Сохранить в избранное

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 233-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»

Клевец Денис Дмитриевич, заместитель начальника отдела международного права управления конституционного и международного права НЦЗПИ

30 декабря 2022 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь № 233-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». Данный Закон излагает в новой редакции Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – новая редакция Закона о ВТМ, Закон). Новая редакция Закона о ВТМ содержит ряд важнейших новаций, призванных комплексно усовершенствовать правовое регулирование отношений в сфере внешней трудовой миграции1, 2.

Закон вступает в силу с 1 июля 2023 г.

1. Уточнен понятийный аппарат.

1.1. Определение термина «внешняя трудовая миграция» (абзац первый статьи 1) дополнено указанием на гражданско-правовые договоры, заключаемые гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Таким образом, новая редакция Закона о ВТМ допускает трудоустройство указанных лиц за пределами Республики Беларусь при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, имеющих лицензию на осуществление соответствующей деятельности (далее – лицензиаты). Аналогичным образом дополнено определение термина «трудящийся-иммигрант».

1.2. Дано определение термина «трудовая деятельность», которое согласуется с уточненным содержанием термина «внешняя трудовая миграция» и по отдельности характеризует деятельность трудящихся-иммигрантов и трудящихся-эмигрантов. Стоит особо отметить, что в отношении трудящихся-эмигрантов под трудовой деятельностью, в том числе, понимается осуществление деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.

1.3. Для признания трудящегося-иммигранта высококвалифицированным работником понижен предел минимально допустимого размера месячной заработной платы – с 15 до 5 кратных размеров минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

1.4. Введено определение термина «третья сторона», под которым понимается иностранная организация либо физическое лицо, нанимающее трудящихся-эмигрантов для выполнения работ в интересах иной иностранной организации или физического лица. Данный термин используется при изложении обязанности лицензиатов заключать договоры о трудоустройстве только с иностранными нанимателями, использующими труд трудящихся-эмигрантов без привлечения третьей стороны (абзац второй статьи 16). Тем не менее сохранено исключение для трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам.

1.5. Закон дополнен определением термина «член семьи». Данный термин используется в статье 14 Закона в части права трудящихся-эмигрантов и членов их семей из числа граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на защиту и покровительство со стороны Республики Беларусь в государстве трудоустройства.

2. Скорректирована сфера действия Закона.

2.1. Часть вторая статьи 2 новой редакции Закона о ВТМ предусматривает перечень отношений, на которые не распространяется действие главы 4 Закона, определяющей правила трудоустройства в Республике Беларусь трудящихся-иммигрантов.

Так, уточнены (расширены) ранее предусмотренные случаи, когда возможно привлечение иностранцев для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь без учета требований главы 4 Закона, в части:

  • приглашения на срок не более 90 суток для чтения лекций, проведения иных учебных занятий, факультативных занятий и консультаций, а также для проведения сервисного и (или) гарантийного обслуживания оборудования (согласно предыдущей редакции Закона иностранцев возможно приглашать только для чтения курса лекций и иной учебной работы, а также проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации такого оборудования);
  • командирования для работы в представительствах иностранных организаций на срок, не превышающий двух месяцев (согласно предыдущей редакции Закона допускается трудоустройство лишь руководителей таких представительств);
  • возможности трудоустройства с продолжительностью рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени для иностранцев, получающих профессионально-техническое, среднее специальное образование в учреждениях образования Республики Беларусь, вне зависимости от получаемой специальности (согласно предыдущей редакции Закона такое трудоустройство возможно лишь для получающих высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и только по получаемой специальности);
  • возможности трудоустройства по полученной специальности и (или) присвоенной квалификации иностранцев, получивших профессионально-техническое или среднее специальное образование в учреждениях образования Республики Беларусь (согласно предыдущей редакции Закона допускается трудоустройство лишь иностранцев, получивших высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь, и только в течение года после получения специальности и присвоения квалификации);
  • привлечения иностранцев, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов либо отмеченных наградами, только по специальности, входящей в сферу профессиональной деятельности, в которой такие иностранцы являлись победителями (лауреатами) конкурсов или отмечены наградами (предыдущая редакция Закона не содержала уточнения о допустимости трудоустройства таких иностранцев только по специальности, входящей в сферу профессиональной деятельности).

2.2. Новая редакция Закона о ВТМ также предусматривает ряд новых случаев, когда возможно трудоустройство иностранцев без учета требований Закона. Так, возможно привлечение для осуществления трудовой деятельности трудящихся-иммигрантов, являющихся:

  • профессиональными спортсменами, выступающими за Республику Беларусь на международных спортивных соревнованиях, и профессиональными тренерами, осуществляющими подготовку спортсменов и руководство их тренировочной и (или) соревновательной деятельностью;
  • участниками студенческих отрядов;
  • сезонными работниками, трудоустраивающимися по трудовым договорам в сельском хозяйстве на срок не более шести месяцев в календарном году;
  • творческими работниками, работниками культуры, техническими специалистами, приглашенными государственными организациями культуры Республики Беларусь для реализации культурных проектов.

Кроме того, Министерство труда и социальной защиты наделено полномочиями на определение ежегодно (до 1 февраля) перечня профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда (абзац четвертый статьи 9). Данное основание также отражено в абзаце пятнадцатом части второй статьи 2 новой редакции Закона о ВТМ.

2.3. При привлечении иностранцев для осуществления трудовой деятельности вне сферы действия Закона наниматели Республики Беларусь обязаны письменно уведомить об этом (а также о факте прекращения трудовых отношений) подразделения по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства), если иное не предусмотрено законодательными актами.

Примечание:

Пункт 47 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12, а также пункт 58 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166, предусматривают иные правила уведомления, а именно уведомляются подразделения по гражданству и миграции по месту временного пребывания или временного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства.

3. Актуализированы полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов.

3.1. Президент наделен полномочием на установление особенностей правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции. Вместе с тем исключено полномочие Главы государства на определение порядка выдачи лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь.

Примечание:

Порядок лицензирования указанной деятельности определен Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании», который вступил в силу с 1 января 2023 г.

3.2. Установлено полномочие Министерства внутренних дел на определение совместно с Министерством по налогам и сборам порядка, форм и срока представления информации о трудящихся-эмигрантах, возвратившихся в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за ее пределами (абзац девятый части первой статьи 8).

3.3. Кроме того, новой редакцией Закона о ВТМ предусмотрено, что Министерство внутренних дел представляет в Министерство иностранных дел информацию о несовершеннолетних трудящихся-эмигрантах, в том числе о возвратившихся в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь. Порядок, форма и сроки представления информации устанавливаются Министерством внутренних дел совместно с Министерством иностранных дел (абзац десятый части первой статьи 8).

3.4. Важно также отметить, что в новой редакции Закона о ВТМ отдельно обозначена роль Министерства труда и социальной защиты в области внешней трудовой миграции, полномочия которого изложены в статье 9 новой редакции Закона о ВТМ.

4. Изменены правила трудоустройства за пределами Республики Беларусь.

4.1. Уточнена обязанность лицензиатов письменно информировать трудящихся-эмигрантов о вопросах трудоустройства за пределами Республики Беларусь (абзац первый статьи 16).

4.2. Предусмотрена новая обязанность лицензиатов – возмещать трудящимся-эмигрантам плату за услуги, оказанные в соответствии с договорами о содействии в трудоустройстве, в случае досрочного расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров в связи с нарушением иностранными нанимателями законодательства либо условий трудовых или гражданско-правовых договоров с трудящимися-эмигрантами (абзац пятый статьи 16).

4.3. Скорректированы требования к трудовому договору, заключаемому между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем (статья 19). В отличие от предыдущей редакции Закона, требования к такому трудовому договору применяются вне зависимости от места его заключения (абзац первый части первой статьи 19). Аналогичный подход определен и к обязанности лицензиатов по регистрации в подразделениях по гражданству и миграции трудовых договоров (абзац второй части третьей статьи 8, абзац седьмой статьи 16).

4.4. По нашему мнению, важной новеллой Закона является возможность заключения трудящимся-эмигрантом гражданско-правового договора с иностранным нанимателем при содействии лицензиата. Требования к такому договору определены в статье 20 новой редакции Закона о ВТМ. Требования к гражданско-правовым договорам ввиду их правовой природы являются специфическими по отношению к требованиям, предъявляемым к трудовым договорам. Отдельно стоит отметить, что гражданско-правовые договоры должны содержать условия, позволяющие определить конкретный вид работы или услуги (абзац пятый части первой статьи 20).

Общим требованием к трудовым и гражданско-правовым договорам, заключаемым при содействии лицензиатов, является то, что данные договоры заключаются на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости – на ином языке по соглашению сторон (часть вторая статьи 19, часть вторая статьи 20). Кроме того, в отношении данных договоров в новой редакции Закона о ВТМ закреплена императивная норма о том, что соблюдение указанных в Законе требований является обязательным вне зависимости от подлежащего применению к трудовому или гражданско-правовому договору иностранного законодательства.

4.5. В статье 21 новой редакции Закона о ВТМ также комплексно урегулированы особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов при содействии лицензиатов. Основными моментами регулирования данного вопроса являются:

  • необходимость получения согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних в отношении заключения трудового или гражданско-правового договора;
  • создание условий для получения несовершеннолетними трудящимися-эмигрантами общего среднего образования в Республике Беларусь или за ее пределами;
  • осуществление контроля за условиями пребывания несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов за пределами Республики Беларусь без родителей (иных законных представителей);
  • обеспечение возвращения в Республику Беларусь несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов при возникновении обстоятельств, препятствующих им исполнять трудовые или гражданско-правовые договоры.

4.6. Особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам, предусмотренные в статье 22 Закона, в сравнении с предыдущей редакцией Закона о ВТМ существенных изменений не претерпели.

Вместе с тем новая редакция Закона о ВТМ не содержит требование об ограничении срока (например, как в предыдущей редакции Закона, тремя месяцами) трудового или гражданско-правового договора, заключаемого между иностранным нанимателем и трудящимся-эмигрантом, трудоустраивающимся по студенческой программе.

5. Новые подходы к регулированию трудоустройства трудящихся-иммигрантов.

Отдельно стоит обратить внимание на значимые новации Закона по вопросу привлечения трудящихся-иммигрантов в Республику Беларусь. В целом данные нововведения касаются:

  • совершенствования механизмов выдачи, продления, восстановления и аннулирования разрешений для осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами;
  • уточнения прав и обязанностей трудящихся-иммигрантов и нанимателей Республики Беларусь.

5.1. Важно отметить, что исключен механизм выдачи разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (при привлечении более 10 трудящихся-иммигрантов). Получать такие разрешения больше не потребуется.

5.2. Уточнены вопросы выдачи специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – спецразрешения). Так, при выдаче спецразрешения не требуется получать заключение комитета по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности, если такой иностранец:

  • трудоустраивается в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал;
  • является высококвалифицированным специалистом.

При этом важно отметить, что в отношении трудоустройства иностранцев в качестве руководителя коммерческой организации (помимо участия в создании такой организации) установлены дополнительные требования: наличие документов об образовании и стажа работы по профессии не менее 2 лет, а также указание в договоре размера месячной заработной платы – не менее 5 минимальных заработных плат (абзац второй части третьей статьи 28).

5.3. Урегулирован вопрос о необходимости получения спецразрешения в случае выполнения трудящимся-иммигрантом в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя Республики Беларусь либо по профессии (должности), отличной от указанной в трудовом договоре.

В указанных случаях потребуется получить отдельные спецразрешения (часть пятая статьи 28).

5.4. Перечень оснований для отказа в выдаче спецразрешений дополнен следующими основаниями.

Так, статьей 29 новой редакции Закона о ВТМ дополнительно предусмотрено, что нанимателю Республики Беларусь может быть отказано в выдаче спецразрешения:

  • в случае невыполнения этим нанимателем требований, установленных Законом и иными актами законодательства о внешней трудовой миграции;
  • в случае установления в отношении иностранца основания, предусмотренного абзацем девятым части первой статьи 30 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (достаточные основания полагать, что иностранец может уклониться от выезда из Республики Беларусь по окончании срока временного пребывания или временного проживания либо использовать территорию Республики Беларусь для незаконной миграции в третье государство).

5.5. Новая редакция Закона о ВТМ содержит статью 30, отдельно посвященную вопросу продления спецразрешений. Правило об однократной возможности продления спецразрешения изменений не претерпело.

Вместе с тем урегулирован вопрос оснований для отказа в продлении спецразрешения. Перечень оснований для отказа в продлении идентичен установленному статьей 29 Закона (за исключением абзаца четвертого части второй указанной статьи) для получения спецразрешения. Вместе с тем с учетом специфики правоотношений предусмотрено дополнительное основание для отказа в продлении – неуплата нанимателем Республики Беларусь в период осуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

5.6. Статья 31 Закона предусматривает возможность восстановления действия спецразрешения в совокупном случае:

  • нарушения нанимателем Республики Беларусь законодательства о труде, факт которого установлен судом;
  • удовлетворения судом требований трудящегося-иммигранта о восстановлении на работе.

5.7. Новая редакция Закона о ВТМ предусматривает ряд новых оснований (абзацы третий–пятый, одиннадцатый–тринадцатый части второй статьи 32), при наличии которых спецразрешения подлежат аннулированию:

  • выявления факта неосуществления трудовой деятельности в течение шести месяцев, в том числе по заявленному месту работы;
  • незаключения трудового договора в течение шести месяцев после получения спецразрешения;
  • неуплаты нанимателем Республики Беларусь обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в период осуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в случаях, когда уплата таких взносов является обязательной;
  • утраты, хищения бланка спецразрешения;
  • истечения срока действия спецразрешения;
  • включения профессии (должности) трудящегося-иммигранта в перечень, определяемый Министерством труда и социальной защиты для привлечения иностранцев без учета ограничений по защите национального рынка труда.

5.8. В заключаемом между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь трудовом договоре согласно части второй статьи 33 Закона, среди прочего, должен быть указан размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора.

При этом согласно статье 33 Закона с трудящимся-иммигрантом разрешается заключать только срочный трудовой договор, за исключением контракта.

5.9. В сравнении с предыдущей редакцией Закона статья 35 новой редакции Закона о ВТМ не содержит ряд ранее предусмотренных обязанностей, в частности:

  • получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы;
  • регистрации в подразделениях по гражданству и миграции трудовых договоров, заключаемых с трудящимися-иммигрантами (либо изменений или дополнений в такие договоры);
  • возмещения расходов, связанных с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением установленного порядка, а также в случае аннулирования спецразрешения.

Вместе с тем в соответствии с новой редакцией Закона о ВТМ (абзац девятый части второй, часть третья статьи 35) наниматели Республики Беларусь несут ряд новых обязанностей:

  • уведомления подразделений по гражданству и миграции о заключении и прекращении трудового договора с трудящимся-иммигрантом в трехдневный срок;
  • сообщения в подразделения по гражданству и миграции об утрате либо хищении бланка спецразрешения.

6. Определены переходные положения.

6.1. После вступления в силу новой редакции Закона о ВТМ прекращают свое действие:

  • ранее выданные разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, действие которых еще не прекращено;
  • спецразрешения, выданные до 1 июля 2023 г. в отношении иностранцев, на которых не распространяется действие положений главы 4 новой редакции Закона о ВТМ.

Указанные документы подлежат возврату нанимателями Республики Беларусь в подразделения по гражданству и миграции в месячный срок со дня вступления в силу Закона – до 1 августа 2023 г.

6.2. Кроме того, до 1 августа 2023 г. наниматели Республики Беларусь, которые привлекли для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь трудящихся-иммигрантов, на которых не распространяется действие положений главы 4 новой редакции Закона о ВТМ, обязаны проинформировать подразделения по гражданству и миграции о заключенных с такими иностранцами трудовых договорах, действие которых не прекращено.

6.3. Приведение в соответствие с положениями новой редакции Закона о ВТМ трудовых договоров, заключенных с трудящимися-эмигрантами при содействии лицензиатов, не требуется, а трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, – требуется.

______________________________
1 https:// www. belta.by/society/view/deputaty-prinjali-v-pervom-chtenii-zakonoproekt-o-vneshnej-trudovoj-migratsii-505001-2022.
2 https:// www. belta.by/society/view/deputaty-prinjali-vo-vtorom-chtenii-zakonoproekt-o-vneshnej-trudovoj-migratsii-538791-2022/?ysclid=lcgcy3jojr298759477.


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 23 января 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Продажа вещи в состоянии «как есть»: особенности и нюансы
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Введение. 

В п. 1 ст. 469 ГК указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В практике можно встретить договоры, связанные с продажей (поставкой) вещей (товаров), в которых тщательным образом предусмотрены требования к качеству. Это делается для того, чтобы обе стороны четко понимали, какое качество у вещи (товара) должно быть в момент ее передачи приобретателю.

Тем не менее иногда можно встретить в договоре формулировку, что вещь (товар) продается в состоянии «как есть». Эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара).

Однако могут возникнуть споры относительно того, что подпадает под исключение в этой формулировке, а что нет, например, переходит ли в таком случае риск качества на покупателя.

В этой статье будут рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.

Читать подробнее
Календарь событий
до 3 мая 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.