Сохранить в избранное

Cроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»: комментарий к главе 8 «сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов» (статьи 44–45).

На сегодняшний день международная торговля товарами на практике регламентируется различным количеством нормативных правовых актов. Такие акты содержат положения, касающиеся отдельных аспектов торговых, экономических, транспортных, валютных и иных общественных отношений. Вместе с этим наиболее важная группа подобных актов, которая призвана всесторонним образом обеспечить в правовом смысле торговую сферу, входит в состав национального таможенного законодательства.

Принятый Закон Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании), в сущности, вносит кардинальные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и является на сегодняшний день одним из основных актов национального таможенного законодательства, а также представляет собой важный элемент общей системы права евразийского экономического пространства, обеспечивающей процессы по дальнейшей модернизации и упрощению таможенных процедур и унификации условий осуществления внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

В данной статье будут рассмотрены положения статей 44–45 Закона о таможенном регулировании, регламентирующие, в частности, общие вопросы, касающиеся сроков и порядка уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров.

Так, согласно п. 1 ст. 44 Закона о таможенном регулировании, отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость предоставляются по решению таможенного органа на основании поданного в письменной форме в таможенный орган заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся плательщиками.

В частности стоит отметить, что частью первой п. 5 ст. 59 Таможенного кодекса, утвержденного Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТМК ЕАЭС), предусматривается правовая возможность предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин на основании заявления плательщика ввозных таможенных пошлин.

Согласно п. 2 ст. 44 Закона о таможенном регулировании, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость принимается таможенным органом, в котором будет производиться выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Следует сказать, что правовой основой для данного положения комментируемого акта, по аналогии с предыдущим пунктом, является норма, зафиксированная в части второй п. 5 ст. 59 ТМК ЕАЭС, предполагающая наличие компетенции, связанной с решением о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, у таможенного органа государства – члена ЕАЭС (в том числе и Республики Беларусь), в зоне деятельности которого будет производиться выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В п. 3 ст. 44 Закона о таможенном регулировании содержится перечень сведений, которые заинтересованным лицам (плательщикам) необходимо указывать в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость. Такими являются:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора;
  • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
  • сумма ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, в отношении которой запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • обоснованные предложения в график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость;
  • способ предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и реквизиты документа, согласно которому такое обеспечение предоставлено;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 43 Закона о таможенном регулировании, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.

Сопоставляя данный перечень сведений с ныне действующим перечнем (содержится в п. 8 ст. 105 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 18.12.2019) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»), стоит заметить, что перечень сведений, зафиксированный в Законе о таможенном регулировании, выглядит более пространным (в количественном отношении указываемых плательщиком сведений в соответствующем заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость) и в то же время четким, конкретным, принимая во внимание необходимость предоставления таким лицом таможенному органу обоснованных предложений в график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

В рамках п. 4 ст. 44 Закона о таможенном регулировании закрепляется, что подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов и (или) сведений, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 59 ТМК ЕАЭС и (или) пунктами 3 и 4 ст. 42 Закона о таможенном регулировании, в том числе документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки, выданных государственным органом, уполномоченным на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

В частности, отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость без уплаты процентов за отсрочку или рассрочку уплаты налога на добавленную стоимость предоставляются таможенным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю – плательщику на срок не более шести месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при наличии следующих оснований (на основании п. 3 ст. 42 Закона о таможенном регулировании):

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка плательщику финансирования из республиканского бюджета, оплаты за выполненный плательщиком государственный заказ или оплаты по договору государственной закупки;
  • осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство – член ЕАЭС;
  • товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, являются товарами, в отношении которых могут предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 59 ТМК ЕАЭС (касается ввоза на таможенную территорию ЕАЭС организациями государств – членов ЕАЭС, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставки для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, объектов племенного животноводства (племенных сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и других объектов племенного животноводства), племенной продукции (материала), продуктов, используемых для кормления животных);
  • иные основания, устанавливаемые Президентом Республики Беларусь.

Соответственно, в п. 4 ст. 42 Закона о таможенном регулировании разъясняется, что отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость с уплатой процентов за отсрочку или рассрочку уплаты налога на добавленную стоимость предоставляются таможенным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю – плательщику на срок не более шести месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при наличии такого основания, как ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров для использования в промышленной переработке, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему. Соответственно, под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, коды которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС отличаются от кодов товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков (т.е. товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС).

В соответствии с п. 5 ст. 44 Закона о таможенном регулировании, таможенный орган отказывает в принятии заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, если не соблюдены требования к содержанию такого заявления, указанные выше, и (или) не представлены документы и (или) сведения, указанные в п. 4 данной статьи. При этом плательщику предоставляется возможность повторно обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в таможенный орган после устранения причин, послуживших основаниями для отказа в принятии заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

К примеру, если плательщиком в соответствующем заявлении не указана информация об отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 43 Закона о таможенном регулировании, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются, то таможенным органом принимается решение об отказе в принятии заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 6 ст. 44 Закона о таможенном регулировании, по результатам рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и представленных с таким заявлением документов и (или) сведений таможенный орган принимает решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость либо об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость. Решение принимается в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

В свою очередь, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость или об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость направляется (выдается) плательщику, обратившемуся с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, в письменной форме не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 7 ст. 44 Закона о таможенном регулировании).

В п. 8 ст. 44 Закона о таможенном регулировании речь идет о содержательных аспектах решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость. В частности оговаривается, что в таком решении указываются сведения о плательщике, срок, на который предоставляются отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, сумма ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, в отношении которой предоставляются отсрочка или рассрочка, а также иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров. Кроме этого, к решению о предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость прилагается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, составленный таможенным органом с учетом обоснованных предложений в такой график, указанных в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

Соответственно, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость указываются причины такого отказа (к примеру, в случае непредставления плательщиком документов и (или) сведений, указанных в п. 4 данной статьи).

Отметим, что соответствующие положения приняты в соответствии с ТМК ЕАЭС. Так, согласно отдельным положениям п. 5 ст. 59 ТМК ЕАЭС, в решении таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин указываются срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставляется отсрочка или рассрочка, и иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров. Кроме того, утверждается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин.

В п. 9 ст. 44 Закона о таможенном регулировании приводятся случаи аннулирования принятого таможенным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость. Так, принятое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость подлежит аннулированию таможенным органом, его выдавшим, с момента принятия в случае:

  • если после его принятия таможенному органу стало известно об обстоятельствах, указанных в ст. 43 Закона о таможенном регулировании, имевших место на дату выпуска товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • выпуска товаров до подачи декларации на товары в соответствии со ст. 120 ТМК ЕАЭС;
  • выявления фактов представления недостоверных документов и (или) сведений при подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

Плательщик, в отношении которого принято решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, уведомляется таможенным органом о принятии решения об аннулировании указанного решения в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Приведенные положения относительно аннулирования указанного решения установлены в соответствии с частью пятой п. 5 ст. 59 ТМК ЕАЭС.

Наконец, п. 10 ст. 44 Закона о таможенном регулировании предусматривается особый порядок предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость. Такой порядок используется, если отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость предоставляются в соответствии с актами Президента Республики Беларусь. В этом случае в качестве заявления плательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость рассматривается декларация на товары, отражающая соответствующие сведения. Соответственно, решением о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость в таком случае является решение таможенного органа о выпуске товаров согласно этой декларации на товары.

Согласно п. 1 ст. 45 Закона о таможенном регулировании, таможенные платежи, проценты, пени уплачиваются в белорусских рублях, за исключением:

  • случаев, установленных международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь в отношении вывозных таможенных пошлин, процентов, пеней;
  • таможенных платежей, пеней, уплачиваемых иностранными физическими лицами в иностранной валюте в отношении товаров для личного пользования в случаях, установленных частью второй п. 2 указанной статьи.

Стоит отметить, что, согласно п. 5 ст. 61 ТМК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины уплачиваются в валюте государства – члена ЕАЭС (т.е. в Республике Беларусь – в белорусских рублях), в котором подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, если иное не установлено Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС), подписанным 29.05.2014 и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 09.10.2014 № 193-З «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

В свою очередь, вывозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства – члена ЕАЭС, в котором подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, налоги, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС, двусторонними международными договорами государств – членов ЕАЭС и (или) законодательством государств – членов ЕАЭС.

К примеру, в Республике Беларусь ставки вывозных таможенных пошлин в отношении кожевенного сырья установлены Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2011 № 40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье» (далее – Указ № 40) и уплачиваются в евро. В частности, при экспорте товара «необработанные шкуры крупного рогатого скота (включая буйволов) или животных семейства лошадиных (парные или соленые, сушеные, золеные, пикелеванные или консервированные другим способом, но не дубленые, не выделанные под пергамент или не подвергнутые дальнейшей обработке), с волосяным покровом или без волосяного покрова, двоеные или недвоеные», классифицируемого в товарной позиции 4101 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежит уплате таможенная пошлина в соответствии со специфической ставкой, установленной для такого кода, в размере 500 евро за 1000 килограммов вывозимого товара.

Согласно п. 2 ст. 45 Закона о таможенном регулировании, уплата таможенных платежей, процентов, пеней производится в безналичном порядке и (или) наличными денежными средствами, в том числе через системы расчетов с использованием электронных денег, а также посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства с использованием платежных инструментов.

При отсутствии в месте совершения таможенных операций, расположенном в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, банка таможенные платежи, пени в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены наличными денежными средствами непосредственно уполномоченному должностному лицу таможенного органа. Принятые уполномоченным должностным лицом наличные денежные средства не позднее трех рабочих дней со дня их получения сдаются в банк для зачисления на текущий (расчетный) банковский счет таможни и последующего их перечисления в республиканский бюджет в белорусских рублях.

Стоит напомнить, что в настоящее время порядок функционирования единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь (далее – ЕРИП) и автоматизированной информационной системы ЕРИП определен в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10.06.2014 № 393 (ред. от 09.03.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке функционирования единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Республики Беларусь».

В соответствии с п. 3 ст. 45 Закона о таможенном регулировании, уплата таможенных платежей, процентов, пеней может быть произведена путем зачета сумм таможенных платежей, процентов, пеней, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также путем зачета сумм авансовых платежей либо обращения (зачета) в таможенные платежи денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в соответствии с ТМК ЕАЭС, статьями 66 и 67 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З (далее – НК РБ) и главой 10 Закона о таможенном регулировании.

Согласно п. 1 ст. 48 ТМК ЕАЭС, авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении конкретных товаров, если внесение таких авансовых платежей устанавливается в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.

В рамках ст. 66 НК РБ регламентированы положения относительно вопросов зачета, возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней. В свою очередь, положения ст. 67 НК РБ определяют вопросы, связанные с зачетом, возвратом излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней.

В соответствии с положениями главы 10 Закона о таможенном регулировании регламентированы вопросы, связанные с возвратом или зачетом сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Наконец, согласно п. 4 ст. 45 Закона о таможенном регулировании, Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, либо международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования могут быть установлены особенности порядка уплаты таможенных платежей, процентов, пеней.

К примеру, в рамках положений Указа Президента Республики Беларусь от 05.09.2013 № 400 (ред. от 07.06.2021) «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения и внесении дополнений и изменения в указы Президента Республики Беларусь от 3 октября 2011 г. № 442 и от 17 января 2012 г. № 37» (далее – Указ № 400) установлена уплата вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения. Так, согласно положениям п. 1 Указа № 400, уплата вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения осуществляется по выбору плательщика в евро или долларах США в сумме, определенной с учетом установленного Национальным банком на день уплаты официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте.

Подводя итог, следует сказать, что в содержании практически всех норм Закона о таможенном регулировании, регламентирующих, в частности, общие вопросы, касающиеся сроков и порядка уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров, прослеживается тенденция следования общей концепции евразийского таможенного законодательства, направленного на модернизацию и упрощение таможенных процедур, унификацию условий ведения бизнеса.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Должны ли банки при установлении статуса физического лица определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году?
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Должны ли банки, если да – то каким образом, при установлении статуса физического лица, имеющего паспорт гражданина Республики Беларусь или паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь в иностранном государстве (либо документ о постановке на консульский учет; документ о праве на постоянное проживание в иностранном государстве), определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году (в совокупности 183 дня и менее), в т.ч. проживающего в РФ (при пересечении российско-белорусской границы отметка не проставляется)? Допускается ли и будет ли достаточным указание в платежной инструкции физическим лицом информации «Подтверждаю, что срок моего пребывания на территории Республики Беларусь составил менее 183 дней в календарном году»?

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.