Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Молдова за период с 16 по 31 марта 2022 г.

Российская Федерация

Федеральным законом Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 63-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

Федеральным законом внесены изменения в ст. 261 УК РФ, предусматривающую ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений.

Так, уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности будет наступать, если эти деяния причинили значительный ущерб.

Значительным ущербом признается ущерб, причиненный лесным и иным насаждениям, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий десять тысяч российских рублей (составляет 365,04 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 11 апреля 2022 г.), крупным ущербом – пятьдесят тысяч рублей (составляет 1825,20 белорусского рубля).

Федеральным законом Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 65-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ).

Документом предусматривается приведение подходов к учету обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации и муниципальным гарантиям в соответствие с подходом, предусмотренным БК РФ в отношении государственных гарантий Российской Федерации. Данный подход предполагает включение в состав государственного долга Российской Федерации обязательств, вытекающих из государственной гарантии, только в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией.

Федеральным законом Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 66-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Уточняется порядок получения международными компаниями статуса международной холдинговой компании.

В целях повышения привлекательности специальных административных районов и стимулирования перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию для международных холдинговых компаний устанавливается стабилизационная оговорка, касающаяся нераспространения на них норм законодательства о налогах и сборах, ухудшающих для таких компаний условия уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и транспортного налога.

Также устанавливаются особенности исчисления налогов международными холдинговыми компаниями. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы таких компаний от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых, если эти компании состоят на учете в налоговом органе иностранного государства в связи с реализацией таких проектов.

Федеральным законом Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 68-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом домам и дворцам культуры, клубам, учредителями которых являются муниципальные образования, предоставлено право применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.

Льготная ставка налога на прибыль распространяется на деятельность культурно-досуговых учреждений, которая будет включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень.

Федеральным законом Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Документом устанавливаются особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

В частности, установлены правила назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, а также определены случаи назначения указанным лицам административного штрафа в размере, установленном для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предусматривается, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности в случаях, если за те же действия (бездействие) привлечены к административной ответственности должностное лицо, иной работник данного юридического лица или единоличный орган управления, имеющий статус юридического лица.

Кроме того, устанавливаются правила назначения административного наказания в случае, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два или более административных правонарушения.

Федеральным законом Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 73-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Федеральным законом на Правительство Российской Федерации возлагается полномочие по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий. Ранее данные списки (перечни) товаров утверждались указами Президента по представлению Правительства Российской Федерации.

Кроме того, уточнены положения ст. 25 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» в части, касающейся запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».

16 марта 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации».

Данный Указ принят в целях обеспечения социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации.

Так, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом географических особенностей соответствующих территорий предписано принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности. В частности, им поручено:

  • принятие дополнительных мер адресной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также при необходимости решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, включая определение порядка и условий осуществления таких выплат;
  • сохранение доступности социальных услуг для граждан Российской Федерации;
  • осуществление дополнительных мер, направленных на устранение повышенного спроса на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • проведение оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли и т.д.

31 марта 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей».

В соответствии с Указом ежемесячная выплата предоставляется в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации, а размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте. Размер прожиточного минимума на душу населения в Российской Федерации в 2022 году составляет 12 654 российских рубля (составляет 461,92 белорусского рубля).

Документом установлено, что размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации. В 2022 году размер прожиточного минимума для детей составляет 12 274 российских рубля (составляет 448,05 белорусского рубля).

В случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75 % величины прожиточного минимума для детей.

Если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 % величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100 % величины прожиточного минимума для детей.

16 марта 2022 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году».

Согласно постановлению воспользоваться услугами центров занятости теперь смогут не только безработные граждане, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен работодателем на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск.

Такие граждане смогут рассчитывать на помощь центров занятости, чтобы сориентироваться на рынке труда, поддержать или повысить свой доход. В частности, им будет оказана помощь как с временным трудоустройством, так и с осуществлением предпринимательской деятельности, включая финансовую поддержку при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя создаваемой организации или фермерского хозяйства. Также эти граждане могут быть направлены на переобучение.

Для получения таких услуг гражданин вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения независимо от места жительства в пределах субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2022 г. № 410 внесены изменения в Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512.

Согласно принятым изменениям доход члена семьи, уволенного после 1 марта 2022 г. и признанного безработным, не будет учитываться при оценке дохода семьи для заключения социального контракта.

Социальный контракт – это специальный договор, который заключается между органами социальной защиты и малоимущей семьей (или малоимущим гражданином). Благодаря такому контракту можно пройти переобучение, открыть свое дело, развить личное подсобное хозяйство, устроиться на работу, получить поддержку в трудной жизненной ситуации.

Данное постановление будет действовать до 31 декабря 2022 г. включительно.

Правительством Российской Федерации 24 марта 2022 г. принято постановление № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Постановлением для IT-компаний, включенных в специальный реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предусмотрен трехлетний мораторий на проведение плановых государственных и муниципальных проверок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. № 490 утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Согласно Правилам отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях по трудовому договору на условиях нормальной продолжительности рабочего времени не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате начала очередного призыва, имеющим высшее образование по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, либо без предъявления требований к указанному периоду работы при заключении трудового договора с аккредитованной организацией не позднее одного года с даты окончания образовательной организации высшего образования, окончания обучения в научной организации.

Списки граждан формируются и направляются аккредитованными организациями в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее чем за 50 календарных дней до начала очередного призыва на военную службу.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам призывными комиссиями на основании направляемого списка граждан Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в Министерство обороны Российской Федерации не позднее чем за 30 календарных дней до начала очередного призыва на военную службу.

Документом также утвержден перечень вузовских специальностей и направлений подготовки, которые позволяют претендовать на отсрочку. В их числе математика, прикладная информатика, картография и геоинформатика, радиотехника, электроника и наноэлектроника, робототехника, авиастроение, кораблестроение и другие (всего более 60 направлений).

17 марта 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 89647-8 «О государственной монополии на производство и оборот сахара».

Законопроектом предлагается введение в Российской Федерации с 1 июня 2022 г. государственной монополии на производство и оборот сахара, а также закрепление правила, согласно которому с 1 июня 2022 г. производство и оборот сахара осуществляется исключительно организациями, имеющими соответствующую лицензию, с которыми государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти заключило договор на производство и оборот сахара согласно законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проектом Закона предусматривается, что государственная монополия на производство и оборот сахара будет обеспечиваться следующими мерами:

  • установление государственных стандартов в области производства и оборота сахара;
  • введение лицензионного порядка производства и оборота сахара;
  • установление государственных квот на производство и оборот сахара;
  • установление разрешительного порядка на импорт, экспорт и закупку сахара;
  • заключение договоров с организациями на производство и оборот сахара в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • организация государственного контроля за производством и оборотом сахара;
  • проведение единой государственной политики в области формирования цен на сахар;
  • осуществление государственного учета при производстве и обороте сахара и т.д.

22 марта 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 92207-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым возможностью профессионального обучения или дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости будут обладать не только женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, но и мужчины, также находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

28 марта 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за воспрепятствование осуществлению профессиональными союзами контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений».

Законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 19.4.3, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование осуществлению профессиональными союзами контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений, выразившееся в нарушении обязанности по обеспечению беспрепятственного допуска уполномоченных лиц в целях проведения проверок либо в нарушении или ограничении их прав при проведении таких проверок.

28 марта 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе».

Данным законопроектом предлагаются новые правила определения недвижимого имущества.

Так, предлагается к недвижимому имуществу относить земельные участки, участки недр, а также расположенные ‎на земле или под ее поверхностью и созданные в результате строительства здания и сооружения, а также здания, сооружения, единые недвижимые комплексы, образованные в результате преобразования других зданий и сооружений. В настоящее время к недвижимому имуществу кроме участков, участков недр также относятся все объекты, которые прочно связаны с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, проектом Федерального закона предусмотрено правило, согласно которому объект относится к движимому имуществу, если находится на земле исключительно под собственной тяжестью.

Предлагается также дополнить часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации определением термина «машино-место», под которым понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией, границы которой описаны в установленном законом порядке.

Также законопроектом предусматривается, что объектом незавершенного строительства будет являться здание или сооружение, строительство которого не завершено, при условии, что полностью построен его фундамент. При несоблюдении указанного условия такие объекты не будут являться объектами незавершенного строительства и недвижимым имуществом.

31 марта 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 97773-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время».

Проектом Федерального закона предлагается Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить ст. 20.1-1, устанавливающей административную ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 22 часов до 7 часов в жилых домах, гостиницах, общежитиях, объектах социального назначения (в том числе объектах здравоохранения, образования), в жилых зонах и на территориях объектов социального назначения, а также за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан при проведении с 22 часов до 7 часов строительных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других работ, в том числе в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, на проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, действий, связанных с совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не противоречащих законодательству, или проведением в порядке, не противоречащем законодательству, культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Правом составления протоколов об административных правонарушениях по указанной статье предлагается наделить должностных лиц органов внутренних дел, а правом рассмотрения таких дел об административных правонарушениях – суды и органы внутренних дел.

Республика Казахстан

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2022 г. № 162 внесены изменения в Правила постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2012 г. № 856.

Правила дополнены нормой, согласно которой в случае, если инвалидность 1 или 2 группы устанавливается ребенку-инвалиду, достигшему возраста восемнадцати лет, семья которого состоит на учете как семья, имеющая или воспитывающая детей-инвалидов, за ним сохраняется очередность на предоставление жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, до его получения.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2022 г. № 183 внесены изменения в Перечень праздничных дат в Республике Казахстан, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2017 г. № 689.

Перечень праздничных дат в Казахстане дополнен Днем судьи и работника суда, который будет отмечаться 24 июня.

28 марта 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается за нарушение требований военного положения установить возможность назначения административного ареста сроком до сорока пяти суток.

Проектом Закона предлагается дополнить Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях новыми составами административных правонарушений, в частности:

  • ст. 85-1 – нарушение обязанности соблюдения нотариальной, адвокатской тайны или тайны юридического консультанта;
  • ст. 171-1 – превышение предельных цен реализации товаров, работ, услуг, на которые установлено временное государственное ценовое регулирование;
  • ст. 172-1 – неисполнение энергопроизводящими, энергопередающими организациями распоряжений системного оператора при осуществлении им централизованного диспетчерского управления;
  • ст. 193-1 – нарушение законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности по соблюдению запретов и ограничений при перемещении отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Казахстан, не совпадающую с таможенной границей Евразийского экономического союза;
  • ст. 196-1 – незаконный ввоз, вывоз, провоз, приобретение, хранение, изготовление запрещенных к применению орудий лова рыбных ресурсов и других водных животных и т.д.

Предлагается из подведомственности суда передать уполномоченным органам на рассмотрение дела, в санкциях которых предусматриваются такие виды взыскания, как приостановление и лишение разрешительных документов, приостановление и запрещение деятельности.

Сокращенный порядок производства предлагается предусмотреть по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями.

Также предлагается исключить вынесение судом определений по ходатайствам об отложении и продлении срока рассмотрения дела.

30 марта 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан».

Предлагается Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан» дополнить новыми понятиями. В частности, предлагается ввести новый термин «контрактный служащий», под которым понимается служащий, осуществляющий свою деятельность на основе трудового законодательства в государственном органе, обладающий специальными знаниями, привлекаемый на период реализации национальных, отраслевых и иных проектов по поручению Главы государства либо Премьер-Министра.

Также предлагается закрепить денежную выплату, которая будет устанавливаться административным государственным служащим по результатам оценки эффективности их деятельности.

В целях повышения мобильности и мотивации государственных служащих, завершивших обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования по направлению государственного органа, предлагается исключить обязательную отработку государственного служащего именно в том государственном органе, который направил его на обучение. При этом общая отработка на государственной службе будет сохранена.

Кроме того, предлагается предусмотреть основание для увольнения государственных служащих в связи с утратой доверия. При этом для служащих, уволенных по данному основанию, будет ограничено последующее принятие на государственную службу. Также законопроектом предусматривается ограничение на три года на повторное поступление на государственную службу лиц, уволенных по отрицательным мотивам.

Для совершенствования механизма ротации проектом Закона предлагается установить, что отказ от ротации, предусмотренной в порядке и сроках проведения ротации, является основанием для принятия решений по понижению в государственной должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей государственной должности – увольнения.

Республика Молдова

Парламентом Республики Молдова 17 марта 2022 г. принят Закон Республики Молдова № 62 «О рекламе».

Целью данного Закона является организация и развитие национального рынка рекламы на основании международных принципов и передовой практики в этой области, включая принципы добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей рекламы.

В отличие от Закона Республики Молдова от 27 июня 1997 г. № 1227 «О рекламе» данный Закон более детально раскрывает различные термины в сфере рекламной деятельности, в частности разные виды рекламы: аудиовизуальная, сравнительная, дискриминационная, наружная, онлайновая, проникающая и т.д.

Также Закон Республики Молдова от 17 марта 2022 г. № 62 «О рекламе» в отличие от нынешнего Закона распространяется на политическую рекламу, под которой понимается реклама, предметом которой являются один либо несколько субъектов политической рекламы или их деятельность, один либо несколько политических проектов (концепции, инициативы, идеи и т.д.) и (или) один либо несколько символов (слоганы, рисунки, изображения, голоса и т.д.), используемых одним или несколькими субъектами политической рекламы.

Реклама должна содержать соответствующую действительности информацию. Это положение не наносит ущерба текущей и законной рекламным практикам, которые заключаются в формулировании преувеличенных суждений или которые не следует понимать буквально.

Законом запрещается:

  • подсознательная реклама;
  • вводящая в заблуждение реклама;
  • аморальная реклама;
  • дискриминационная реклама;
  • сексистская реклама;
  • реклама, вызывающая панику, подстрекающая к насилию или опасным действиям, способным причинить вред здоровью либо угрожать безопасности людей;
  • реклама, прямо или косвенно поощряющая противоправное поведение;
  • реклама, неоправданно содержащая изображения опасных ситуаций, действий, упражнений, привычек, посредством которой игнорируются безопасность или средства безопасности;
  • реклама, посредством которой очерняются продукты, услуги или профессии, даже без явного упоминания;
  • реклама, использующая без разрешения государственную символику Республики Молдова или других государств;
  • реклама, не сопровождаемая идентификационными данными в рекламе и (или) средствами индивидуализации рекламодателя или рекламораспространителя;
  • реклама, содержащая не соответствующий действующим орфографическим нормам текст.

Рассматриваемым Законом установлены требования, предъявляемые к распространению рекламы в периодических изданиях, на веб-страницах и по электронной почте, через почтовые и телефонные службы и т.д.

Данный Закон вступает в силу с 8 января 2023 г.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 16 марта 2022 г. № 165 утверждено Положение о порядке организации и функционирования Информационной системы «Государственный регистр юридических актов».

Положение устанавливает правила, касающиеся порядка ведения Государственного регистра юридических актов (далее – Регистр), вытекающие из функционирования Информационной системы «Государственный регистр юридических актов» (далее – ИС ГРЮА), в процессе опубликования юридических актов, предоставления доступа к ним и обеспечения безопасности и целостности информации в системе.

Регистр носит открытый характер и является составной частью государственных информационных ресурсов Республики Молдова. Формирование данного информационного ресурса осуществляется через функционирование ИС ГРЮА.

Регистр предназначен для предоставления физическим и юридическим лицам публичного и частного права единой платформы доступа и учета юридических актов в электронном формате, а также эффективного, современного и бесплатного механизма поиска и доступа к их версиям.

Регистр ведется на румынском и русском языках.

Информационными объектами, подлежащими включению в Регистр, являются следующие юридические акты:

  • законы, постановления Парламента;
  • указы Президента Республики Молдова;
  • постановления, распоряжения и ордонансы Правительства;
  • постановления, решения и заключения Конституционного суда;
  • юридические акты органов центрального публичного управления;
  • юридические акты административных органов, подведомственных органам центрального публичного управления;
  • юридические акты автономных органов публичного управления;
  • юридические акты органов самоуправления из сферы правосудия.

Распространение юридических актов из Регистра осуществляется посредством сети Интернет. Любое юридическое и физическое лицо имеет возможность бесплатно осуществлять поиск, просматривать, извлекать и распечатывать юридические акты из Регистра, используя браузер для навигации в сети Интернет.

Извлечение и распечатывание электронных текстов юридических актов из Регистра в целях продажи или осуществления издательской деятельности допускаются только с согласия Агентства правовых информационных ресурсов Республики Молдова на договорных условиях.

24 марта 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 92 «О проекте закона об обязательном страховании автогражданской ответственности за ущерб, причиненный транспортными средствами».

Законопроект направлен на регулирование правовых отношений между страховщиками, страхователями и третьими лицами, вытекающих из договора обязательного страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате транспортных происшествий, а также устанавливает порядок осуществления данного вида страхования.

Под обязательным страхованием автогражданской ответственности за ущерб, причиненный транспортными средствами, понимается заключение договора страхования, удостоверенного страховым полисом автогражданской ответственности (далее – АГО) (внутренним) и (или) страховым сертификатом «Зеленая карта» (внешним), согласно которому страховщик, получивший лицензию на осуществление деятельности в области обязательного страхования АГО, за страховую премию, уплаченную страхователем, обязуется возместить ущерб, причиненный транспортным происшествием, наступившим в течение срока действия договора страхования.

Проектом Закона предлагается установить, что физические и юридические лица, использующие транспортные средства, зарегистрированные в Республике Молдова, будут обязаны заключать договоры страхования АГО на случай гражданской деликтной ответственности вследствие ущерба и вреда, причиненного третьим лицам в результате транспортных происшествий. Договор страхования АГО в обязательном порядке покрывает как материальный ущерб, так и ущерб, возникший в результате причинения вреда здоровью или смерти.

В рамках обязательного страхования АГО предлагается считать страховым случаем происшествие, совершенное транспортным средством, владелец или пользователь которого выполнил обязательство по обязательному страхованию АГО, приведшее к ущербу, если он причинен:

  • как во время движения, так и стоянки транспортного средства;
  • вследствие случайного отсоединения во время движения транспортного средства прицепа, полуприцепа или других видов прицепов;
  • будучи спровоцированным устройствами или приспособлениями, которыми было оснащено транспортное средство;
  • вследствие утечки, рассыпания или случайного падения перевозимых веществ, материалов или объектов;
  • при посадке в транспортное средство или при высадке из него.

При условии наступления страхового случая страховщик АГО будет выплачивать возмещение за:

  • телесные повреждения или смерть, в том числе за моральный ущерб;
  • материальный ущерб, в том числе расходы на снятие с учета транспортного средства и расходы на уменьшение ущерба;
  • расходы на ремонт транспортного средства, подтвержденные документами, выданными ремонтными подразделениями, или документами, выданными в соответствии с условиями Закона;
  • судебные издержки, понесенные потерпевшим лицом в гражданском процессе, или расходы в случае альтернативного урегулирования спора, если решение благоприятно для потерпевшего.

29 марта 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 102 «О статусе постоянного нейтралитета Республики Молдова».

Законопроект направлен на развитие конституционных положений о нейтралитете Республики Молдова путем органичного регулирования механизмов его достижения.

Под статусом постоянного нейтралитета подразумевается конституционный статус и международное положение Республики Молдова, которая обязывается не участвовать в войнах, кроме случаев защиты своей территориальной целостности.

Законопроектом предусматривается, что постоянный нейтралитет является основой внешней и оборонной политики Республики Молдова, направленной на выполнение взятых на себя международных обязательств, на развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами всего мира.

Кроме того, предусматривается, что на территории Республики Молдова будет запрещено размещение иностранных вооруженных сил, а также Республика Молдова как постоянно нейтральное государство не будет принимать участия ни в какой форме в военных действиях за пределами своей территории.

31 марта 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 107 «Об электронной идентификации и доверительных услугах».

Законопроект направлен на обеспечение надлежащего функционирования национального рынка в области безопасности электронных средств идентификации и доверительных услуг и устанавливает правовые основы для электронных подписей, электронных печатей, электронных штампов времени, электронных документов, зарегистрированных услуг электронного распространения и сертификационных услуг для аутентификации веб-страниц.

Так, законопроектом определяются требования, предъявляемые к электронной идентификации и доверительным услугам (в частности, к электронной подписи и электронной печати, электронным меткам времени, службе зарегистрированной электронной рассылки и аутентификации веб-страниц), надзору и контролю в данной сфере, правовому режиму электронного документа и электронного документооборота, защите персональных данных.

Проектом Закона предусматривается, что принципами использования электронной подписи и электронной печати будут являться:

  • свобода выбора и использования любого вида электронной подписи или электронной печати, если нормативными актами или соглашением сторон не предусмотрено требование об использовании конкретного вида электронной подписи или электронной печати в соответствии с целями их использования;
  • возможность выбора любых технологий и (или) технических средств, позволяющих использовать конкретные виды электронных подписей или электронных печатей в соответствии с положениями закона;
  • невозможность ссылаться на отсутствие юридической силы электронной подписи или электронной печати и (или) электронного документа, на котором она проставлена, только на том основании, что электронная подпись или электронная печать была создана с помощью определенного устройства и (или) продукта для создания электронной подписи или электронной печати.

Законопроектом определено два вида электронных подписей и электронных печатей: усиленная и квалифицированная.

Усиленные электронные подписи или электронные печати должны в совокупности отвечать следующим требованиям:

  • относиться исключительно к владельцу;
  • позволять идентифицировать владельца;
  • создаваться с использованием данных для создания электронной подписи или электронных печатей, которые подписант или создатель печати может использовать с высокой степенью уверенности исключительно под своим контролем;
  • быть связанными с данными, к которым они относятся.

Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор ГТК Республики Беларусь

На основании п. 2 ст. 53 и п. 3 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2023 № 476 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374» (далее – постановление № 476).

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.