Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 23.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕДИАЦИИ (ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ) В СЕРБИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ДУБОВИК Э.Г.,

старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования

хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета,

управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

 

СИЛКО К.,

юрист

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 3 января 2019 г.

 

Как говорил известный писатель, психолог Чарльз Ликсон, «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Конфликты периодически встречаются на еще и жизненном пути, и это уже не должно вызывать стресс или вводить в ступор. Конфликт – это повод поговорить и снять существующие разногласия.

Сегодня уже многим известен такой прогрессивный способ разрешения конфликтов, как медиация, который активно развивается в Республике Беларусь.

В данной статье авторы расскажут об особенностях развития медиации (посредничества) в Сербии и проведут небольшой сравнительный анализ основных законов в данной сфере в Республике Беларусь и Сербии: Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» и Закона Сербии от 23 мая 2014 г. «О посредничестве при разрешении споров».

 

Структура и терминология

 

Закон о посредничестве состоит из 51 статьи, в белорусском Законе их всего 19. Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что в Законе Сербии более детальное регулирование, зачастую можно заметить простую раздробленность статей, что и приводит к увеличению их количества.

Касаемо терминологии можно заметить, что вместо термина «медиация» в законодательстве Сербии используется термин «посредничество», соответственно «медиатор» – «посредник».

В Законе Сербии нет, в отличие от Закона Республики Беларусь, точных определений, что следует понимать под медиацией и кто такой медиатор. Однако, исходя из анализа статей Закона Сербии, можно вывести данные определения. Так, посредничество представляет собой одну из форм примирения сторон, которая способствует альтернативному разрешению споров, при этом посредничество является соответствующим действием, которое направлено на разрешение всех спорных аспектов путем мирового соглашение при содействии одного либо нескольких посредников.

В свою очередь, посредник – независимое и незаинтересованное лицо, которое осуществляет разрешение споров между конфликтующими сторонами в соответствии с принципами процедуры посредничества, предусмотренными законодательством.

 

Сфера применения законодательства

 

Необходимо отметить (законодательно закреплено), что сфера действия Закона Сербии шире, нежели чем сфера действия Закона Беларуси. Так, согласно законодательству Сербии посредничество применяется в уголовных делах, административных вопросах (что прямо закреплено в Законе о посредничестве). В нашем Законе о медиации такого закрепления нет и в чистом виде медиация в уголовном праве в настоящий момент не применяется. Однако необходимо сделать оговорку: по Закону Сербии посредничество в уголовных делах и административных правонарушениях применяется лишь в отношении имущественных требований и требований о возмещении ущерба.

 

Принципы медиации по законодательству Сербии

 

Закон о посредничестве при разрешении споров к числу важнейших принципов посредничества относит:

1. Добровольность. Данный принцип закреплен также и в Законе Республики Беларусь. Процедура посредничества проводится добровольно на основе явного согласия сторон, за исключением спорных отношений, когда проведение процедуры посредничества предусмотрено специальным законом. Так, в качестве примера можно привести: Семейный кодекс Сербии от 18 февраля 2005 г. устанавливает обязательный порядок досудебного урегулирования споров, прежде всего, между родителями несовершеннолетних детей, принявшими решение о расторжении брака. Судья, обученный медиации, предлагает таким родителям пройти социально-психологические консультации с семейными медиаторами или семейными психологами. Примирительные консультации проходят в течение двух месяцев. По завершении примирительных процедур суд в течение 15 дней должен принять решение о необходимости дальнейшего судебного рассмотрения заявления о разводе или утвердить решение родителей несовершеннолетних детей об отказе от развода.

2. Равноправие сторон, как и белорусском законодательстве.

3. Доверительный характер посреднических процедур, нейтралитет. Данный принцип идентичен белорусскому, и звучит он как беспристрастность и независимость медиатора.

4. Срочный характер разрешения споров. Принципа срочности в белорусском законодательстве нет. Принцип срочности по законодательству Сербии раскрывается следующим образом: процедура посредничества будет проводиться без промедления в кратчайшие сроки. На мой взгляд, срочность процедуры посредничества раскрывается еще в следующих случаях: 1) при направлении предложения о заключении соглашения о посредничестве другая сторона должна ответить на данное предложение в течение 15 дней с даты получения в письменном виде; 2) процедура посредничества инициируется путем заключения соглашения о посредничестве. В случае, если процедура посредничества инициируется в ходе судебного разбирательства, то по причине этого происходит задержка в судебной процедуре (такая задержка может быть только один раз и не более 60 дней). Таким образом, процедура посредничества в ходе судебного разбирательства может быть инициирована только один раз и длиться не более 60 дней.

5. Исключение общественности из процедуры медиации. Закреплен также в Законе Беларуси – принцип конфиденциальности. Согласно Закону о посредничестве при разрешении споров все сведения, предложения и заявления, сделанные в процессе медиации, носят доверительный характер, за исключением тех случаев, когда их разглашение необходимо для защиты общественного порядка или интересов детей, а также для предотвращения причинения вреда гражданам или вмешательства в их личную жизнь.

6. Участие и присутствие. Данный принцип отсутствует в законодательстве Беларуси, однако он вытекает из содержания иных статей Закона «О медиации». В процедуре посредничества стороны, как частные лица, участвуют лично либо через своих представителей. В случае, если стороной в процедуре выступает юридическое лицо, то оно действует через своего представителя, зарегистрированного в специальном реестре.

 

Требования, предъявляемые к медиаторам

 

Стороны могут сами определиться с посредником, который будет рассматривать их спор, либо обратиться к судье с целью назначения им посредника. При этом посредник должен соответствовать ряду требований, которые предусмотрены Законом Сербии.

Посредник-медиатор должен соответствовать следующим требованиям:

1. быть правоспособным;

2. быть гражданином Республики Сербия;

3. завершить базовую подготовку для посредника;

4. иметь высшее образование;

5. не иметь судимости за уголовные преступления;

6. быть зарегистрированным в реестре посредника;

7. иметь разрешение на осуществление посредничества (т.е. лицензию).

Посредниками могут быть судьи, адвокаты и другие известные специалисты в различных областях права в зависимости от вида спорного правоотношения. Медиаторы должны стремиться урегулировать спорные вопросы прежде всего путем переговоров с конфликтующими сторонами. Большое значение придается экспертным заключениям специалистов при досудебном разрешении споров между конфликтующими сторонами.

Судьи, обученные медиации, могут осуществлять посреднические процедуры исключительно вне рабочего времени и исключительно безвозмездно. По законодательству Республики Беларусь медиатором не могут быть государственные служащие, а также для осуществления деятельности медиатора не требуется наличие лицензии, требуется наличие специального свидетельства.

Ежегодно в Сербии посредник обязан представить отчет в Министерство юстиции о количестве проведенных процедур, типе спорных отношений, месте проведения процедуры и результате.

Лицензия выдается изначально на 3 года, далее ее можно возобновить на 5 лет (для возобновления необходимо соблюсти дополнительно следующие условия: не менее 10 часов в год профессионального развития посредника, не менее 5 проведенных процедур посредничества за время действия лицензии). Комиссия по выдаче лицензии состоит из судьи, посредника, министра.

 

Оплата работы посредника

 

В соответствии с законодательством Сербии, как упоминалось ранее, судьи не получают вознаграждение в случае, когда они выступают в качестве медиатора-посредника. Также в Сербии действуют определенные тарифы вознаграждения и компенсации, которые утверждаются министром, ответственным за дела судебной власти.

Также в случае, если рассмотрение проходит в несколько слушаний и стороны до начала основного слушания решили обратиться к процедуре посредничества, то им возвращаются судебные издержки или административные сборы.

Если процедура медиации инициируется в ходе судебного разбирательства, суд разрешит ее проведением посредничества прямо в здании суда, вне рабочего времени в соответствии с судебной процедурой.

В спорах, осложненных иностранным элементом, медиатором на условиях взаимности может быть иностранный гражданин, который имеет лицензию на занятие медиацией.

При этом согласно сербскому законодательству медиаторами не могут быть лица, имеющие личную заинтересованность. Также медиатор должен уведомлять стороны о любых обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу его беспристрастность.

Посредник может также осуществлять процедуру посредничества в случае, если стороны, будучи проинформированы о существовании вышеуказанных обстоятельств, согласны с тем, что он проводит процедуру.

Программу обучения на посредников-медиаторов утверждает Министерство юстиции и государственного управления. В Республике Беларусь аналогичные программы также утверждаются Министерством юстиции.

В случае согласия сторон на досудебное урегулирование споров посредством медиации стороны самостоятельно выбирают медиатора или обращаются к председателю суда назначить посредника из числа лиц, включенных в реестр медиаторов. Судьи или арбитры могут быть исключены из процедуры медиации, если они ранее участвовали в рассмотрении спора конфликтующих сторон. Медиатором не может быть адвокат, который представляет одну из сторон в судебном процессе или ранее был ее законным представителем.

Стороны должны согласовать способ медиации при решении спора. В свою очередь, медиатор должен выступить со своими предложениями о возможном способе внесудебного урегулирования спора. Соглашение конфликтующих сторон имеет силу исполнительного листа, если и оно было составлено в письменной форме и утверждено судьей. Медиатор должен уведомить конфликтующие стороны о последствиях достигнутого соглашения и о способе исполнения взятых ими обязательств.

Медиатор должен осуществлять посреднические процедуры в соответствии с утвержденными принципами и Этическим кодексом медиаторов. Медиатор не должен навязывать конфликтующим сторонам определенные решения, давать обещания и гарантировать определенный результат медиации при разрешении спора.

 

Международное посредничество и посредничество в трансграничных спорах

 

В Законе Беларуси отсутствует понятие международного посредничества. В свою очередь, Закон Сербии закрепляет международное посредничество и посредничество в трансграничных спорах. Посредничество носит международный характер в случае, если стороны имеют постоянное место жительства во время достижения соглашения о посредничестве или бизнес-штаб в разных странах.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.