![]() | Официальная правовая информация |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 декабря 2019 г. № 475
Об обеспечении деятельности бюджетных организаций
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2023 г. № 300 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.09.2023, 1/21038) – новая редакция
В целях совершенствования правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций*, повышения эффективности использования бюджетных средств:
1. Установить, что деятельность бюджетных организаций обеспечивается специально созданными государственными учреждениями (далее, если не указано иное, – центры).
Центры создаются исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней (далее, если не указано иное, – исполкомы) для обеспечения деятельности следующих категорий бюджетных организаций:
организаций (учреждений) образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания;
территориальных (городских и районных) архивов исполкомов;
исполнительных комитетов первичного территориального уровня.
Руководители исполкомов несут ответственность за организацию деятельности центров.
Центры создаются решениями исполкомов и подчиняются председателю исполкома или уполномоченному им заместителю председателя исполкома, за исключением центров, созданных для обеспечения деятельности бюджетных организаций, подчиненных соответствующей администрации района г. Минска, которые подчиняются главе администрации района г. Минска или уполномоченному им заместителю главы администрации района г. Минска.
Центры выполняют обязанности бюджетных организаций по видам деятельности согласно приложению и несут ответственность, в том числе установленную законодательными актами для бюджетных организаций и их должностных лиц, в пределах возложенных на них в соответствии с настоящим Указом обязанностей, функций, переданных документов, имущества и имущественных прав.
Исполнительные комитеты областного территориального уровня разрабатывают и утверждают порядок взаимодействия центров и бюджетных организаций, обслуживаемых центрами.
Центр, создаваемый для обеспечения деятельности бюджетных организаций, финансируемых из соответствующего областного бюджета, определяемый решением исполнительного комитета областного территориального уровня, координирует деятельность центров, создаваемых для обеспечения деятельности бюджетных организаций, финансируемых из соответствующего консолидированного бюджета района, бюджета города областного подчинения, проводит с ними организационную работу по вопросам функционирования центров, обеспечения деятельности бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, применения и соблюдения норм законодательства.
Методологическое руководство и регулирование вопросов деятельности центров осуществляет межведомственная рабочая группа, созданная Советом Министров Республики Беларусь.
______________________________
* Для целей настоящего Указа под бюджетными организациями понимаются организации, созданные (образованные) местными исполнительными и распорядительными органами для осуществления функций некоммерческого характера, функционирование которых осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которых ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, а также местные исполнительные и распорядительные органы, их структурные подразделения с правами юридического лица, местные Советы депутатов.
2. Утвердить Положение о порядке создания и деятельности центров (прилагается).
3. Определить, что:
3.1. типовые штаты и нормативы численности работников центров, а также перечни, размеры и порядок осуществления им стимулирующих и компенсирующих выплат, за исключением выплат, установленных в соответствии с пунктами 2 и 3, абзацами четвертым и пятым пункта 7, пунктом 8 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», определяются Советом Министров Республики Беларусь;
3.2. при принятии исполкомами решений об обеспечении центрами деятельности бюджетных организаций соответствующая штатная численность работников подлежит исключению из штатного расписания бюджетных организаций.
Принятые исполкомами решения в соответствии с частью первой настоящего подпункта не являются основанием для увольнения в связи с сокращением численности или штата работников бюджетных организаций, которым предложен перевод в центр.
В случае отказа от перевода в центр трудовые отношения с работниками прекращаются по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;
3.3. увеличение штатной численности работников, занятых обеспечением деятельности и (или) техническим обслуживанием бюджетных организаций, при создании центров не допускается;
3.4. исполкомы содействуют в трудоустройстве лиц, ранее занятых обеспечением деятельности бюджетных организаций, на имеющиеся вакансии и созданные в центрах рабочие места.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
|
к Указу Президента |
ПЕРЕЧЕНЬ
видов деятельности, осуществляемых центрами
1. Ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, а также осуществление иного обеспечения их деятельности, направленного на поддержку основного вида деятельности, в том числе:
техническое обслуживание государственного имущества;
эксплуатация автоматизированных информационных систем;
автомобильные перевозки;
реализация мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
хранение инвентаря, оборудования и иного государственного имущества;
хранение создаваемых центрами для бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, документов по личному составу, касающихся выплаты заработной платы, иных выплат, в течение сроков и в порядке, установленных законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.
2. Формирование, утверждение и ведение годового плана государственных закупок, включающего сводный перечень отдельных товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в соответствующем финансовом году для бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, и согласовано с соответствующими распорядителями бюджетных средств.
3. Проведение процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) по сводному перечню, указанному в пункте 2 настоящего приложения, для нужд одной или нескольких бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, заключение договоров государственных закупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечение их исполнения, в том числе приемка поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплата.
4. Использование бюджетных средств, средств от приносящей доходы деятельности и иных денежных средств, получаемых бюджетными организациями, обслуживаемыми центрами, выполнение их обязанности получателей бюджетных средств.
5. Осуществление функций распорядителей бюджетных средств, возложенных на бюджетные организации, обслуживаемые центрами, во взаимодействии с этими организациями в части:
подготовки предложений о разработке планов деятельности распорядителей бюджетных средств;
подготовки расчетов необходимых ассигнований к проекту соответствующего местного бюджета на очередной финансовый год, проектов индивидуальных и сводных бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, обслуживаемых центрами;
подготовки на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, предложений для принятия распорядителями бюджетных средств решений по управлению бюджетными назначениями и определения порядка их использования;
ведения реестров расходных обязательств распорядителей бюджетных средств;
обеспечения своевременного и полного поступления доходов в бюджеты в соответствии с компетенцией распорядителей бюджетных средств;
составления сводной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности согласно законодательству о бухгалтерском учете и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, подготовки иных сведений об использовании бюджетных средств, а также своевременного представления таких отчетности и сведений в составе и порядке, определяемых Министерством финансов, в соответствующий местный финансовый орган и соответствующим распорядителям бюджетных средств.
6. Выполнение отдельных функций подведомственных администраторов доходов бюджета в пределах полномочий, установленных решениями исполкомов.
7. Перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за бюджетные организации, обслуживаемые центрами, выполнение иных обязанностей этих организаций в отношениях, регулируемых законодательством о государственном социальном страховании.
8. Перечисление Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» страховых взносов бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнение иных обязанностей этих организаций, установленных законодательством, регулирующим порядок и условия осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Начисление и перечисление страховых взносов по договорам накопительного пенсионного страхования республиканскому унитарному страховому предприятию «Стравита». Обеспечение предоставления полных достоверных и своевременных сведений республиканскому унитарному страховому предприятию «Стравита» и выполнение иных обязанностей бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, в отношениях, регулируемых законодательством о добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии.
9. Производство удержаний из заработной платы работников бюджетных организаций, обслуживаемых центрами.
10. Осуществление расчетов с физическими и юридическими лицами, в том числе по начислению и выплате (перечислению) заработной платы, гарантий и компенсаций, пособий и других выплат.
11. Составление и представление первичных статистических данных бюджетных организаций, обслуживаемых центрами.
12. Представление информации по учету численности работников и показателей деятельности бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, с использованием автоматизированной информационной системы.
13. Выполнение в соответствии с решениями исполкомов функций заказчика в строительной деятельности объектов бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, в части:
текущих ремонтов;
капитальных ремонтов (при отсутствии на территории соответствующей административно-территориальной единицы организации, осуществляющей архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, на которую могут быть возложены функции заказчика в строительной деятельности объектов бюджетных организаций, обслуживаемых центрами).
14. Законное представительство руководителем центра или уполномоченными им работниками интересов бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также по иным вопросам, возложенным на центры, и в судах.
15. Составление штатного расписания бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, включая дополнительные материалы по его разработке с учетом отраслевых особенностей данных организаций (списки педагогических (медицинских) работников для расчета окладов и другое).
16. Оценка состояния зданий и помещений, переданных в оперативное управление бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, в надлежащем состоянии в соответствии с правилами и нормами пожарной безопасности, санитарными нормами при отсутствии в них инженерно-технических работников.
17. Оказание организационно-методической помощи в оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда и технике безопасности.
18. Проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств бюджетных организаций, обслуживаемых центрами (для нужд одной или нескольких), заключение договоров по результатам проведенных процедур закупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечение их исполнения, в том числе приемка поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплата.
|
Указ Президента |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке создания и деятельности центров
1. Настоящим Положением определяется порядок создания и деятельности центров.
2. Исполнительные комитеты областного территориального уровня (за исключением Минского городского исполнительного комитета) создают не более двух центров для обеспечения деятельности бюджетных организаций, финансируемых из соответствующего областного бюджета (далее – областной центр).
Исполнительные комитеты базового территориального уровня создают по одному центру в каждом районе, городе областного подчинения для обеспечения деятельности бюджетных организаций, финансируемых из соответствующего консолидированного бюджета района, бюджета города областного подчинения (далее – районный центр).
Минским городским исполнительным комитетом создается по одному центру:
в каждом районе г. Минска для обеспечения деятельности бюджетных организаций, подчиненных соответствующей администрации района г. Минска;
для обеспечения деятельности бюджетных организаций, которые подчиняются структурным подразделениям Минского городского исполнительного комитета.
Государственное учреждение «Минский городской архив», подчиненное главному управлению юстиции Минского городского исполнительного комитета, обслуживается в центре, созданном по месту нахождения данного учреждения.
3. По решению Совета Министров Республики Беларусь центрами может обеспечиваться деятельность категорий бюджетных организаций, не названных в части второй пункта 1 Указа, утвердившего настоящее Положение.
4. Исполнительными комитетами областного территориального уровня из категорий бюджетных организаций, названных в части второй пункта 1 Указа, утвердившего настоящее Положение, могут определяться не обслуживаемые центрами отдельные бюджетные организации при соблюдении одного из следующих условий:
место фактического нахождения бюджетной организации областного подчинения вне населенного пункта, на территории которого расположен областной центр;
штатная численность бюджетных организаций составляет не менее 100 штатных единиц.
5. Исполнительные комитеты областного территориального уровня вправе принимать решения:
о необслуживании отдельных бюджетных организаций из категорий бюджетных организаций, названных в части второй пункта 1 Указа, утвердившего настоящее Положение, с учетом специфики их деятельности без соблюдения условий, перечисленных в пункте 4 настоящего Положения, по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
об обеспечении центрами деятельности отдельных бюджетных организаций, не относящихся к категориям бюджетных организаций, названных в части второй пункта 1 Указа, утвердившего настоящее Положение, по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь;
об обслуживании районными центрами бюджетных организаций областного подчинения из категорий бюджетных организаций, указанных в части второй пункта 1 Указа, утвердившего настоящее Положение, местом фактического нахождения которых является административно-территориальная единица, на территории которой расположен районный центр;
об обслуживании областными центрами бюджетных организаций районного подчинения из категорий бюджетных организаций, указанных в части второй пункта 1 Указа, утвердившего настоящее Положение, при условии, что фактическим местом нахождения таких организаций является район, город областного подчинения, где расположен областной центр.
6. Источниками финансирования деятельности центров являются средства местных бюджетов, средства от приносящей доходы деятельности центров, в том числе денежные средства, названные в части первой пункта 8 настоящего Положения, а также иные источники, не запрещенные законодательством.
Центры вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в порядке, установленном бюджетным законодательством.
7. Обеспечение деятельности бюджетных организаций производится центрами на безвозмездной основе, за исключением случая, установленного в части первой пункта 8 настоящего Положения.
8. Решениями исполкомов может быть предусмотрена обязанность бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, ежегодно из средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды и осуществления расходов, связанных с этой деятельностью, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, направлять денежные средства центрам в качестве вознаграждения за выполнение возложенных на них функций.
Объем средств, направляемых бюджетными организациями в соответствии с частью первой настоящего пункта, определяется ежегодно в сметах доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций. При этом совокупный размер средств в течение календарного года не должен превышать 2 процентов от выручки (дохода), полученной от осуществления приносящей доходы деятельности в текущем финансовом году каждой организацией.
Денежные средства, указанные в части первой настоящего пункта, не являются безвозмездной (спонсорской) помощью, не включаются в состав внереализационных доходов центров и направляются ими на материальное стимулирование своих работников в соответствии с законодательством о труде.
9. Центры вправе в рамках выполнения возложенных на них функций распоряжаться денежными средствами, находящимися на текущих (расчетных) банковских и иных счетах бюджетных организаций, обслуживаемых центрами.
10. Исполкомы включают центры в перечни администраторов доходов бюджета, устанавливают их полномочия и закрепляют за ними источники доходов местных бюджетов.
11. По согласованию с председателем исполкома (уполномоченным заместителем председателя исполкома) работники центров принимают участие в качестве специалистов в проводимых Министерством финансов и его территориальными органами, местными финансовыми органами проверках и мониторингах по вопросам соблюдения бюджетными организациями, обслуживаемыми центрами, законодательства при использовании (расходовании) бюджетных средств, в том числе направляемых на организацию питания в учреждениях образования.
На период участия работников центров в проверках и мониторингах за ними сохраняются место работы, должность служащего и заработная плата. Работникам, направляемым в соответствии с частью первой настоящего пункта в бюджетные организации, обслуживаемые центрами, расположенные в другой местности вне места основной работы, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством о труде при служебных командировках.
В случае привлечения работников центров для участия в проверках, мониторингах компенсация центрам затрат (расходов), связанных с таким участием, выплата вознаграждения не осуществляются.
12. По решению распорядителя бюджетных средств работники центров принимают участие в осуществлении им контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств их получателями.
13. Повышение квалификации, переподготовка руководящих работников и специалистов центров по вопросам бюджетных отношений, налогообложения и других отношений в финансовой сфере осуществляются в государственном учреждении образования, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, в пределах бюджетных средств, ежегодно выделяемых на функционирование центров.