Как было установлено судебными инстанциями, предметом спора являлись требования о взыскании с ответчика суммы основного долга, а именно разницы между суммой основного долга, взысканного ранее с ответчика определением о судебном приказе, исчисленной в виде рублевого эквивалента определенной договором долларовой цены товара по курсу доллара США на дату первого обращения в суд, и рублевого эквивалента этой же долларовой цены, рассчитанного на дату предъявления второго иска, а также пени.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что заявленное истцом требование о взыскании курсовой разницы не основано на нормах законодательства Республики Беларусь.

Из судебных постановлений усматривается, что между ООО «Поставщик» и ОАО «Покупатель» был заключен договор, в соответствии с которым поставщик обязался поставить в адрес покупателя химические средства защиты растений.

Во исполнение договора по товарно-транспортным накладным поставщик передал покупателю предусмотренный договором товар на сумму белорусских рублей, эквивалентную 100 000 долларов США.

В соответствии с условиями договора стороны определили, что денежное обязательство покупателя по оплате товара подлежит исполнению в белорусских рублях в сумме, определенной сумме долларов США, приходящейся на поставленную партию товара. Подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день оплаты. При этом оплата товара должна быть произведена в срок не позднее 180 календарных дней с момента его отгрузки.

Поскольку обязанность по оплате товара ОАО «Покупатель» в определенные договором сроки исполнена не была, по заявлению истца судом было выдано определение о судебном приказе на взыскание с ОАО «Покупатель» в пользу ООО «Поставщик» задолженности за товар в сумме 200 000 белорусских рублей, исчисленной как эквивалент 100 000 долларов США по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату обращения в суд.

В соответствии со статьей 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданские права и обязанности возникают в том числе и из судебных решений.

Учитывая, что определением о судебном приказе на основании договора была взыскана сумма задолженности за поставленный товар 200 000 белорусских рублей, исчисленная как эквивалент 100 000 долларов США по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату обращения в суд, где размер платежа зависел от курса иностранной валюты, судом сделан обоснованный вывод о том, что между сторонами тем самым было установлено обычное денежное обязательство, выраженное в сумме 200 000 рублей, где валюта платежа и валюта обязательства совпадают, в связи с чем судом был сделан вывод об отсутствии оснований для дальнейшей корректировки такого обязательства в связи с последующим изменением курса валюты.

На основании вышеизложенного жалобы на постановление суда первой инстанции были отклонены.

Завершая, следует напомнить, что в настоящее время судами сформирован также и следующий подход к определению рублевого базиса для расчета санкций по договорам с использованием валютного эквивалента. Так, базис определяется по курсу иностранной валюты на последнюю дату правомерного исполнения обязательства (в приведенном примере – 180 календарный день с момента отгрузки товара).

Белявский С.Ч., судья экономического суда Гродненской области

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 5 июля 2019 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор ГТК Республики Беларусь

На основании п. 2 ст. 53 и п. 3 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2023 № 476 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374» (далее – постановление № 476).

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.