Сохранить в избранное

Имплементация института инвестиционного товарищества в гражданском законодательстве Беларуси

Буга Дмитрий Михайлович, начальник управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон № 312-З) были внесены изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь), корректирующие (в числе прочих) нормы, касающиеся договоров простого товарищества (о совместной деятельности).

В частности, с учетом предложений бизнес-сообщества, а также Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в главу 54 ГК Республики Беларусь были внесены изменения, направленные на создание дополнительных правовых условий для привлечения инвестиций посредством установления возможности заключения так называемых договоров инвестиционного товарищества в рамках существующей модели договоров простого товарищества.

Следует учитывать, что в зарубежной практике одной из распространенных и понятных для инвесторов форм коллективного инвестирования, в том числе в высокорисковые (венчурные) бизнес-проекты, является limited partnership («ограниченное партнерство»). Отличительным признаком указанной формы коллективного инвестирования является одновременное участие в договоре не менее двух лиц, объем имущественной ответственности и прав на участие в управлении партнерством которых различен: полного партнера (general partner) и вкладчика-инвестора (limited partner).

До последнего времени национальное гражданское законодательство не содержало приемлемых для инвестиционного сообщества договорных форм осуществления коллективной инвестиционной деятельности, которые учитывали бы особенности инвестирования в высокорисковые (венчурные) бизнес-проекты.

В этой связи был поставлен вопрос об имплементации в белорусское законодательство так называемого договора инвестиционного товарищества, которая позволила бы приблизить национальное правовое регулирование к требованиям, предъявляемым инвесторами к формам осуществления коллективных инвестиций (в том числе в высокорисковые (венчурные) бизнес-проекты) в связи с:

  • наличием в указанном договоре двух категорий участников – управляющих товарищей и обычных товарищей с различным объемом прав и обязанностей, а также с различным объемом ответственности;
  • отсутствием ограничений по участию в таком договоре некоммерческих организаций и физических лиц;
  • ограниченным объемом ответственности обычных («неуправляющих») товарищей по общим договорным обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (перед кредиторами, осуществляющими предпринимательскую деятельность) в пределах стоимости их вкладов в общее дело и пропорционально им либо в иных определенных договором пределах;
  • невозможностью для товарища требовать расторжения договора, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия, в отношениях между собой и остальными товарищами по уважительной причине;
  • наличием особенностей в порядке выдела доли товарища по требованию его кредитора (возможность перевода на кредитора прав и обязанностей должника по договору);
  • возможностью установления ограничений на выдел доли товарища в общем имуществе в натуре по его требованию.

При анализе национального правового регулирования было установлено, что наиболее близким к инвестиционному товариществу институтом, предусмотренным действующим гражданским законодательством, является институт простого товарищества (глава 54 ГК Республики Беларусь).

Однако его использование при инвестировании в высокорисковые (венчурные) бизнес-проекты до принятия Закона № 312-З было крайне затруднительно по следующим причинам:

  • императивное требование законодательства о том, что сторонами договора простого товарищества, заключаемого для предпринимательских целей, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, что вело к сужению круга потенциальных инвесторов;
  • солидарная ответственность всех товарищей по общим обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, которая не позволяла разграничить ответственность товарищей и защитить права участников-инвесторов, вынужденных принимать на себя не только инвестиционные, но и повышенные предпринимательские риски;
  • действующий порядок выхода участника договора простого товарищества, который не предоставлял возможности понудить инвестора полностью и в срок исполнить свои обязательства.
  • Не было в главе 54 ГК и многих иных из вышеуказанных элементов (возможностей и ограничений), характерных для инвестиционного товарищества в общепринятом для международной практики понимании.

Учитывая вышеизложенное, в главу 54 ГК Республики Беларусь Законом № 312-З были внесены изменения, направленные на «мягкую» имплементацию института инвестиционного товарищества путем снятия ограничений по кругу участников простого товарищества (корректировка статьи 911 ГК Республики Беларусь), а также замены ряда императивных предписаний диспозитивными и более «гибкими» правилами (корректировка статей 914, 917 и др.). Взаимосвязанные изменения внесены также в пункт 2 статьи 255 ГК Республики Беларусь.

Например, при корректировке статьи 917 ГК Республики Беларусь уточнен механизм ответственности товарищей по общим обязательствам. Так, в качестве общего правила установлена норма о том, что каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Однако специально было оговорено, что договором простого товарищества могут быть предусмотрены иной порядок распределения ответственности товарищей (например, солидарная ответственность) либо ограничение ответственности отдельных товарищей по общим договорным обязательствам.

Еще один пример: в статью 922 ГК Республики Беларусь включено дополнение, согласно которому договором может быть ограничено или исключено право стороны договора простого товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия, требовать расторжения договора по уважительной причине.

Изменения, внесенные в ГК Республики Беларусь, не вводя нового самостоятельного вида (подвида) поименованного гражданско-правового договора (так называемого договора инвестиционного товарищества), позволят, вместе с тем, реализовать в национальном законодательстве подходы, присущие договору инвестиционного товарищества. Следует отметить, что предлагаемые новеллы, касающиеся имплементации института инвестиционного товарищества в ГК, ранее (в 2018 году) были предметом обсуждения на заседании Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь, где получили свою поддержку.

Обращаем внимание также, что избранная в ГК Республики Беларусь модель имплементации инвестиционного товарищества в национальную правовую систему в целом коррелирует с подходами, уже принятыми в России.

Так, в праве Российской Федерации на уровне специального законодательного акта ранее был закреплен институт инвестиционного товарищества, являющийся по сути российским аналогом вышеуказанного «ограниченного партнерства», введенным в правовую систему для «привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации» и реализации инвестиционных проектов на основе договоров инвестиционного товарищества (Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»). При этом инвестиционное товарищество рассматривается в России как договорное гражданско-правовое образование, не наделяется статусом юридического лица, хотя и имеет наименование (индивидуальное обозначение), и трактуется как особая разновидность договора простого товарищества (глава 55 Гражданского кодекса Российской Федерации), созданная двумя и более товарищами для осуществления совместной инвестиционной деятельности в целях извлечений прибыли.

По нашему мнению, в дальнейшем, после изучения практики применения института инвестиционного товарищества, имплементированного в ГК Республики Беларусь, следует дополнительно рассмотреть целесообразность принятия специального законодательства об инвестиционных товариществах по аналогии с Российской Федерацией.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 28 ноября 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Должны ли банки при установлении статуса физического лица определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году?
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Должны ли банки, если да – то каким образом, при установлении статуса физического лица, имеющего паспорт гражданина Республики Беларусь или паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь в иностранном государстве (либо документ о постановке на консульский учет; документ о праве на постоянное проживание в иностранном государстве), определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году (в совокупности 183 дня и менее), в т.ч. проживающего в РФ (при пересечении российско-белорусской границы отметка не проставляется)? Допускается ли и будет ли достаточным указание в платежной инструкции физическим лицом информации «Подтверждаю, что срок моего пребывания на территории Республики Беларусь составил менее 183 дней в календарном году»?

Читать подробнее
Календарь событий
до 3 мая 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.