Сохранить в избранное

Подоходный налог. Новации 2024 г.

Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор

С 1 января 2024 г. Законом Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 327-З) внесены изменения в гл. 18 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), регулирующую порядок исчисления подоходного налога. Рассмотрим наиболее значимые из них постатейно.

Статья 196 НК «Объект налогообложения подоходным налогом с физических лиц» (п. 91 ст. 1 Закона № 327-З).

Увеличен размер доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламных мероприятий, если по условиям проведения рекламных мероприятий известны сведения о получателях таких доходов со 186 руб. до 208 руб. (подп. 2.19 п. 2 ст. 196 НК). Напомним, данная норма не распространяется на стоимость товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в качестве призов в рамках рекламных игр (подп. 2.19 п. 2 ст. 196 НК). Положения п. 23 ст. 208 НК к доходам, указанным в данной норме, не применяются.

При этом, как и ранее, объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламных мероприятий, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг).

Статья 196 НК дополнена подп. 2.281, в соответствии с которым с 1 января 2024 г. объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные плательщиками от передачи арендного жилья в собственность на безвозмездной основе военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, проходящим службу в Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел, центральном аппарате Следственного комитета, центральном аппарате Государственного комитета судебных экспертиз, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, Комитете государственного контроля, а также в иных государственных органах и организациях, входящих в их систему (структуру) или подчиненных им, за исключением военнослужащих срочной военной службы, курсантов учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – военнослужащий), либо членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в связи с исполнением (осуществлением) служебных обязанностей либо обязанностей военной службы (за исключением гибели (смерти) в результате своих противоправных действий) и являвшегося нанимателем арендного жилья, а также членам семьи военнослужащего, имеющим право на предоставление такого жилья в соответствии с частью первой подпункта 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей, прокурорских работников и должностных лиц таможенных органов».

 

Статья 199 НК «Налоговая база подоходного налога с физических лиц» (п. 93 ст. 1 Закона № 327-З).

Статья 199 НК дополнена пунктом 81, в котором определено, что при получении доходов, в отношении которых ставка подоходного налога установлена 26 % (а именно доходов при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом), налоговая база подоходного налога определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов без применения налоговых льгот, предусмотренных ст.ст. 208–212 НК.

Появилась новая норма, касающаяся новой налоговой ставки: в статью 199 НК добавлен пункт 82 , устанавливающий новый порядок определения налоговой базы по доходам, облагаемой по ставке 25 %. Данная ставка введена с 1 января 2024 г. пунктом 8 ст. 214 НК в отношении совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13 % и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по ГПД, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 000 руб.

Пункт 82 ст. 199 НК гласит, что для доходов, облагаемых налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц, представляемой в соответствии со ст. 219 НК, в отношении которых ставка подоходного налога установлена 25 % (п. 8 ст. 214 НК), налоговая база подоходного налога определяется за налоговый период как денежное выражение совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13 % и полученных плательщиком от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, уменьшенных на сумму 200 000 руб. Налоговые льготы, предусмотренные ст.ст. 208–212 НК, в том числе предоставленные налоговым агентом в течение налогового периода, к сумме упомянутых доходов, превышающих 200 000 руб., не применяются.

Обращаем Ваше внимание, что данная норма касается только перечисленных доходов, полученных от источников в Республике Беларусь. Перечень таких доходов содержится в статье 197 НК.

Указанная норма касается только указанных доходов, облагаемых по ставке 13 %. Иными словами, если вышеперечисленные доходы облагаются, например, по ставкам 0 %, 6 %, 9 % или 10 %, то данные доходы с целью применения налоговой ставки 25 % не учитываются.

Кроме того, отметим, что данная норма, внесенная п. 82 ст. 199 НК, не применяется в отношении доходов, полученных плательщиками по трудовым договорам от резидентов:

  • ПВТ. Согласно подп. 11.3 п. 11 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» определено, что с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. доходы физических лиц, полученные в течение календарного года по трудовым договорам от резидентов ПВТ, облагаются подоходным налогом по ставке 13 %;
  • Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», субъектов инновационной деятельности индустриального парка, совместных компаний, Согласно п. 53 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2017 № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», доходы физических лиц, полученные по трудовым договорам от указанных резидентов, облагаются подоходным налогом по ставке в размере 9 %;
  • организаций и ИП, зарегистрированных с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2025 г. на территории юго-восточного региона Могилевской области. Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 08.06.2015 № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области» доходы физических лиц, полученные по трудовым договорам от указанных резидентов, облагаются подоходным налогом по ставке в размере 10 %.

Кроме того, не подлежат налогообложению по ставке 25 % доходы в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также ГПД, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, начисленные за периоды до 1 января 2024 г.

В целом для налоговых агентов с внесением такой нормы ничего не меняется, поскольку по ставке 25 % исчисление подоходного налога осуществляется налоговыми органами на основании налоговой декларации по подоходному налогу, которую плательщик обязан предоставить в налоговый орган в соответствии со ст. 219 НК не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (т.е. следующего за годом получения дохода). Налоговые агенты в 2024 году, как и ранее, начисляя плательщикам упомянутые доходы, в том числе и превышающие 200 000 руб., исчисляют подоходный налог по ставке 13 %, предоставляя налоговые льготы, установленные ст.ст. 208–212 НК (при наличии оснований для их предоставления) (п. 1 ст. 214 НК).

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2024 г. для плательщиков, получивших за календарный год доход от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по ГПД, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму свыше 200 000 руб., предусмотрена обязанность предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию (подп. 1.9 п. 1 ст. 219 НК).

 

Пример.

Работнику в течение 2024 г. начислены доходы (условно) в размере 300 000 руб.:

– по трудовому договору 100 000 руб.;

– по ГПД – 50 000 руб.;

– дивиденды (ставка 13 %) – 150 000 руб.

Налоговым агентом за год исчислен и удержан подоходный налог по ставке 13 % в размере 39 000 руб.

В 2025 году работник в налоговый орган предоставил налоговую декларацию. На основании данной декларации налоговый орган произведет исчисление подоходного налога по ставке 25 % с суммы 100 000 руб. (300 000 руб. – 200 000 руб.). Налог составит 25 000 руб. (100 000 руб. х 25 %). Налоговый агент с суммы превышения исчислил налог в размере 13 000 руб. (100 000 руб. х 13 %). Данная сумма налоговым органом примется в зачет. Таким образом, подоходный налог, который необходимо будет доплатить работнику, составит 12 000 руб. (25 000 руб. – 13 000 руб.).

В том случае, если бы полученные работником дивиденды облагались по ставке 0 % или 6 %, то в целях применения налоговой ставки 25 %, они бы не принимались. Доход работника за год составил бы 150 000 руб. (доход по трудовому договору + доход по ГПД), и работнику не нужно было бы подавать налоговую декларацию, а соответственно, и ставку 25 % в отношении дохода данного работника применять не было бы основания.

 

Статья 205 НК «Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц при осуществлении предпринимательской, нотариальной деятельности» (п. 93 ст. 1 Закона № 327-З).

Статья 205 НК, содержащая нормы, касающиеся налогообложения подоходным налогом доходов при осуществлении предпринимательской, нотариальной деятельности, полностью представлена в новой редакции.

 

Статья 208 НК «Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц» (п. 94 ст. 1 Закона № 327-З).

С 1 января 2024 года проиндексированы годовые размеры освобождаемых доходов:

 

Ст. 208 НК

Освобождаются от подоходного налога:

НК-2023

НК-2024

П. 22

доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности:
– в результате дарения;
– в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно

В размере, не превышающем 9 338 руб.

В размере, не превышающем 10 431 руб.

в сумме от всех источников в течение налогового периода

П. 23

доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 121429 и 30 ст. 208 НК), полученные от:

 

 

– организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе полученные пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП;

2 821 руб.

3 151 руб.

– иных организаций и ИП, за исключением доходов, указанных в п. 38 ст. 208 НК

186 руб.

208 руб.

от каждого источника в течение налогового периода

П. 24

доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих ИП, а также от профсоюзных организаций членами таких организаций

4 830 руб.

5 395 руб.

от каждого источника в течение налогового периода

П. 29

безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

18 660 руб.

20 843 руб.

в сумме от всех источников в течение налогового периода

 

Пример.

В январе 2024 г. организация выплатила внешним совместителям материальную помощь на оздоровление в размере 300 руб. Материальная помощь не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, соответственно, можем применить льготу, установленную п. 23 ст. 208 НК в размере 208 руб. (при условии, что сумма льготы не использована на другие цели). Поскольку сумма материальной помощи больше размера льготы, то возникает объект обложения подоходным налогом 92 руб. (300 руб. – 208 руб.). Налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет подоходный налог с суммы превышения в размере 11,96 руб. (92 руб. х 13 %).

Если у внешнего совместителя на момент получения материальной помощи отсутствует место основной работы, то возможно предоставить стандартные налоговые вычеты в размерах, определенных ст. 209 НК. В этом случае вычеты предоставляются по письменному заявлению внешнего совместителя при предъявлении трудовой книжки. В случае отсутствия трудовой книжки в предоставленном заявлении необходимо указать причину ее отсутствия (ч. 2 п. 2 ст. 209 НК).

 

Пример.

Организация в январе 2024 г. заключила со страховой организацией на 1 год договор добровольного страхования медицинских расходов за своих работников, внешних совместителей. Сумма страхового взноса перечислена за счет собственных средств организации и составила 846 руб. за каждого работника.

Внешние совместители не могут воспользоваться льготой по п. 24 ст. 208 НК, поскольку льгота предусмотрена только для плательщиков, для которых организация, заключившая договоры страхования в пользу работников, является местом основной работы. Вместе с тем возможно применить льготу по п. 23 ст. 208 руб. в размере 208 руб. при условии, если сумма льготы не использована на другие цели. Соответственно, у внешних совместителей полученный доход в размере 638 руб. (846 руб. – 208 руб.) подлежит обложению подоходным налогом.

 

Проиндексирован предельный годовой размер льготы в отношении доходов социального характера, получаемых от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций – пункт 38 ст. 208 НК.

 

Ст. 208 НК

Освобождаются от подоходного налога:

НК-2023

НК-2024

П. 38

доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, доходы (за исключением доходов, указанных в п. 24 ст. 208 НК), получаемые от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 1429 и 30 ст. 208 НК), от каждой профсоюзной организации, объединения профсоюзов в течение налогового периода в денежной и натуральной формах в размере:

В размере, не превышающем 1200 руб.

В размере, не превышающем 1340 руб.

в сумме от каждого источника в течение налогового периода

 

Пример.

В январе 2024 г. профсоюзная организация выплатила своим штатным работникам (они же члены профсоюза), для которых это место основной работы, материальную помощь на оздоровление в размере 1000 руб. Если в изложенной ситуации материальная помощь выплачивается работникам профсоюзной организации в рамках трудового договора, то возможно применить льготу по п. 23 ст. 208 НК в размере 3151 руб. Если сумма льготы не использована на другие цели, то объекта обложения подоходным налогом не возникает (3151 руб. > 1000 руб.). В том случае, если материальная помощь выплачивается профсоюзом в рамках его уставной деятельности, а именно штатным работникам как членам профсоюза, то возможно применить льготу по п. 38 ст. 208 НК. Поскольку сумма материальной помощи не превышает размера льготы, то и в этом случае не возникает объект обложения подоходным налогом также (1340 руб. > 1000 руб.).

 

Как и ранее, доходы от сдачи организациям или ИП вторичного сырья по перечню вторичного сырья, доходы от сдачи которого организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, получаемые физическими лицами, освобождаются от подоходного налога с физических лиц, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2010 № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения», освобождаются от подоходного налога (п. 42 ст. 208 НК). Вместе с тем уточнено, что освобождение от подоходного налога в отношении указанных доходов не распространяется на такие доходы индивидуальных предпринимателей.

К освобождаемым доходом отнесены также доходы в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры, при их приобретении в соответствии с договором купли-продажи, предусматривающим оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку, в случаях досрочного расторжения указанного договора купли-продажи, отказа от его исполнения (п. 611 ст. 208 НК).

 

Статья 209 НК «Стандартные налоговые вычеты» (п. 95 ст. 1 Закона № 327-З).

Проиндексированы стандартные налоговые вычеты.

 

Ст. 209 НК

Кому полагается вычет

НК-2023

НК-2024

При определении размера налоговой базы в соответствии с пп. 3–5 ст. 199 НК плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

Подп. 1.1

Плательщику

156 руб. если размер подлежащего налогообложению дохода за месяц не превышает 944 руб.

174 руб. если размер подлежащего налогообложению дохода за месяц не превышает 1054 руб.

Подп. 1.2

Родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца

46 руб.

51 руб.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю – на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца

87 руб.

97 руб.

Родителям, имеющим двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, – на каждого ребенка

87 руб.

97 руб.

Подп. 1.3

Плательщикам, перечисленным в подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК (инвалидам I и II группы, независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, физическим лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах» и др.)

220 руб.

246 руб.

Ч. 5 п. 2

ИП, нотариусы, не имеющие в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы), применяют стандартные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога, установленные подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК, при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных ст. 205 НК, не превышает в соответствующем календарном квартале:

2834

3167

 

Пример.

В организацию в январе 2024 г. принят работник (основное место работы) на условиях неполной нормы продолжительности рабочего времени: 15-часовая рабочая неделя по 3 часа в день – пять рабочих дней. Заработная плата за месяц в соответствии со штатным расписанием – 1000 руб. В НК предоставление стандартного вычета в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК не зависит от продолжительности рабочего времени работника в месяце, соответственно, поскольку заработная плата работника за январь менее 1054 руб., то стандартный налоговый вычет в размере 174 руб. работнику предоставляется. Налогооблагаемая база составит 826 руб. (1000 руб. – 174 руб.). Сумма подоходного налога равна 107,38 руб. (826 руб. х 13 %).

 

Пример.

Работник имеет ребенка, возраст 20 лет, которому установлена II группа инвалидности 14 декабря 2023 г. В январе 2024 г. работник предоставил в бухгалтерию удостоверение инвалида, которое выдано в январе 2024 г. В каком размере необходимо предоставить стандартный налоговый вычет работнику на его совершеннолетнего ребенка, инвалида II группы? Вычет работнику предоставляется с декабря 2023 г. в размере 46 руб. Если за декабрь 2023 г. вычет не предоставлялся, необходимо произвести перерасчет налогооблагаемой базы за декабрь 2023 г. с пересчетом, соответственно, подоходного налога. В январе 2024 г. работнику на его ребенка будет предоставлен вычет в размере 51 руб.

 

Пример.

Работник, принятый на работу в январе 2024 г., предоставил удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В удостоверении указано, что он имеет право на льготы в соответствии с пп. 17, 8 ст. 18, ст. 19 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон № 9-З). В соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК стандартный налоговый вычет в размере 246 руб. может быть предоставлен физическим лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986–1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных и командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий этой катастрофы, а также участникам ликвидации последствий других радиационных аварий, указанным в подп. 3.1–3.4 п. 3 ст. 13 Закона № 9-З. Данный вычет предоставляется на основании удостоверения в соответствии со ст. 18 или ст. 19 Закона № 9-З (абз. 2 п. 4 ст. 209 НК). Таким образом, работнику в январе 2024 г. и далее может быть предоставлен стандартный налоговый вычет в размере 246 руб. Если в удостоверении была бы указана льгота, например, в соответствии со ст. 24 Закона № 9-З, то права на вычет такой работник не имел бы.

 

С 1 января 2024 г. введен новый вид стандартного налогового вычета для молодых специалистов и молодых рабочих (служащих)

Так, подп. 1.4 п. 1 ст. 208 НК установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с пп. 3–5 ст. 199 НК плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 620 руб. в месяц, если плательщиком является молодой специалист, молодой рабочий (служащий), получивший:

  • высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование и трудоустроенных в соответствии со свидетельством о направлении на работу;
  • высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.

Этот стандартный налоговый вычет предоставляется указанной категории плательщиков в течение установленного законодательством срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению), трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более семи лет с даты трудоустройства у таких нанимателей. Добавим, что такая льгота предоставляется молодому специалисту, молодому рабочему (служащему) в течение установленного законодательством срока обязательной военной службы после получения высшего, научно-ориентированного, среднего специального или профессионально-технического образования по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций (подп. 1.4 п. 1 ст. 209 НК, чч. 1, 2 п. 2 ст. 209 НК).

Важно: 

вышеуказанный стандартный налоговый вычет предоставляется с 1 января 2024 г. в отношении любых лиц, соответствующих вышеперечисленным условиям (как вновь прибывших на работу и трудоустроенных в соответствии со свидетельством о направлении на работу или получивших соответствующее образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, так и работающих, проходящих службу, на вышеуказанных условиях).

Кроме того, определен перечень документов, на основании которых указанный вычет предоставляется, а именно (п. 41 ст. 209 НК):

  • копии документа о высшем, научно-ориентированном, среднем специальном, профессионально-техническом образовании Республики Беларусь;
  • свидетельства о направлении на работу – для лиц, которым место работы (военной службы) предоставляется путем распределения (перераспределения), трудоустройства в счет брони, направления (перенаправления) на работу.

 

Пример.

Работник (основное место работы) является молодым специалистом. В организации работает с августа 2023 г. по распределению в соответствии со свидетельством о направлении на работу после окончания университета (высшее образование). В январе 2024 г. работник часть месяца находился в отпуске без сохранения заработной платы. Заработная плата за январь составила 900 руб. Кроме того, в январе ему начислено пособие по временной нетрудоспособности за декабрь в размере 200 руб. В декабре ему была начислена заработная плата в размере 600 руб.

Вычеты плательщикам предоставляются в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог (ч. 4 п. 2 ст. 209 НК).

При определении даты фактического получения дохода в отношении отдельных доходов плательщика учитываются следующие особенности: пособия по временной нетрудоспособности, начисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы, в том числе предыдущего или следующего календарного года, включаются в доходы месяца, за который они начислены (п. 4 ст. 213 НК). Соответственно, пособие по временной нетрудоспособности является доходом работника за декабрь 2023 г. Значит, сумма пособия в целях предоставления налоговых вычетов добавляется к заработной плате за декабрь 2023 г., и если есть основание предоставить стандартный налоговый вычет, то он предоставляется в размере, действующем в декабре 2023 г., а именно 156 руб. Поскольку доход работника за декабрь 2023 г. не превысил 944 руб. (700 руб. + 200 руб.), то вычет в размере 156 руб. предоставляем. Налогооблагаемая база дохода за декабрь 2023 г. равна 744 руб. (700 руб. + 200 руб. – 156 руб.).

Стандартный налоговый вычет в декабре 2023 г. размере 620 руб. как молодому специалисту не предоставляется, так как вычет по подп. 1.4 п. 1 ст. 209 НК введен с 1 января 2024 г. и применяться может в отношении доходов, дата фактического получения которых не может быть ранее 1 января 2024 г.

В январе 2024 г. работнику предоставляется вычет в размере 174 руб., т.к. доход его не превысил 1074 руб., а также вычет как молодому специалисту в размере 620 руб. Налогооблагаемая база составит 106 руб. (900 руб. – 174 руб. – 620 руб.).

 

Статья 210 НК «Социальные налоговые вычеты» (п. 96 ст. 1 Закона № 327-З).

С 1 января 2024 г. в целях создания равных условий для применения физическими лицами социальных налоговых вычетов для ИП, нотариусов введена новая норма, позволяющая применять социальные налоговые вычеты (при наличии основания для их применения) к доходам, полученным от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, при подаче налоговой декларации (расчета) за налоговый период в порядке, определенном ст. 217 НК при наличии основного места работы. Ранее, до 2024 г., социальные вычеты предоставлялись ИП и нотариусам к доходам, полученным от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности только при отсутствии места основной работы (ч. 2 п. 2 ст. 210 НК).

 

Статья 211 НК «Имущественные налоговые вычеты» (п. 97 ст. 1 Закона № 327-З).

Как и ранее, при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры, осуществляемом плательщиком без привлечения застройщика или подрядчика, расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства, указанной таким плательщиком в заявлении, представляемом налоговому агенту или налоговому органу. При этом с 1 января 2024 г. не подлежат имущественному налоговому вычету расходы на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых при таком строительстве (ч. 7 подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК).

Данная норма распространяется на вышеуказанные расходы, фактически понесенные физическим лицом с 1 января 2024 г. В отношении же расходов, понесенных до 1 января 2024 г. на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика, имущественный налоговый вычет предоставляется в том числе в отношении доходов 2024 г. (неиспользованная сумма расходов переносится на последующие календарные годы до полного ее использования в виде имущественного налогового вычета).

Как и в отношении социальных налоговых вычетов, так и в отношении имущественных налоговых вычетов, с 1 января 2024 г. для ИП, нотариусов введена новая норма, позволяющая применять имущественные налоговые вычеты (при наличии основания для их применения) к доходам, полученным от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, при подаче налоговой декларации (расчета) за налоговый период в порядке, определенном ст. 217 НК при наличии основного места работы. Ранее, до 2024 г., имущественные вычеты предоставлялись ИП и нотариусам к доходам, полученным от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности только при отсутствии места основной работы (ч. 2 п. 2 ст. 210 НК).

 

Статья 213 «Дата фактического получения дохода» (п. 99 ст. 1 Закона № 327-З).

Статья 213 НК дополнена новым пунктом, в котором устанавливается дата фактического получения дохода в целях налогообложения подоходным налогом при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом. Так, при невозможности определения конкретного дня месяца, в котором фактически получен указанный доход в денежной форме от налогового агента, датой фактического получения такого дохода установлен последний день месяца, в котором фактически получен такой доход (подп. 1.13 п. 1 ст. 213 НК).

Пункт 3 ст. 213 НК полностью исключен. В данном пункте был установлен порядок определения доходов, полученных от занятия предпринимательской деятельностью, при определении налоговой базы подоходного налога по принципу начисления. Поскольку с 1 января 2024 г. все ИП ведут учет доходов, полученных от занятия предпринимательской деятельностью при определении налоговой базы только по принципу оплаты, нормы, касающиеся принципа начисления исключены.

 

Статья 214 НК «Ставки подоходного налога с физических лиц» (п. 100 ст. 1 Закона № 327-З).

Введена для ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность, новая налоговая ставка. Так, п. 3 ст. 214 НК дополнен новой нормой, в соответствии с которой для ИП, у которых в текущем налоговом периоде доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 руб., ставка подоходного налога устанавливается в размере 30 % в течение всего налогового периода, т.е. данная ставка будет применяться ко всем доходам, полученным с начала года.

Статья 214 НК дополнена пунктом 8, которым введена новая налоговая ставка 25 %. Порядок применения указанной ставки рассмотрен выше в разделе материала, касающегося статьи 199 НК.

Исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 % производится только налоговым органом на основании представляемой физическим лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц за 2024 г. Срок представления налоговой декларации при получении доходов, облагаемых по ставке в размере 25 %, – не позднее 31 марта 2025 г. Срок доплаты налога по ставке в размере 25 % – не позднее 1 июня 2025 г. Таким образом, налоговые обязательства по уплате подоходного налога по ставке в размере 25 % возникнут у физических лиц по итогам 2024 г. в 2025 г.

 

Статья 216 НК «Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами» (п. 101 ст. 1 Закона № 327-З).

Дополнены обязанности налогового агента по уплате подоходного налога в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц таким налоговым агентом. Так, налоговые агенты в таких случаях обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога не позднее первого дня месяца, следующего за месяцем фактического получения плательщиком дохода, – при невозможности определения конкретного дня месяца, в котором фактически получен доход в денежной форме от этого налогового агента (абз. 10 п. 6 ст. 216 НК).

 

Статья 218 НК «Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь» (п. 102 ст. 1 Закона № 327-З).

Внесены дополнения в порядок предоставления налоговой декларации плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, при получении ими дохода, указанного в п. 1 ст. 218 НК. Так, указанные плательщики, как и ранее, до начала реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, представляют в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) с указанием предполагаемого дохода (п. 2 ст. 218 НК). При прекращении извлечения доходов налоговым органом производится расчет подоходного налога исходя из фактически полученных доходов опять же на основании новой налоговой декларации (расчета), представляемой указанными плательщиками. С 1 января 2024 г. добавлена норма, в соответствии с которой при прекращении извлечения доходов плательщику не требуется представление налоговой декларации (расчета), если размер фактически полученных плательщиком доходов соответствует размеру предполагаемого дохода, отраженному в «первой предварительной» налоговой декларации (расчете), и плательщик не претендует на получение имущественного налогового вычета в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 211 НК (п. 6 ст. 218 НК).

 

Статья 219 НК «Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении отдельных доходов» (п. 103 ст. 1 Закона № 327-З).

Перечень доходов, при получении которых плательщики обязаны предоставить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц в порядке, установленном ст. 222 НК, дополнен следующими доходами (подп. 1.8 и 1.9 п. 1 ст. 219 НК):

  • доходов, в отношении которых неправомерно применялись особые режимы налогообложения, установленные НК;
  • доходов, подлежащих налогообложению по ставке 25 % и полученных от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, если такие доходы за налоговый период превысили в совокупности 200 000 руб. При этом подоходный налог, удержанный у плательщика и перечисленный в бюджет налоговым агентом или уплаченный плательщиком с доходов, начисленных за календарные месяцы налогового периода, в которых имеется указанное превышение, подлежит зачету.

В п. 1 ст. 216 НК внесено дополнение, в котором определено, что представительства и органы международных организаций и межгосударственных образований, находящиеся на территории Республики Беларусь, вправе исполнять обязанности налоговых агентов в порядке, установленном НК, а именно исчислять, удерживать и перечислять в бюджет Республики Беларусь подоходный налог и др. Физические лица, получившие доходы от представительств и вышеуказанных органов, освобождаются от обязанности представлять в отношении таких доходов в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в порядке, установленном ст. 222 НК (ч. 3 п. 2 ст. 219 НК). По разъяснению МНС вышеуказанная норма распространяет свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2024 г., т.е. на предыдущие календарные годы. Иными словами, если международная организация выполняла обязанности налогового агента в 2023 г. (исчисляла, удерживала и перечисляла в бюджет подоходный налог с доходов сотрудников), то такие сотрудники освобождаются от представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу за 2023 г. в части доходов, полученных от такой организации.

Напомним, налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических лиц представляется плательщиками в отношении доходов, указанных в ст. 219 НК, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 222 НК).

 

Статья 85 НК «Взаимодействие с государственными органами, иными организациями, нотариусами в отношениях, регулируемых налоговым законодательством», пункт 6.

Пункт 6 ст. 85 НК дополнен следующими видами доходов, по которым налоговые агенты не обязаны представлять сведения в порядке и в сроки, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2021 № 201 «О представлении сведений о доходах физических лиц», а именно:

  • о доходах, выплачиваемых членам избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата;
  • о доходах, выдаваемых в натуральной форме и освобождаемых от подоходного налога с физических лиц в соответствии с абз. 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК;
  • о призах и (или) подарках, полученных в натуральной форме победителями, призерами, участниками районных, областных, республиканских соревнований, смотров, конкурсов, фестивалей-ярмарок, проектов и других аналогичных мероприятий, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц в соответствии с п. 281 ст. 208 НК.

По разъяснениям МНС, данные дополнения распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2023 г. В связи с этим сведения о вышеперечисленных доходах, начисленных физическим лицам за 2023 г., налоговыми агентами в налоговый орган по сроку не позднее 1 апреля 2024 г. не представляются.

 

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 12 января 2024 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Продажа вещи в состоянии «как есть»: особенности и нюансы
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Введение. 

В п. 1 ст. 469 ГК указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В практике можно встретить договоры, связанные с продажей (поставкой) вещей (товаров), в которых тщательным образом предусмотрены требования к качеству. Это делается для того, чтобы обе стороны четко понимали, какое качество у вещи (товара) должно быть в момент ее передачи приобретателю.

Тем не менее иногда можно встретить в договоре формулировку, что вещь (товар) продается в состоянии «как есть». Эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара).

Однако могут возникнуть споры относительно того, что подпадает под исключение в этой формулировке, а что нет, например, переходит ли в таком случае риск качества на покупателя.

В этой статье будут рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.

Читать подробнее
Календарь событий
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.