Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Республики Беларусь за период с 31 октября по 5 ноября 2019 г.

Указы Президента Республики Беларусь


1/18651 (04.11.2019)
О параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 годУказ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 401

Документом определены ключевые показатели эффективности работы Правительства Республики Беларусь, которые являются важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год.

Кроме того, Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь поручено утвердить план действий по созданию условий для развития экономики.

Указ вступил в силу 6 ноября 2019 г.

1/18652 (04.11.2019)
Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год. Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 402

Документом утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год.

Установлено, что в 2020 году денежно-кредитная политика сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики Беларусь посредством обеспечения ценовой и финансовой стабильности.

Основной целью монетарной политики является замедление инфляционных процессов. Реализация денежно-кредитной политики продолжится в режиме монетарного таргетирования.

Монетарная политика в 2020 году будет направлена на стабилизацию инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, на уровне не более 5 процентов (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.).

Также действия Национального банка будут направлены на дальнейшее развитие инвестиционного банкинга, в том числе создание условий для увеличения объема услуг, оказываемых банками в рамках брокерской деятельности и деятельности по доверительному управлению. Предусмотрена работа по формированию системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале.

В 2020 году будет продолжена работа по цифровизации финансового рынка, формированию правового поля и прозрачных условий деятельности по оказанию платежных услуг небанковскими субъектами хозяйствования.

В 2020 году Национальный банк продолжит проведение валютной либерализации, что станет фактором улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь и условий ведения бизнеса, в том числе упрощения административных процедур, а также раскрепощения деловой инициативы граждан.

Результатом реализации денежно-кредитной политики в 2020 году станет обеспечение ценовой и финансовой стабильности, поддержание макроэкономической устойчивости.

Указ вступает в силу с 1 января 2020 г.

1/18653 (04.11.2019)
О налогообложении. Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411

Документом установлено, что при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога с физических лиц:

  • суточные в размерах, установленных законодательством;
  • фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно;
  • фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;
  • расходы по найму жилого помещения в размерах, установленных законодательством;
  • общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством;
  • иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

Также установлено, что объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц при направлении физического лица организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для него местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации) не признаются доходы, полученные им в виде оплаты (возмещения) расходов принимающей стороной, в том числе суточных, питания, проживания, проезда.

Кроме того, для целей налогообложения подоходным налогом с физических лиц к дивидендам приравниваются любые доходы, начисленные унитарным предприятием собственнику его имущества – физическому лицу в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.


Постановления Правительства Республики Беларусь


5/47261 (31.10.2019)
Об утверждении специфических требованийПостановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2019 г. № 722

Документом утверждены специфические требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах (специфические требования).

Данными специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде Республики Беларусь.

Документом предусмотрены обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, а также обязанности иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих лесопользование, по обеспечению пожарной безопасности.

В частности, установлено, что в пожароопасный сезон в лесах запрещается:

  • оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки, горячую золу и иное);
  • применять пыжи из горючего или тлеющего материала (бумаги, пакли и иного);
  • оставлять промасленные или пропитанные легковоспламеняющимися, горючими жидкостями, а также иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и иное);
  • заправлять топливные баки машин и механизмов в неустановленных местах, а также при работающих двигателях;
  • использовать машины с неисправностями, приводящими к вытеканию легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • выжигать хворост, лесную подстилку, траву и другие лесные горючие материалы на землях лесного фонда;
  • хранить лесную продукцию на противопожарных разрывах и заслонах, минерализованных полосах, квартальных просеках и лесохозяйственных дорогах;
  • выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
  • разводить костры (за исключением случаев проведения лесохозяйственных мероприятий) в хвойных несомкнувшихся лесных насаждениях и молодняках 1-го класса возраста, на участках поврежденных лесных насаждений, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой. Допускается разведение костров (в том числе с использованием мангалов, барбекю, гриля, газовых плит и аналогичных приспособлений) при условии:
  • их размещения на площадках, окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 метра, а также исключающих повреждение огнем крон, стволов и корневых лап деревьев, кроме запрещенных участков;
  • постоянного контроля за процессом горения и обеспечения первичными средствами пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с водой). По миновании надобности костер должен быть потушен до полного прекращения тления.

Кроме того, документом закреплен перечень обязательных противопожарных мероприятий.

Также предусмотрены требования к созданию и функционированию пожарно-химических станций и пунктов противопожарного инвентаря.

Постановление вступает в силу с 3 февраля 2020 г.

5/47277 (31.10.2019)
Об оценке эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам)Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2019 г. № 735

Документом утверждено Положение о порядке оценки эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам) (Положение).

Учет налоговых льгот согласно их классификации осуществляется:

  • Министерством по налогам и сборам – в отношении льгот по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы;
  • Государственным таможенным комитетом – в отношении льгот по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на таможенные органы.

Определено, что оценка эффективности налоговых льгот осуществляется в отношении стимулирующих налоговых льгот.

Такая оценка проводится Министерством финансов совместно с Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом не реже одного раза в три года.

Кроме того, данная оценка включает:

  • оценку целесообразности установления (продления действия) стимулирующих налоговых льгот;
  • оценку эффективности установленных стимулирующих налоговых льгот, в том числе тех из них, которые установлены до вступления в силу постановления, утвердившего Положение.

Постановление вступило в силу 3 ноября 2019 г.

5/47288 (05.11.2019)
Об оплате труда отдельных категорий работников государственного учрежденияПостановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2019 г. № 743

Документом установлено, что оплата труда работников структурных подразделений научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования (Национальный институт образования), созданных в рамках реализации проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь» (структурные подразделения), осуществляется за счет средств, предусмотренных Соглашением о займе (Дополнительное финансирование для проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития от 26 апреля 2019 года (Соглашение) на финансирование этого проекта.

Также предусмотрено, что работникам структурных подразделений могут устанавливаться надбавки за сложность и напряженность труда и премии с учетом достигнутых результатов в реализации Соглашения. Показатели, условия установления и размеры надбавок и премий определяются положением, утверждаемым руководителем Национального института образования по согласованию с Министерством образования.

Постановление вступает в силу с 7 ноября 2019 г.

5/47289 (05.11.2019)
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2006 г. № 54Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2019 г. № 744

Документом внесены изменения в Положение о порядке формирования и применения планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2006 г. № 54.

В частности, установлено, что при планировании и (или) реализации инвестиционных проектов, направленных на снижение затрат, модернизацию производства при оказании жилищно-коммунальных услуг, за исключением финансируемых за счет бюджетных средств, планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги формируются с учетом периода окупаемости этих инвестиций (на период окупаемости инвестиционного проекта не допускается планирование снижения затрат, предполагаемого в результате его реализации).

С 2020 года планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги формируются и утверждаются на среднесрочную перспективу (три года) один раз в три года (с дифференциацией по годам). При необходимости планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги могут быть пересмотрены.

Определено, что планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги формируются организациями жилищно-коммунального хозяйства в месячный срок после определения Министерством экономики прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу.

В случае уточнения Министерством экономики прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу до утверждения планово-расчетных цен на более чем 0,5 процентного пункта относительно первоначально определенных планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги пересчитываются.

Также закреплено, что средние по области, г. Минску планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги рассчитываются путем деления суммарных по области, г. Минску затрат на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги, рассчитанных по планово-расчетным ценам на жилищно-коммунальные услуги, на объем оказываемых услуг населению в целом по области, г. Минску. Средние по области, г. Минску планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги с 2020 года также определяются на трехлетний период.

Постановление вступает в силу с 8 ноября 2019 г.

5/47296 (05.11.2019)
Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации общежитий и иных мест проживанияПостановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2019 г. № 740

Документом утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации общежитий и иных мест проживания.

В частности, установлено, что в местах проживания должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной руководителем организации.

Постановление вступает в силу с 7 ноября 2019 г.

5/47297 (05.11.2019)
Об утверждении Положения о призыве граждан на срочную военную службу, службу в резервеПостановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2019 г. № 741

Документом утверждено Положение о призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве (Положение).

Положением определяется порядок планирования, организации проведения призыва граждан Республики Беларусь (граждане) на срочную военную службу, службу в резерве (призыв), предоставления гражданам отсрочки от призыва, оформления и выполнения решений призывных комиссий, отправки граждан, призванных на срочную военную службу, службу в резерве, к месту службы, признания граждан не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Установлено, что планирование призыва осуществляется после издания Указа Президента Республики Беларусь об очередном призыве.

Руководители областных (Минского городского) исполнительных комитетов совместно с военными комиссарами областей (г. Минска) на основании соответствующего Указа Президента Республики Беларусь организуют разработку и утверждают планы проведения призыва в областях (г. Минске), выписки из которых доводятся до руководителей соответствующих районных (городских) исполнительных комитетов (местных администраций) в части, их касающейся.

Руководители районных (городских) исполнительных комитетов (местных администраций) совместно с военными комиссарами районов (городов) (руководителями обособленных подразделений) на основании выписок из планов по проведению призыва в областях (г. Минске) разрабатывают планы по проведению призыва в соответствующих районах (городах).

Также определено, что для проведения призыва местные исполнительные и распорядительные органы в районах, городах без районного деления создают районные (городские) призывные комиссии.

Вручение повесток гражданам под расписку о необходимости их явки на мероприятия по призыву в военный комиссариат (обособленное подразделение), на призывной (сборный) пункт возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, местные исполнительные и распорядительные органы, в которых ведется персонально-первичный учет призывников, учреждения образования. Указанные повестки могут вручаться гражданам по месту их работы, а также должностными лицами военных комиссариатов (обособленных подразделений) и другими уполномоченными ими лицами по месту нахождения граждан.

Выписки из решений местных исполнительных и распорядительных органов о явке граждан, не получивших повестки о необходимости явки на мероприятия по призыву, публикуются в местных средствах массовой информации.

Также предусмотрено, что руководители государственных органов, организаций и учреждений образования независимо от форм собственности (государственные органы и организации) обязаны в установленном порядке освободить призывников от работы (учебы) на время, необходимое для проведения мероприятий по призыву, отозвать их из командировок и обеспечить своевременное прибытие на призывной (сборный) пункт.

Граждане обязаны явиться по повестке (направлению) на мероприятия по призыву, а также для прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих государственных органов и организаций.

С учетом результатов медицинского освидетельствования гражданина, изучения его морально-психологических качеств, уровня образования, полученной профессии (специальности), семейного положения, требований, предъявляемых к гражданам для прохождения военной службы в соответствующем виде (роде войск) Вооруженных Сил, других войсках и воинских формированиях, иных имеющихся данных районная (городская) призывная комиссия принимает одно из решений, предусмотренных в части первой статьи 36 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе». Данное решение объявляется гражданину.

Положением предусмотрены случаи предоставления отсрочки от призыва.

Кроме того, установлено, что по достижении возраста 27 лет гражданами, подлежащими призыву и не прошедшими его мероприятия, военным комиссаром района (города) (руководителем обособленного подразделения) на заседание районной (городской) призывной комиссии представляются личные дела призывников, дела об административных правонарушениях, совершенных указанными гражданами, а также другие документы, поступившие в военные комиссариаты районов (городов) (обособленные подразделения) из органов внутренних дел и других органов уголовного преследования (материалы).

При достижении указанными гражданами возраста 27 лет после окончания призыва районная (городская) призывная комиссия рассматривает материалы при проведении очередного призыва.


Нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления


8/34749 (31.10.2019)
Об утверждении санитарных норм и правилПостановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 98

Документом утверждены Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к оказанию услуг детям в сфере физической культуры и спорта» (Санитарные нормы и правила).

Санитарными нормами и правилами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к оказанию организациями, общественными объединениями и индивидуальными предпринимателями услуг детям в сфере физической культуры и спорта (физкультурно-оздоровительная работа с детьми).

В частности, определено, что при проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми обеспечивается наличие аптечки первой помощи универсальной, которая комплектуется с учетом перечня вложений согласно приложениям 2 и 5 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации».

При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

Также документом установлены требования к условиям и организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Так, физкультурно-оздоровительная работа с детьми на открытом воздухе должна быть организована на территориях, удаленных от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источником шума и загрязнения воздуха.

Постановление вступило в силу 2 ноября 2019 г.

8/34758 (04.11.2019)
Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2009 г. № 52Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 августа 2019 г. № 91

Внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2009 г. № 52 «О требованиях к документам, представляемым для государственной регистрации (подтверждения государственной регистрации) лекарственных средств, государственной регистрации фармацевтических субстанций, внесения изменений в регистрационное досье на лекарственные средства, фармацевтические субстанции, ранее зарегистрированные в Республике Беларусь».

В частности, установлено, что в случае размещения заказа на промышленное производство лекарственного средства у зарубежного производителя лекарственных средств, осуществляющего промышленное производство лекарственных средств, проект фармакопейной статьи должен основываться на спецификации срока годности и нормативном документе производителя, содержащем показатели и методы контроля качества лекарственного средства. Нормативный документ производителя, содержащий показатели и методы контроля качества лекарственного средства, должен содержать спецификацию, в которой указываются показатели качества лекарственного средства, методы анализа, нормы (допустимые пределы), описание всех методик проведения контроля качества по всем показателям спецификации, а также копии или оцифрованные фотографии хроматограмм, спектров, микрофотографии, рисунки и микроскопию лекарственного растительного сырья.

Также определено, что документ производителя, подтверждающий качество одной серии фармацевтической субстанции и лекарственного средства, должен сопровождаться переводом на белорусский или русский язык с указанием наименования производителя, его товарного знака (при наличии), названия лекарственного средства, фармацевтической субстанции, вида лекарственной формы, дозы (для однокомпонентных лекарственных средств), номера серии, объема серии, даты производства и истечения срока годности, контролируемых показателей качества в соответствии с нормативным документом, содержащим показатели и методы контроля качества фармацевтической субстанции и вспомогательных веществ, нормативным документом производителя, содержащим показатели и методы контроля качества лекарственного средства, результатов испытаний фармацевтической субстанции (лекарственного средства), отметки о соответствии качества и быть подписан производителем фармацевтической субстанции, лекарственного средства.

Постановление вступило в силу 6 ноября 2019 г.


Нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома


9/98181 (31.10.2019)
Об установлении форм транспортных документовРешение Брестского областного исполнительного комитета от 16 октября 2019 г. № 609

9/98208 (01.11.2019)
Об установлении индекса роста стоимости строительства жилья. Решение Брестского областного исполнительного комитета от 28 октября 2019 г. № 631

9/98209 (01.11.2019)
Об установлении индекса роста стоимости строительства жилья для индексации именных приватизационных чеков «Жилье»Решение Минского областного исполнительного комитета от 28 октября 2019 г. № 838

9/98269 (05.11.2019)
Об утверждении градостроительного проекта детального планированияРешение Минского городского исполнительного комитета от 19 сентября 2019 г. № 2858

(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Продажа вещи в состоянии «как есть»: особенности и нюансы
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Введение. 

В п. 1 ст. 469 ГК указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В практике можно встретить договоры, связанные с продажей (поставкой) вещей (товаров), в которых тщательным образом предусмотрены требования к качеству. Это делается для того, чтобы обе стороны четко понимали, какое качество у вещи (товара) должно быть в момент ее передачи приобретателю.

Тем не менее иногда можно встретить в договоре формулировку, что вещь (товар) продается в состоянии «как есть». Эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара).

Однако могут возникнуть споры относительно того, что подпадает под исключение в этой формулировке, а что нет, например, переходит ли в таком случае риск качества на покупателя.

В этой статье будут рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.