Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 7 «О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ АДВОКАТОВ

ПОТАПОВА Е.В.,

адвокат Минской городской коллегии, осуществляющий

адвокатскую деятельность индивидуально

 

Улучшение инвестиционного климата, увеличение притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны, развитие инфраструктуры, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, повышение эффективности инвестиционной деятельности – вот основные долгосрочные цели стратегии по привлечению иностранных инвестиций, сформулированные в одноименном проекте, разработанном Национальным агентством инвестиций и приватизации.

Очевидно, что реализация поставленных задач непосредственно связана с вопросами либерализации и упрощения условий осуществления бизнеса на территории Республики Беларусь.

Основным программным документом, принятие которого отражает объективную заинтересованность государства в совершенствовании способов привлечения как иностранного капитала, так и развития малого и среднего бизнеса отечественными субъектами хозяйствования, безусловно, является Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), ограничивший основания и пределы субсидиарной ответственности участников и руководителей хозяйственных обществ (а также собственников имущества унитарных предприятий) в случае банкротства юридических лиц.

Так, в соответствии с пунктом 5.6 Декрета № 7 собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц.

Таким образом, в настоящее время четко определены основания привлечения к субсидиарной ответственности собственников и руководителей субъектов хозяйствования в случае экономической несостоятельности последних, при этом обязательным условием является наличие вины в действиях ответственных лиц. Также возможность привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности ограничена рамками рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве).

Следствием принятия Декрета № 7 явилось исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности за бездействие (например, за неподачу уполномоченными представителями должника заявления о возбуждении процедуры банкротства).

Следует отметить, что после вступления в силу Декрета № 7 в значительной степени уменьшилось количество судебных решений об удовлетворении исковых требований о привлечении собственников (участников) и руководителей неплатежеспособных юридических лиц к субсидиарной ответственности. Так, в частности, в 2016 году экономическим судом города Минска было удовлетворено 68 % подобных исков, тогда как в 2019 году количество положительно разрешенных дел данной категории составило менее 30 %.

Кроме изменения подхода к привлечению ответственных лиц к субсидиарной ответственности, в Декрете № 7 законодатель закрепил ряд других важных положений, включая введение уведомительного порядка об осуществлении определенных видов хозяйственной деятельности, отмену обязательного использования печатей для субъектов хозяйствования и иное.

 

Материал подписан в печать 11.05.2019

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.