Сохранить в избранное

Банк отказал в заключении договора на оказание услуг

Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: Гражданин Республики Беларусь обратился в банк Республики Беларусь с целью заключения договора на оказание банковских услуг. Однако данному гражданину было отказано в заключении договора на оказание банковских услуг ввиду отсутствия его согласия на получение рекламы данного банка. Правомерны ли действия банка?

Ответ эксперта в нашем материале.

Ответ: Неправомерны.

По данному вопросу Ассоциация белорусских банков в письме от 02.11.2021 № 01-11/463 «О рекомендациях МАРТ» направила полученные от Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) рекомендации в области защиты прав потребителей и рекламы в рамках полномочий, определенных статьей 42 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и статьей 8 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, в адрес МАРТ обратился гражданин, которому одним из банков было отказано в заключении договора на оказание банковских услуг ввиду отсутствия его согласия на получение рекламы данного банка.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о рекламе размещение (распространение) рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, за исключением социальной рекламы и случая, предусмотренного пунктом 2 данной статьи, без согласия абонента или адресата на получение рекламы, данного рекламодателю или рекламораспространителю в письменной форме путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), запрещается. Рекламодатель обязан по первому требованию абонента или адресата в течение одного рабочего дня со дня поступления такого требования обеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы в адрес этого абонента или адресата, а рекламораспространитель – в этот же срок прекратить размещение (распространение) такой рекламы.

Справочно:

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о рекламе при оказании справочных или иных информационных услуг с использованием электросвязи размещение (распространение) рекламы допускается только после предоставления справки или иной информации, запрашиваемой абонентом, и должно предваряться сообщением о последующем размещении (распространении) рекламы. При этом до оказания справочной или иной информационной услуги абонент должен быть предупрежден о возможности прекращения соединения сразу после получения справки или иной информации в случае его отказа от получения рекламы. Время, в течение которого размещается (распространяется) предупреждение, не должно учитываться при определении стоимости услуг электросвязи для потребителей рекламы.

Из приведенной нормы следует, что получение согласия абонента (адресата) на получение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты будет являться надлежащим ее исполнением путем, например, заключения договора на оказание банковских услуг, содержащего условие, что, заключая договор, клиент дает согласие на получение рекламы. Однако у потребителя должно быть право выбора, т.е. при нежелании потребителя получать рекламу договор на оказание банковских услуг, который он хочет заключить, не содержащий указанное условие (либо содержащий отметку об отказе в получении рекламы), должен быть заключен.

В соответствии с:

  • подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона потребитель имеет право на свободный выбор товаров (работ, услуг);

  • пунктом 2 статьи 10 Закона продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги);

  • пунктом 1 статья 19 Закона условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.

Действия банка в рассматриваемой ситуации, по мнению МАРТ, противоречат приведенным нормам и ограничивают право потребителя на свободный выбор банковской услуги.

Учитывая изложенное, МАРТ рекомендуется неукоснительно соблюдать законодательство о защите прав потребителей в части неправомерности отказа в заключении договора на оказание банковских услуг при отсутствии согласия потребителя на получение рекламы.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 17 ноября 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Продажа вещи в состоянии «как есть»: особенности и нюансы
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Введение. 

В п. 1 ст. 469 ГК указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В практике можно встретить договоры, связанные с продажей (поставкой) вещей (товаров), в которых тщательным образом предусмотрены требования к качеству. Это делается для того, чтобы обе стороны четко понимали, какое качество у вещи (товара) должно быть в момент ее передачи приобретателю.

Тем не менее иногда можно встретить в договоре формулировку, что вещь (товар) продается в состоянии «как есть». Эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара).

Однако могут возникнуть споры относительно того, что подпадает под исключение в этой формулировке, а что нет, например, переходит ли в таком случае риск качества на покупателя.

В этой статье будут рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.