Сохранить в избранное

Управление коммерческой организацией: компетенции руководителя

С 11 марта 2023 г. Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, дополнен профессиональным стандартом «Управление коммерческой организацией». Данное решение закреплено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 января 2020 г. № 20.

Какие компетенции руководителя закреплены в документе, а также на какие организации распространяется профессиональный стандарт, читайте в материале.

Как отмечается в документе, учитывая масштаб профессиональной деятельности, сложность и объем выполняемых функций профессиональным стандартом определены четыре категории руководителей, выполняющих соответствующие функции на различных уровнях управления коммерческих организаций:

  1. руководители низового звена – руководители несамостоятельных структурных подразделений первичного звена (с численностью работников не менее 2 штатных единиц), входящих в состав иных структурных подразделений; заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций в случае, если в структуре самостоятельного структурного подразделения отсутствуют структурные подразделения, входящие в него;
  2. руководители среднего звена – руководители самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций; их заместители – в случае, если самостоятельное структурное подразделение включает несамостоятельные структурные подразделения, входящие в него; заместители руководителей коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства; руководители представительств и филиалов (обособленных структурных подразделений) коммерческих организаций;
  3. руководители высшего звена второго уровня – руководители коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, заместители руководителей коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек;
  4. руководители высшего звена первого уровня – руководители коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек, руководители управляющих компаний холдингов.

Кто относится к каждой из указанных категорий руководителей?

К первой категории (руководители низового звена) относятся:

  • руководители несамостоятельных структурных подразделений первичного звена (с численностью работников не менее 2 штатных единиц), входящих в состав иных структурных подразделений;

  • заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций в случае, если в структуре самостоятельного структурного подразделения отсутствуют структурные подразделения, входящие в него.

Вторая категория включает (руководители среднего звена) включает:

  • руководителей самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций; их заместителей – в случае, если самостоятельное структурное подразделение включает несамостоятельные структурные подразделения, входящие в него;

  • заместителей руководителей коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства;

  • руководителей представительств и филиалов (обособленных структурных подразделений) коммерческих организаций.

Третья и четвертая (руководители высшего звена второго и первого уровня) состоят, соответственно, из:

  • руководителей коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, заместителей руководителей коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек;

  • руководителей коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек, руководители управляющих компаний холдингов.

Где может применяться данный профстандарт?

Стандарт может применяться в коммерческих организациях, осуществляющих все виды экономической деятельности и распространяется на занятия, входящие в следующие классификационные группы занятий:

  • финансово-экономическая и административная деятельность;
  • кадры и трудовые отношения;
  • стратегическое планирование;
  • сбыт и маркетинг;
  • реклама и связи с общественностью;
  • научные исследования и разработки;
  • производство и эксплуатация в сельском, лесном хозяйствах, рыбоводстве и рыболовстве, обрабатывающей промышленности, в области энергоснабжения, водоснабжения, сбора и обработки отходов;
  • информационно-коммуникационные технологии, предоставление услуг по уходу за детьми,  финансовых услуг и страхования, услуг временного проживания и иные.

Примечание:

Профессиональный стандарт не распространяется на руководителей некоммерческих организаций.

Какими компетенциями должен обладать руководитель и функции выполнять?

Управление коммерческой организацией является многоаспектным видом трудовой деятельности, суть которого заключается в объединении коллектива работников для реализации избранной стратегии развития коммерческой организации с целью извлечения прибыли от осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.

Основное функциональное назначение руководителя коммерческой организации заключается в обеспечении выработки и последующей реализации эффективных управленческих решений по широкому кругу вопросов, относящемуся к деятельности коммерческой организации

В функции руководителя входит управление:

  • профессиональными компетенциями руководителя, в том числе собственными ресурсами и личностным развитием;
  • коммерческой организацией и ее развитием, которое включает, в том числе:

  • разработка и реализация оперативных планов в функциональной области;
  • определение среды, в которой работает коммерческая организация;
  • руководство производственной командой, подразделением;
  • руководство в функциональной области;
  • управление ключевыми компетенциями в функциональной области;
  • соблюдение законодательства и морально-этических норм;
  • развитие организационной культуры;
  • управление рисками;
  • стратегическое планирование;

  • изменениями и инновациями в коммерческой организации;
  • организационными процедурами и межличностными взаимоотношениями, развитие кадрового потенциала;
  • финансовыми и материальными ресурсами коммерческой организации;
  • обеспечением безопасности жизнедеятельности коммерческой организации;
  • взаимоотношениями с клиентами и иными заинтересованными сторонами.

Какие требования предъявляются к квалификации и стажу работы руководителя?

В зависимости от уровня квалификации руководитель должен иметь высшее (среднее специальное) профессиональное образование, высшее профессиональное образование, переподготовка по специальностям, соответствующим деятельности в области управления организацией; высшее профессиональное образование, переподготовка (повышение квалификации) по специальностям, соответствующим деятельности в области менеджмента (экономики, маркетинга, коммерческой деятельности).

Предъявляются также требования к опыту практической работы, который должен составлять от трех до пяти лет.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Увольнение работника: что должен выплатить наниматель
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор

Увольнение работника может происходить по разным основаниям. Рассмотрим в настоящей статье, какие выплаты полагаются работнику при увольнении.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.