Официальная правовая информация |
Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения. При принятии наличных денежных средств использует кассовый аппарат.
1. Необходимо ли предпринимателю вести кассовую книгу?
2. Следует ли индивидуальному предпринимателю при выдаче денежных средств в качестве личного дохода оформлять приходный кассовый ордер?
Ответ: 1. Нет. Предприниматель может вести кассовую книгу по желанию.
2. Нет. Только в случае принятия решения о ведении кассовой книги необходимо оформить расходный кассовый ордер формы КО-2.
Единый порядок ведения кассовых операций и порядок расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь установлен Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107).
В соответствии с частью 2 пункта 50 Инструкции № 107 необходимость ведения кассовой книги подразделениями, юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, индивидуальным предпринимателем определяется самостоятельно в письменной форме руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе вести кассовую книгу (по желанию) и решение о ее ведении принимается ими самостоятельно в письменной форме.
Согласно пункту 51 Инструкции № 107 основанием для учинения записей в кассовую книгу являются оформленные в соответствии с законодательством приходные и расходные кассовые ордера, за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящего пункта.
Частью 2 пункта 51 Инструкции № 107 установлено, что в случае принятия решения о ведении кассовой книги индивидуальным предпринимателем прием и выдача наличных денег, в том числе самому индивидуальному предпринимателю, оформляются приходными и расходными кассовыми документами в соответствии с настоящей Инструкцией. Ведение кассовой книги подразделением, индивидуальным предпринимателем осуществляется с соблюдением требований части 1 пункта 51, пунктов 52, 53 и 55 Инструкции № 107.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что только в случае принятия решения и ведения индивидуальным предпринимателем книги кассира кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются приходными и расходными кассовыми документами в соответствии с Инструкцией № 107.
Следует отметить, что пунктом 27 Инструкции № 107 установлено, что выдача наличных денег из касс индивидуальных предпринимателей, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по расходному кассовому ордеру формы КО-2 согласно приложению 3 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38.
Следовательно, в случае если индивидуальный предприниматель не ведет кассовую книгу, то ему и не нужно оформлять ни приходный, ни расходный кассовые ордера. А в случае принятия решения о ее ведении при выдаче денежных средств в качестве личного дохода необходимо оформить расходный кассовый ордер формы КО-2.
Также, к сведению, следует отметить, что в соответствии с частью 2 пункта 53 Инструкции № 107 сумма наличных денег, выданных за день по платежной ведомости на оплату труда, расходным кассовым ордером не оформляется и не отражается в кассовой книге. Платежная ведомость на оплату труда в обязательном порядке хранится в кассе вместе с остатком наличных денег и является документом, подтверждающим отсутствие недостачи наличных денег в кассе.
В аналогичном порядке записи в кассовую книгу учиняются при выплате по платежным ведомостям стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, алиментов.
ЛИТВИНЕНКО М.В.,
экономист
|
Материал подготовлен |